научный журнал «Актуальные исследования» #24 (27), декабрь '20

Культурный туризм как перспективное направление развития туризма на региональном уровне

Туризм оказывает различное влияние на жизнь местного населения, его материальную и духовную деятельность, систему ценностей, социальное поведение и интересы. В регионе, где есть социальная и культурная активность, где туризм является традиционным и количество туристов меньше, чем местного населения, а их культурный уровень примерно одинаков, особого влияния туризма нет. Однако в ряде промышленно развитых регионов рост туризма может привести к значительным изменениям в социальной структуре, окружающей среде и местной культуре. В данной статье рассмотрим особенности культурного туризма, как перспективное направление развития туризма на региональном уровне и рассмотрим туристические особенности некоторых регионов.

Аннотация статьи
туризм
культурный туризм
региональный туризм
развитие регионов
развитие туризма
совершенствование туризма
Ключевые слова

В последнее время в международном туризме произошел ряд важных изменений в смысле диверсификации целей поездок и изменения приоритетов в предпочтениях туристов. Такие преобразования привели к появлению новых форм расходов на отдых и обогащению контента для классических форм туризма. Из них особой признательностью со стороны туристов пользуются следующие формы:

  • Деловой туризм;
  • Культурный туризм - основная составляющая городского туризма;
  • Сельский туризм.

В нашей работе мы рассмотрим подробно культурный туризм.

Существует ряд диссертаций, посвященных проблеме культурного туризма. Кандидат культурологических наук С. А. Красная определяет культурный туризм как процесс приобщения к «чужой» культуре и понимания этой культуры, в результате которого происходит расширение познавательных интересов личности по отношению к историко-культурным традициям, обычаям, проявлениям материальной культуры других народов, наций и народностей. Конечным результатом культурного туризма является формирование культурной компетентности туристов [5].

М. Драгичевич-Шешич предложил классифицировать культурный туризм на 4 основные группы: исторические путешествия, географические путешествия, культурные путешествия и экотуризм. Классификация М. Драгневича-Шешича ценна для исследований культурного туризма в связи с разделением путешествий в зависимости от цели поездки. В то же время деление путешествий на три категории не в полной мере отражает особенности развития культурного туризма на современном этапе. Кроме того, одна и та же поездка может быть отнесена сразу к нескольким категориям, что затрудняет ее классификацию [4].

Это относится к тому, чтобы проводить свободное время, отдыхать в городах, чтобы посещать их, и проводить другие очень разнообразные мероприятия, включая: посещения родственников, встречи с друзьями, просмотр шоу, выставки, покупки.

Культурный туризм имеет широкие возможности, что затрудняет измерение этих видов туризма.

С туристической точки зрения культурный элемент включает в себя как однодневные поездки (поездки), так и туризм. Существуют мнения, согласно которым городской аспект некоторых населенных пунктов подразумевает, что их население должно составлять не менее 20 000 жителей, что будет иметь специальное архитектурное предложение.

Что касается причин поездок, на первом месте – отдых, программы с культурным содержанием (35-40%), затем встречи с семьей и друзьями (20%), деловые и другие профессиональные причины, к которым добавляются посещения с гастрономическим содержанием, шоппинг, участие в культурных, художественных мероприятиях.

Благодаря очень разнообразной мотивации, культурный туризм играет важную роль в структуре туристического обращения. Около 80% посещений города – это чистый туризм (мотивация эксклюзивная), а 20% – дополнительный туризм. Посещение этих городских поселений связано с другими формами расходов на отдых: морское побережье, маршруты и т.д.

Динамика культурного туризма обусловлена увеличением кратковременной мобильности населения; на него влияют сокращение количества пребываний и доли отпусков, что объясняется желанием посетить и узнать больше мест, а также в результате улучшений в области транспорта (повышение скорости, комфорта, снижение затрат). Городской туризм получает выгоду от действия некоторых благоприятных факторов: - повышение интереса к посещению некоторых культурных целей; -развитие делового туризма.

Культурный туризм, являющийся составной частью городского туризма, занимает значительную долю в мотивационной структуре городского туризма (около 40%).

Развитие культурного туризма стимулируется любопытством людей и повышением уровня цивилизации, обучения. Другим благоприятным фактором является трансформация идеи культуры, в широком смысле, которая охватывает образ жизни, систему ценностей, традиций, убеждений [2].

