Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое лицо или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, предложенные М.И. Лисиной.
Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствует о том, что субъект воспринимает другого, что он направлен на него.
Общение – это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения.
Третьим критерием общения является инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение – процесс взаимный, человек должен быт уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание – наиболее характерный момент общения
Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение этой активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Проблема общения занимает центральное место в системе человековедческих наук. Она является объектом изучения философов (А.А. Брудный, Л.П. Буева, Е.А. Злобина, М.С. Каган, Б.Д. Добрович, В.М. Соковин, и др.), педагогов (В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, А.А.Мудрик и др.).
По мнению Бодалева, «без научного освещения феноменологии закономерностей и механизмов этого многомерного полифункционального процесса, каковым общение является, нельзя создать общей теории формирования психики человека и развития его личности. Без такого освещения нельзя сконструировать научно-обоснованный методический инструментарий для практической работы с людьми в сфере обучения и воспитания, производительного труда, отдыха, быта, обеспечения здоровья людей.
Большинство психологов, философов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, М.С. Каган, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Б.Ф.Ломов, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский и др.), подчеркивая деятельностную природу общения, в качестве ведущей выделяют интеракционную функцию анализируют общение как взаимодействие индивидов в процессе кооперации. Так, Н.Н. Обозов относит к общению взаимодействие, «формирующее общий фонд мыслей и чувств». А.В.Петровский считает, что общение – это «такой процесс, в котором развиваются контакты». М.И. Лисина подчеркивает, что это взаимодействие, «направленное на согласование и подчеркивает, что это взаимодействие, «направленное на согласование и объединение усилий, общающихся с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Как отношения понимают общение К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Мясищев, Ю.П. Платонов и др. Отношения рассматриваются учеными не только как результат, но и как исходная предпосылка, побудитель общения. «Психологически отношения человека в развитом виде представляют интегральную систему сознательных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающую из всей истории его развития и внутренне определяющую его действия и переживания», – писал В.Н. Мясищев [1, с. 12].
Подход к общению как взаимоотношениям индивидуальных деятельностей наиболее ярко отражен в работах А.У. Хараш [3, с.17]. Общение, с его точки зрения, «не может быть ничем иным, кроме как совмещением и взаимным проникновением сфер жизнедеятельности людей».
К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми.
Далеко неполный анализ возможных подходов к интерпретации общения в отечественной психологии свидетельствует о его сложности, о разнообразии реализуемых им общественно значимых функций, о логической неупорядоченности в его истолковании.
Проблема общения и его роль в социализации индивида интенсивно разрабатывается в различных отраслях психологической науки. Концептуальные подходы к данной проблеме в отечественной психологии были разработаны Выготским. Одна из наиболее важных и продуктивных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находится в его отношениях со взрослым. По мнению ученого «высшие психические функции ребенка, специфические для человека, возникают первоначально как формы сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка» [2, с.51]. В развернутом виде идея интериоризации общественных отношений выражена Л.С. Выготским так: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах: сперва – социальном, потом в психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Это относится одинаково к произвольному вниманию, к развитию воли. За всеми высшими психическими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения людей [5, с. 34].
Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком совместной со взрослым, опосредованной знаками деятельности; это и есть основной путь социализации и совершается он главным образом в процессе общения.
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Недостаточная разработанность теории общения в зарубежной психологии, терминологическая неупорядоченность при его изучении, по мнению исследователей, затрудняет проведение аналогий между зарубежными и отечественными исследователями общения (1972).
Теоретически обосновывая социальный характер общения А.А. Леонтьев (1999) предлагает разделить функции общения на две категории: собственно-социальный, ориентированные на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных его групп (функции планирования, координации совместной трудовой деятельности, социальный контроль и др.) и социально-психологические, связанные с потребностями отдельных личностей – членов общества. К этой группе он относит функцию социализации. Б.Д. Парыгин, БФ. Ломов, как и А.А. Леонтьев, считают эту функцию основной, так как только в общении личность осваивает социокультурные ценности, только в общении возможно осознание человеком собственной человеческой сущности, самореализации в качестве творческой уникальной индивидуальности [3, с 23].