Система правоохранительных органов до сих пор остается одной из самых коррумпированных в стране. Причем вред от взяточничества в этой сфере не только экономический, но и, что самое страшное, социальный. Многие структуры доставляют государству и обществу громадный вред, когда осуществляют коррупционные действия. Нельзя отрицать тот факт, что в последнее время российские СМИ стараются тщательно замалчивать сведения о некоторых экономических махинациях тех или иных должностных лиц. Такие дела освещаются крайне неохотно.
Действующее российское законодательство о противодействии коррупции является далеко не худшим среди зарубежных аналогов, однако стремление внести в него поправки в части защиты чиновников от обстоятельств непреодолимой силы свидетельствует об очевидных проблемах в правоприменительной практике. Например, когда незначительные нарушения в работе или предоставлении отчетности являются способом воздействия, а нередко и отстранения от должности неугодных управленцев.
Проблема коррупции в Российской Федерации препятствует решению многих важных экономических и политических задач, подрывает авторитет власти в глазах народа, мешает эффективному развитию международных торгово-экономических и иных связей, эффективному развитию правотворчества. Так, Е.А. Мохов отмечает, что «коррупция в правоохранительной сфере, особенно в уголовном судопроизводстве – крайне опасное для государства и общества явление, которое ведет к совершению преступлений, в том числе и тяжких, оказывает отрицательное влияние на судопроизводство и объективность принимаемых судебных решений» [8, с. 190]. В итоге коррупция может сделать полностью недееспособными федеральные и региональные органы власти.
В связи с этим одним из значимых направлений деятельности государства является антикоррупционная политика. В свою очередь Ю.И. Мхитарян отмечает, что «грамотная антикоррупционная политика позволит усилить доверие к государственной власти, повысить имидж страны, как правовой страны, ставящей во главу угла своего развития признание, обеспечение и защиту прав субъектов права, законность и ответственность» [9]. С.Д. Гринько в своей работе раскрывает причины, из-за которых антикоррупционная политика государства не привнесла такой эффект, который от нее ожидали [3, с. 150]. Данные факторы не позволяют реализовывать эффективно основные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации. Они наоборот содействуют распространению коррупции в государстве.
Кроме того, ряд авторов отмечает, что коррупция сохраняет высокий уровень, так как у некоторых государственных служащих есть особый правовой статус. К ним относятся, к примеру, судьи. В соответствии со ст. 122 Конституции Российской Федерации судьи являются неприкосновенными [7]. Процедура привлечения судьи к уголовной ответственности является достаточно сложной. Подобная ситуация складывается и в отношении сотрудников Прокуратуры Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 42 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» проверка о факте правонарушения, которое совершил прокурор, является исключительной компетенцией органов прокуратуры [13]. В целом отмечается, что коррупция в правоохранительной системе имеет латентный характер и с ними можно успешно бороться только оперативным путем.
Стоит отметить, что ряд проблем заключается и в понимании общества данной проблемы. Так, Д.А. Гарбатович указывает, что посредством социологического опроса студентов, слушателей курсов повышения квалификации различных государственных структур при проведении с ними учебных занятий, автор выявил проблему, что немалая часть населения не понимает правильно значение термина «коррупция»» [2, с. 20].
Именно в непонимании проявления коррупции заключается проблема. Для того, чтобы государство эффективно реализовывала какое-либо направление государственной политики необходима солидарность со стороны общества в борьбе с таким опасным явлением. Условием такой солидарности является правильное понимание гражданами, как конкретно проявляется опасность преступления. На данный момент в обществе бытует мнение, что коррупция существует только в высших эшелонах государственной власти.