Главная
АИ #24 (27)
Статьи журнала АИ #24 (27)
Профессиональное самоопределение учащихся в дополнительном образовании

Профессиональное самоопределение учащихся в дополнительном образовании

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

дополнительное образование
профильное обучение
профильные классы
очно-заочная школа
образовательное пространство
образовательная деятельность
творческие объединения
самопознание
самореализация
профориентация

Аннотация статьи

В статье рассматривается профессиональное самоопределение учащихся как одно из актуальных направлений профильного обучения в дополнительном образовании. Профессиональному самоопределению учащихся уделяется большое внимание в национальном проекте «Образование», в приказе Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», направлены мероприятия Минпросвещения России путем тиражирования опыта открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего». Но у старшеклассников возникают когнитивные, мотивационно-ценностные, деятельностно-практические трудности при выборе будущей профессии. Важным становиться расширение социального пространства обучающихся, педагогическое сопровождение самоопределения, интеграция школьного, дополнительного и профессионального образования. Результатом такого взаимодействия в Саракташском районе стала сетевая модель профильного образования, частью которой является районная многопредметная очно-заочная школа для одаренных детей «Эврика». Представлен опыт работы школы по профессиональному самоопределению учащихся универсального класса с педагогической направленностью, направления работы и результаты.

Текст статьи

Профессиональное самоопределение учащихся является одним из актуальных направлений профильного обучения в дополнительном образовании. Мотивированность на профессию у старшеклассников остается низкой, они не подготовлены к новым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации. По оценкам специалистов около 50% школьников 10-11 классов не имеют устойчивого профнамерения, а 67 % испытывают затруднения при выборе профессии [3].

Проблема профессиональной ориентации не новая для образования. На заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 г.) В.В. Путин отметил необходимость осознанного выбора специальности учащимися уже в школе, привлечении к этому вузов, техникумов, и бизнеса.

В национальном проекте «Образование. Успех каждого ребенка» на 2019-2024 год одной из задач является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [4]. На профориентацию, обучение детей по индивидуальным учебным планам в соответствии с избранными ими профессиональными компетенциями направлены мероприятия Минпросвещения России путем тиражирования опыта открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего».

В приказе Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” говорится, что одним из направлений образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам является профессиональная ориентация обучающихся [6].

Профессиональное самоопределение рассматривается и как один из компонентов личности старшеклассника, и как процесс его самореализации в профессиональной деятельности. Возникают когнитивные, мотивационно-ценностные, деятельностно-практические трудности у учащихся при выборе будущей профессии.

Когнитивные трудности связаны с незнанием востребованных профессий в экономике региона, возможностью выбора альтернативных профессий, соответствии индивидуальных характеристик человека требованиям профессии. Они связаны с тем, что педагоги школ обладают недостаточной готовностью к профориентации старших школьников в процессе профильного обучения. Учителям – предметникам не всегда известны профессии, которых не хватает на рынке труда региона, по которым ВУЗы готовят специалистов.

Мотивационно-ценностные трудности возникают с преобладанием мотивов выбора, на которые оказывают влияние не только желание ребенка, но и мнение его родителей и социального окружения, престижность профессии. При этом не всегда учитываются способности и характеристики личности учащегося. В организации учебной деятельности педагогам необходимо развивать самостоятельность и активность старшеклассников в процессе осуществления выбора ими профессии, позитивное отношение, как в урочной, так и во внеурочной работе. Необходимо поддерживать стремление к самопознанию, дать ребенку возможность соотнести свои желания и возможности. Не обоснованный выбор профессии происходит из-за отсутствия адекватной самооценки своих способностей [5].

Деятельностно-практические трудности возникают из-за того, что важно осуществлять профориентацию на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учащихся проявляется интерес и способности. В образовательной организации реализуются профили не только по запросам учащихся, но из возможностей школы. Что негативно сказывается на процессе самореализации старшеклассников. Недостаточное взаимодействие с отделами профориентации ВУЗов, с социальными партнерами создают трудности в формировании профессиональных качеств в избранных видах деятельности, оценки и коррекции профессионального выбора [7].

Поэтому важным становиться расширение социального пространства обучающихся, педагогическое сопровождение самоопределения, интеграция школьного, дополнительного и профессионального образования. Результатом такого взаимодействия в Саракташском районе Оренбургской области стала сетевая модель профильного образования, частью которой является дополнительное образование. В МБУ ДО «ЦВР» Саракташского района работает районная многопредметная очно-заочная школа для одаренных детей «Эврика», которая осуществляет сопровождение профессионального самоопределения учащихся через реализацию дополнительных общеобразовательных программ. Рассмотрим это сопровождение на примере универсального класса с педагогической направленностью.

Район испытывает кадровый голод в системе образования. Возрастная структура педагогов Саракташского района показана в таблице.

Таблица

Возрастная структура педагогических кадров Саракташского района (2019 год)

Возраст

19-30лет

31-39 лет

40-49 лет

50-59 лет

60 -70 лет

Количество педагогов, чел.

62

71

195

50

43

Доля педагогов, %

15

17

46

12

10

Анализ таблицы показывает, что происходит старение педагогов района. Самую многочисленную группу составляют учителя от 40 до 49 лет. Более 60 % педагогов старше 40 лет, из них 22 % предпенсионного и пенсионного возраста, а молодые кадры составляют всего 15 %. В 2019 году в район пришли работать 7 молодых специалистов, что составляет 2% педагогов района. По данным Центра занятости Саракташского района в образовательные организации требуются учителя информатики, физики, математики, иностранного языка, педагоги начального образования [2]. Поэтому актуальным стало создание в системе профильного образования района универсального класса с педагогической направленностью.