Культурный туризм по своему характеру, по месту развития и способу организации объединяет городской, совмещая участие в культурных мероприятиях, оперных спектаклях, балете, театре, концертах, фестивалях (музыка, танцы, кино, фольклор), ярмарках и т. д.

Всё большую популярность приобретают экскурсионные туры и по нашей стране. Россия богата разными маршрутами и интересными объектами: город музей – Санкт–Петербург, Москва, Карелия, древнерусские города Золотого кольца с их церквями, речные круизы. Это далеко не полный список тех мест, по которым есть экскурсии, но одни из самых востребованных [1].

Санкт-Петербург – один из самых красивых и посещаемых наших городов. Настоящий музей с сотнями объектов под открытым небом. Его пригороды не менее красивы и популярны. Встреча с Петергофом, с его дворцами и фонтанами запоминается надолго.

Москва также манит многих своими достопримечательностями: Кремль, Собор Василия Блаженного, Красная площадь, Поклонная гора.

А у скальной церкви, что находится в Костомарово Воронежской области, вообще мало аналогов на планете по необычности сооружения и красоте. Кроме посещения российских городов спросом пользуются и экскурсии по тем местам, где жили и работали известные люди, которые прославили нашу страну.

Оренбургская область – этнически уникальное образование, сформировавшее одну из сложнейших полиэтнических систем, характеризующуюся многообразием этносоциальных элементов, пространственно-географических поселений, уникальной этноисторической культурой. Многонациональная Оренбургская область, где проживают 119 национальностей, характеризуется стремлением этносов к возрождению, сохранению и развитию самобытных национальных культур, уникальных национальных традиций, обычаев и обрядов. Уникальный культурный комплекс «Национальная деревня», единственный в России, стал уникальным символом этнокультурного взаимодействия народов, проживающих на территории Оренбургской области. Это парк-музей, в котором представлены русские, украинские, татарские, казахские, башкирские, мордовские, чувашские, белорусские, армянские и немецкие национальные усадьбы [3].

Развитие государства, открытие новых культурных центров, гостиниц и восстановление рекреационных зон способствуют наращиванию потока посещений.

Что касается прогностических данных, то к 2025 году (по сравнению с 2020) планируется увеличить совокупную доходность сферы по экскурсионным услугам с 600 млн руб. до 1000 млн руб. По услугам гостиниц с 270 млн руб. до 400 млн руб.

Таким образом, мы можем сказать, что культурный туризм имеет большое значение в развитии человека, его приобщению к прекрасному и улучшении экономики регионов. Поэтому это не столько отдых, сколько способ узнать много интересного и познавательного о нашем богатом историческом, культурном прошлом и настоящем России.

Текст статьи

В последнее время в международном туризме произошел ряд важных изменений в смысле диверсификации целей поездок и изменения приоритетов в предпочтениях туристов. Такие преобразования привели к появлению новых форм расходов на отдых и обогащению контента для классических форм туризма. Из них особой признательностью со стороны туристов пользуются следующие формы:

  • Деловой туризм;
  • Культурный туризм - основная составляющая городского туризма;
  • Сельский туризм.

В нашей работе мы рассмотрим подробно культурный туризм.

Существует ряд диссертаций, посвященных проблеме культурного туризма. Кандидат культурологических наук С. А. Красная определяет культурный туризм как процесс приобщения к «чужой» культуре и понимания этой культуры, в результате которого происходит расширение познавательных интересов личности по отношению к историко-культурным традициям, обычаям, проявлениям материальной культуры других народов, наций и народностей. Конечным результатом культурного туризма является формирование культурной компетентности туристов [5].

М. Драгичевич-Шешич предложил классифицировать культурный туризм на 4 основные группы: исторические путешествия, географические путешествия, культурные путешествия и экотуризм. Классификация М. Драгневича-Шешича ценна для исследований культурного туризма в связи с разделением путешествий в зависимости от цели поездки. В то же время деление путешествий на три категории не в полной мере отражает особенности развития культурного туризма на современном этапе. Кроме того, одна и та же поездка может быть отнесена сразу к нескольким категориям, что затрудняет ее классификацию [4].

Это относится к тому, чтобы проводить свободное время, отдыхать в городах, чтобы посещать их, и проводить другие очень разнообразные мероприятия, включая: посещения родственников, встречи с друзьями, просмотр шоу, выставки, покупки.

Культурный туризм имеет широкие возможности, что затрудняет измерение этих видов туризма.

С туристической точки зрения культурный элемент включает в себя как однодневные поездки (поездки), так и туризм. Существуют мнения, согласно которым городской аспект некоторых населенных пунктов подразумевает, что их население должно составлять не менее 20 000 жителей, что будет иметь специальное архитектурное предложение.

Что касается причин поездок, на первом месте – отдых, программы с культурным содержанием (35-40%), затем встречи с семьей и друзьями (20%), деловые и другие профессиональные причины, к которым добавляются посещения с гастрономическим содержанием, шоппинг, участие в культурных, художественных мероприятиях.

Благодаря очень разнообразной мотивации, культурный туризм играет важную роль в структуре туристического обращения. Около 80% посещений города – это чистый туризм (мотивация эксклюзивная), а 20% – дополнительный туризм. Посещение этих городских поселений связано с другими формами расходов на отдых: морское побережье, маршруты и т.д.

Динамика культурного туризма обусловлена увеличением кратковременной мобильности населения; на него влияют сокращение количества пребываний и доли отпусков, что объясняется желанием посетить и узнать больше мест, а также в результате улучшений в области транспорта (повышение скорости, комфорта, снижение затрат). Городской туризм получает выгоду от действия некоторых благоприятных факторов: - повышение интереса к посещению некоторых культурных целей; -развитие делового туризма.

Культурный туризм, являющийся составной частью городского туризма, занимает значительную долю в мотивационной структуре городского туризма (около 40%).

Развитие культурного туризма стимулируется любопытством людей и повышением уровня цивилизации, обучения. Другим благоприятным фактором является трансформация идеи культуры, в широком смысле, которая охватывает образ жизни, систему ценностей, традиций, убеждений [2].

Культурный туризм по своему характеру, по месту развития и способу организации объединяет городской, совмещая участие в культурных мероприятиях, оперных спектаклях, балете, театре, концертах, фестивалях (музыка, танцы, кино, фольклор), ярмарках и т. д.

Всё большую популярность приобретают экскурсионные туры и по нашей стране. Россия богата разными маршрутами и интересными объектами: город музей – Санкт–Петербург, Москва, Карелия, древнерусские города Золотого кольца с их церквями, речные круизы. Это далеко не полный список тех мест, по которым есть экскурсии, но одни из самых востребованных [1].

Санкт-Петербург – один из самых красивых и посещаемых наших городов. Настоящий музей с сотнями объектов под открытым небом. Его пригороды не менее красивы и популярны. Встреча с Петергофом, с его дворцами и фонтанами запоминается надолго.

Москва также манит многих своими достопримечательностями: Кремль, Собор Василия Блаженного, Красная площадь, Поклонная гора.

А у скальной церкви, что находится в Костомарово Воронежской области, вообще мало аналогов на планете по необычности сооружения и красоте. Кроме посещения российских городов спросом пользуются и экскурсии по тем местам, где жили и работали известные люди, которые прославили нашу страну.

Оренбургская область – этнически уникальное образование, сформировавшее одну из сложнейших полиэтнических систем, характеризующуюся многообразием этносоциальных элементов, пространственно-географических поселений, уникальной этноисторической культурой. Многонациональная Оренбургская область, где проживают 119 национальностей, характеризуется стремлением этносов к возрождению, сохранению и развитию самобытных национальных культур, уникальных национальных традиций, обычаев и обрядов. Уникальный культурный комплекс «Национальная деревня», единственный в России, стал уникальным символом этнокультурного взаимодействия народов, проживающих на территории Оренбургской области. Это парк-музей, в котором представлены русские, украинские, татарские, казахские, башкирские, мордовские, чувашские, белорусские, армянские и немецкие национальные усадьбы [3].

Развитие государства, открытие новых культурных центров, гостиниц и восстановление рекреационных зон способствуют наращиванию потока посещений.

Что касается прогностических данных, то к 2025 году (по сравнению с 2020) планируется увеличить совокупную доходность сферы по экскурсионным услугам с 600 млн руб. до 1000 млн руб. По услугам гостиниц с 270 млн руб. до 400 млн руб.

Таким образом, мы можем сказать, что культурный туризм имеет большое значение в развитии человека, его приобщению к прекрасному и улучшении экономики регионов. Поэтому это не столько отдых, сколько способ узнать много интересного и познавательного о нашем богатом историческом, культурном прошлом и настоящем России.

Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября