В области транспорта «Физический Интернет» является комбинацией цифровых транспортных сетей, которые развертываются для того, чтобы заменить аналоговые сети дорог.
Как работает цифровой Интернет? При передаче файлов в интернете, они не идут по сетям связи целиком, они делятся на пакеты, и уже в таком стандартизированном виде передаются. Кроме того, в интернете есть облака. Можно осуществить отправку файла в «облако», и все, кто нуждается в нем, могут скачать его из «облака». Так будет быстрее и удобнее. По такому же принципу работает «Физический Интернет» в логистике.
Физический Интернет не осуществляет прямую манипуляцию физическими вещами (материалы, детали, товары или продукция). Задачей данной концепции является манипуляция только контейнерами, которые, в свою очередь, специально создаются и разрабатываются для физического Интернета. А владельцы материальных ценностей инкапсулируют в них физические товарные единицы.
Создатели отмечают, что использование концепции станет источником сокращения издержек на перевозку грузов у крупных компаний на 32%. На территории России уже стал внедряться «Физический интернет» транспортно-экспедиторской компанией «Деловые линии» [1].
Рассмотрим, как выглядит схема перевозок при использовании физического Интернета. Предположим, что определенное предприятие осуществляет сбор груза с продукцией, а затем отправляет в распределительный центр. Там уже происходит распределение товара: часть товара отправляется конечному потребителю, другая часть – может быть, отправляется на другой склад. Но в обеих ситуациях это будут, скорее всего, сборные грузы, что дает возможность транспортным компаниям уменьшить число рейсов, следовательно, сократятся сроки и стоимость доставки.
Рис. 1. Традиционная схема поставок и схема поставок с использованием физического интернета [2]
Как видно на рисунке 1, что число рейсов в традиционной схеме поставок и схеме «физического интернета» может быть одинаковым. Тем не менее, пробег становится меньше, и от складского комплекса до конечного потребителя расстояние минимальное, что обеспечивает максимально быструю доставку.
Стоит отдельно поговорить о применяемых контейнерах. Концепция «Физический Интернет» в логистике подразумевает комплектацию товаров в интеллектуальные, экологичные и модульные контейнеры, начиная от размера морского контейнера до размера маленькой коробки. Получили они название – π-контейнеры. Таким образом, он является обобщением морского контейнера, который осуществлял успешную поддержку глобализации и формировал и формирует корабли, морские и речные порты, автомобили, железные дороги и распространяет контейнеризацию на логистические услуги в целом, фактически представляя собой почти готовую часть PI.
Транспортные π-контейнеры – это замена паллетов. Длина, ширина и высота составляют 1,2 метра. В них уже осуществляется вставка грузовых π-контейнеров. Грузовой π-контейнер является заменой ящиков, габариты составляют 120 см. А в каждый грузовой π-контейнер вставляется упаковочный π-контейнер, который, в свою очередь, является заменой потребительской упаковки [3].
Рис. 2. π-контейнерные перевозки, погрузочно-разгрузочные работы и технологии хранения [4]
Согласно рисунку 2 появляются следующие понятия и термины:
- π-транспорт. Сюда относится все виды транспорта, включая железнодорожный, которые адаптированы для перевозки π-контейнеров.
- π-погрузчики. Они представляют собой погрузчиков, которые не имеют вилы, а вместо этого используют замки и сцепки π-контейнеров для того, чтобы осуществлять их перемещение внутри складского комплекса.
- π-конвейеры. Они являются автоматическими конвейерными линиями, которые соответствуют габаритам π-контейнеров. Также осуществляют передвижение внутри складского комплекса.
- π-хранилища. Подобно стеллажным конструкциям, π-контейнеры устанавливают друг на друга.
Актуальным будет внедрение физического интернета в железнодорожном коридоре «Центр-Юг». Стоит отметить, что железные дороги в этом коридоре функционируют в условия крайне высокой грузонапряженности (более 40 млн т. км в год).
Кроме этого нанесён ущерб грузовому и пригородному движению в коридоре. Грузовые поезда направлены по окружному маршруту с увеличением тарифного расстояния на 500 км [5].
Рис. 3. Планируемые скоростные железнодорожные коридоры
Следовательно, в данном коридоре необходимо реализовать новые хабы «железная дорога – автомобиль».
Рис. 4. Использование модульности унитарных и составных π-контейнеров для построения новых хабов «железная дорога – автомобиль» [4]
Если рассматривать коридор «Центр-Юг», то здесь формирование скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в первую очередь ориентирована на пассажирские перевозки, но грузовой ход также может стать источником дополнительных пар поездов по этой железнодорожной инфраструктуре, а также ее доходов. Перспективное направление – это контейнерные перевозки, которые могут выполняться на скоростях и в графике движения пассажирских подвижных составов, что даст возможность создать высокоскоростные и скоростные линии грузопассажирскими. Одной из задач, которая входит в перечень Указа Президента Российской Федерации, является повышение уровня контейнеризации железнодорожных перевозок [6].
Организовать грузовые перевозки на высокоскоростных магистралях – очень сложная задача. Китай, который является лидером в мире в области высокоскоростных сообщений, осуществляет в основном только пассажирские перевозки. Есть случаи, когда высокоскоростной поезд использовался для перевозки лёгкого груза, например, почты и посылок, но они являются единичными. Также необходимо учитывать, что в Российской Федерации железнодорожный транспорт зарабатывает на перевозках массовых грузов, доставка которых не зависит от скорости передвижения.
В заключении хотелось бы отметить, что перевозки пассажирских и грузовых поездов на сети железных дорог Российской Федерации выполняются по одним и тем же путям, а динамика их роста опережает развитие пропускной и провозной способности железнодорожного направления [8]. Концепция «Физический Интернет» позволит ускорить технологические операции и оборачиваемость грузов. Те же самые π-контейнеры, с физической точки зрения, являются простыми в обращении, хранении, транспортировке, герметизации, привязке к конструкции, блокировке, погрузке, разгрузке, сборке и демонтаже. А также в регионах высокоскоростных магистралях необходимо формировать логистические хабы.