Когнитивные трудности учащихся этого класса решаются через реализацию в ОЗШ «Эврика» направления «Выбор», в котором работают творческие объединения «Введение в педагогическую деятельность» и «Психология». Они создают условия для профессионального самоопределения и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. В процессе обучения происходит анализ обучающимися требований к педагогической деятельности, значимым качествам личности педагога, проектирование стратегии профессионального и личностного саморазвития. Социальным партнером является Оренбургский государственный педагогический университет. Встречи кураторов и студентов ОГПУ с учащимися и родителями, дни открытых дверей способствуют формированию знаний о мире педагогических профессий, специальностях, которые можно получить в ВУЗе.

Мотивационно-ценностные трудности преодолеваются учащимися через участие в тренингах, которые организуются и проводятся педагогами ОЗШ совместно с кураторами ОГПИ. Интересны и продуктивны тренинги «Педагогические парадоксы в деятельности современного педагога», коммуникативный тренинг «Речь – профессиональный инструмент», «Я+Ты» (конструирование портрета учителя в аспекте его коммуникативной деятельности). Учащиеся творческих объединений принимают активное участие в олимпиаде школьников по педагогике «Ориентир», которая проводится кафедрой педагогики и социологии Института педагогики и психологии ОГПУ. В 2018 году призовых мест было 2, в 2019 – 3. В 2019 году победителем олимпиады стала учащаяся педагогического класса – Пиянзина Анастасия (МОБУ «Саракташская СОШ №1 им. 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»), призерами – Чернышева Виктория (МОБУ «Саракташская СОШ №1 им. 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»), Маленкова Екатерина (МОБУ «Саракташская СОШ №3). Способствует формированию устойчивой мотивации участие во всероссийском конкурсе имени В.И. Вернадского, научно-практической конференции «Восхождение к педагогической профессии: открытие в себе педагога». Участие в таких мероприятиях дает возможность заработать баллы, которые при поступлении суммируются с баллами ЕГЭ и способствуют мотивации.

Направление «Шанс» в ОЗШ «Эврика» дает возможность углубленного изучения 7 предметов в 21 творческом объединении, которые необходимы для поступления в ВУЗ. Подготовка к олимпиадам осуществляется в направлении «Дар». В дополнительном образовании, таким образом, реализуется возможность выбора предметов по запросам учащихся, что способствует процессу самореализации и решению деятельностно-практических трудностей. Большое значение для практико-ориентированного ценностно-смыслового характера будущего учителя имеет социальная практика «Юный педагог». Её содержание и формы ориентированы на будущую профессию. Включение учащихся в активное взаимодействие с субъектами педагогического процесса позволяет «прожить» педагогические ситуации и отношения, формируется опыт решения социально-педагогических задач [1].

Первый педагогический класс был открыт в 2017 году. Он насчитывал 7 учащихся, из них 3 поступили в педагогический колледж, 4 – в ОГПУ. В 2018 году в педкласс пришли учиться 9 учащихся и столько же в 2019. Количество учащихся остается стабильным, первые выпускники данного класса планируют после обучения в профессиональных учреждениях работать педагогами. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся в дополнительном образовании в будущем позволит решить кадровые проблемы образования и других отраслей хозяйства района.

Список литературы

  1. Бурмистрова М.Н. Социальные практики как ресурс профессиональной подготовки педагогов // Сибирский педагогический журнал, 2016. № 6. - С. 47-52.
  2. Вакансии центра занятости Саракташский район. Региональная база вакансий: [Электронный ресурс] https://ircenter.ru/sznregion/orenburg/cznoren.asp?rn=%D1%E0%F0%E0%EA%F2%E0%F8%F1%EA%E8%E9%20%F0%E0%E9%EE%ED&kodepage=464016&ActivityScopeNoStandart=True&SearchType=1&Region=56&Okato=99638&Profession=&HideWithEmptySalary=False&ShowOnlyWithEmployerInfo=False&ShowOnlyWithHousing=False&Sort=5&PageSize=0&SpecialCategories=False&Grid-sort=&Grid-page=4&Grid-pageSize=25&Grid-group=&Grid-filter= (дата обращения: 10.11.2019).
  3. Деденко Н.И., Эдгард О.И.Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профильного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании, 2010. № 2- с.49-51
  4. Национальный проект «Образование» [электронный ресурс] https://projectobrazovanie.ru/#the_composition_of_the_project (дата обращения 10.11.2019)
  5. Ососова М.В. Критерии и показатели оценки профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки // Образование и наука, 2011. № 2 - С. 128-135.
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс] https://rg.ru/2018/12/03/minprosvescheniya-prikaz-196-site-dok.html (дата обращения 10.11.2019)
  7. Психологическое сопровождение выбора профессии/ под ред. Л.Н. Митиной – М.; Флинт, 1998. 179 с.

Поделиться

3753

Меркулова Т. В. Профессиональное самоопределение учащихся в дополнительном образовании // Актуальные исследования. 2020. №24 (27). С. 101-104. URL: https://apni.ru/article/1637-professionalnoe-samoopredelenie-uchashch

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября