Профессиональное самоопределение учащихся является одним из актуальных направлений профильного обучения в дополнительном образовании. Мотивированность на профессию у старшеклассников остается низкой, они не подготовлены к новым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации. По оценкам специалистов около 50% школьников 10-11 классов не имеют устойчивого профнамерения, а 67 % испытывают затруднения при выборе профессии [3].
Проблема профессиональной ориентации не новая для образования. На заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 г.) В.В. Путин отметил необходимость осознанного выбора специальности учащимися уже в школе, привлечении к этому вузов, техникумов, и бизнеса.
В национальном проекте «Образование. Успех каждого ребенка» на 2019-2024 год одной из задач является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [4]. На профориентацию, обучение детей по индивидуальным учебным планам в соответствии с избранными ими профессиональными компетенциями направлены мероприятия Минпросвещения России путем тиражирования опыта открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего».
В приказе Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” говорится, что одним из направлений образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам является профессиональная ориентация обучающихся [6].
Профессиональное самоопределение рассматривается и как один из компонентов личности старшеклассника, и как процесс его самореализации в профессиональной деятельности. Возникают когнитивные, мотивационно-ценностные, деятельностно-практические трудности у учащихся при выборе будущей профессии.
Когнитивные трудности связаны с незнанием востребованных профессий в экономике региона, возможностью выбора альтернативных профессий, соответствии индивидуальных характеристик человека требованиям профессии. Они связаны с тем, что педагоги школ обладают недостаточной готовностью к профориентации старших школьников в процессе профильного обучения. Учителям – предметникам не всегда известны профессии, которых не хватает на рынке труда региона, по которым ВУЗы готовят специалистов.
Мотивационно-ценностные трудности возникают с преобладанием мотивов выбора, на которые оказывают влияние не только желание ребенка, но и мнение его родителей и социального окружения, престижность профессии. При этом не всегда учитываются способности и характеристики личности учащегося. В организации учебной деятельности педагогам необходимо развивать самостоятельность и активность старшеклассников в процессе осуществления выбора ими профессии, позитивное отношение, как в урочной, так и во внеурочной работе. Необходимо поддерживать стремление к самопознанию, дать ребенку возможность соотнести свои желания и возможности. Не обоснованный выбор профессии происходит из-за отсутствия адекватной самооценки своих способностей [5].
Деятельностно-практические трудности возникают из-за того, что важно осуществлять профориентацию на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учащихся проявляется интерес и способности. В образовательной организации реализуются профили не только по запросам учащихся, но из возможностей школы. Что негативно сказывается на процессе самореализации старшеклассников. Недостаточное взаимодействие с отделами профориентации ВУЗов, с социальными партнерами создают трудности в формировании профессиональных качеств в избранных видах деятельности, оценки и коррекции профессионального выбора [7].
Поэтому важным становиться расширение социального пространства обучающихся, педагогическое сопровождение самоопределения, интеграция школьного, дополнительного и профессионального образования. Результатом такого взаимодействия в Саракташском районе Оренбургской области стала сетевая модель профильного образования, частью которой является дополнительное образование. В МБУ ДО «ЦВР» Саракташского района работает районная многопредметная очно-заочная школа для одаренных детей «Эврика», которая осуществляет сопровождение профессионального самоопределения учащихся через реализацию дополнительных общеобразовательных программ. Рассмотрим это сопровождение на примере универсального класса с педагогической направленностью.
Район испытывает кадровый голод в системе образования. Возрастная структура педагогов Саракташского района показана в таблице.
Таблица
Возрастная структура педагогических кадров Саракташского района (2019 год)
Возраст |
19-30лет |
31-39 лет |
40-49 лет |
50-59 лет |
60 -70 лет |
---|---|---|---|---|---|
Количество педагогов, чел. |
62 |
71 |
195 |
50 |
43 |
Доля педагогов, % |
15 |
17 |
46 |
12 |
10 |
Анализ таблицы показывает, что происходит старение педагогов района. Самую многочисленную группу составляют учителя от 40 до 49 лет. Более 60 % педагогов старше 40 лет, из них 22 % предпенсионного и пенсионного возраста, а молодые кадры составляют всего 15 %. В 2019 году в район пришли работать 7 молодых специалистов, что составляет 2% педагогов района. По данным Центра занятости Саракташского района в образовательные организации требуются учителя информатики, физики, математики, иностранного языка, педагоги начального образования [2]. Поэтому актуальным стало создание в системе профильного образования района универсального класса с педагогической направленностью.
Когнитивные трудности учащихся этого класса решаются через реализацию в ОЗШ «Эврика» направления «Выбор», в котором работают творческие объединения «Введение в педагогическую деятельность» и «Психология». Они создают условия для профессионального самоопределения и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. В процессе обучения происходит анализ обучающимися требований к педагогической деятельности, значимым качествам личности педагога, проектирование стратегии профессионального и личностного саморазвития. Социальным партнером является Оренбургский государственный педагогический университет. Встречи кураторов и студентов ОГПУ с учащимися и родителями, дни открытых дверей способствуют формированию знаний о мире педагогических профессий, специальностях, которые можно получить в ВУЗе.
Мотивационно-ценностные трудности преодолеваются учащимися через участие в тренингах, которые организуются и проводятся педагогами ОЗШ совместно с кураторами ОГПИ. Интересны и продуктивны тренинги «Педагогические парадоксы в деятельности современного педагога», коммуникативный тренинг «Речь – профессиональный инструмент», «Я+Ты» (конструирование портрета учителя в аспекте его коммуникативной деятельности). Учащиеся творческих объединений принимают активное участие в олимпиаде школьников по педагогике «Ориентир», которая проводится кафедрой педагогики и социологии Института педагогики и психологии ОГПУ. В 2018 году призовых мест было 2, в 2019 – 3. В 2019 году победителем олимпиады стала учащаяся педагогического класса – Пиянзина Анастасия (МОБУ «Саракташская СОШ №1 им. 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»), призерами – Чернышева Виктория (МОБУ «Саракташская СОШ №1 им. 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»), Маленкова Екатерина (МОБУ «Саракташская СОШ №3). Способствует формированию устойчивой мотивации участие во всероссийском конкурсе имени В.И. Вернадского, научно-практической конференции «Восхождение к педагогической профессии: открытие в себе педагога». Участие в таких мероприятиях дает возможность заработать баллы, которые при поступлении суммируются с баллами ЕГЭ и способствуют мотивации.
Направление «Шанс» в ОЗШ «Эврика» дает возможность углубленного изучения 7 предметов в 21 творческом объединении, которые необходимы для поступления в ВУЗ. Подготовка к олимпиадам осуществляется в направлении «Дар». В дополнительном образовании, таким образом, реализуется возможность выбора предметов по запросам учащихся, что способствует процессу самореализации и решению деятельностно-практических трудностей. Большое значение для практико-ориентированного ценностно-смыслового характера будущего учителя имеет социальная практика «Юный педагог». Её содержание и формы ориентированы на будущую профессию. Включение учащихся в активное взаимодействие с субъектами педагогического процесса позволяет «прожить» педагогические ситуации и отношения, формируется опыт решения социально-педагогических задач [1].
Первый педагогический класс был открыт в 2017 году. Он насчитывал 7 учащихся, из них 3 поступили в педагогический колледж, 4 – в ОГПУ. В 2018 году в педкласс пришли учиться 9 учащихся и столько же в 2019. Количество учащихся остается стабильным, первые выпускники данного класса планируют после обучения в профессиональных учреждениях работать педагогами. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся в дополнительном образовании в будущем позволит решить кадровые проблемы образования и других отраслей хозяйства района.