Некоторые проблемы антикоррупционной политики в правоохранительной системе России

В статье говорится в том, что сегодня в РФ коррупция превратилась уже не просто в криминальную проблему, а в общегосударственный негативный фактор, который не только лишь подрывает авторитет властей, но и разрушает государственность и все более глубоко подрывает экономическую безопасность страны.

Аннотация статьи
коррупция
антикоррупционная политика
правоохранительная система
экономические махинации
криминальная проблема
Ключевые слова

Система правоохранительных органов до сих пор остается одной из самых коррумпированных в стране. Причем вред от взяточничества в этой сфере не только экономический, но и, что самое страшное, социальный. Многие структуры доставляют государству и обществу громадный вред, когда осуществляют коррупционные действия. Нельзя отрицать тот факт, что в последнее время российские СМИ стараются тщательно замалчивать сведения о некоторых экономических махинациях тех или иных должностных лиц. Такие дела освещаются крайне неохотно.

Действующее российское законодательство о противодействии коррупции является далеко не худшим среди зарубежных аналогов, однако стремление внести в него поправки в части защиты чиновников от обстоятельств непреодолимой силы свидетельствует об очевидных проблемах в правоприменительной практике. Например, когда незначительные нарушения в работе или предоставлении отчетности являются способом воздействия, а нередко и отстранения от должности неугодных управленцев.

Проблема коррупции в Российской Федерации препятствует решению многих важных экономических и политических задач, подрывает авторитет власти в глазах народа, мешает эффективному развитию международных торгово-экономических и иных связей, эффективному развитию правотворчества. Так, Е.А. Мохов отмечает, что «коррупция в правоохранительной сфере, особенно в уголовном судопроизводстве – крайне опасное для государства и общества явление, которое ведет к совершению преступлений, в том числе и тяжких, оказывает отрицательное влияние на судопроизводство и объективность принимаемых судебных решений» [8, с. 190]. В итоге коррупция может сделать полностью недееспособными федеральные и региональные органы власти.

В связи с этим одним из значимых направлений деятельности государства является антикоррупционная политика. В свою очередь Ю.И. Мхитарян отмечает, что «грамотная антикоррупционная политика позволит усилить доверие к государственной власти, повысить имидж страны, как правовой страны, ставящей во главу угла своего развития признание, обеспечение и защиту прав субъектов права, законность и ответственность» [9]. С.Д. Гринько в своей работе раскрывает причины, из-за которых антикоррупционная политика государства не привнесла такой эффект, который от нее ожидали [3, с. 150]. Данные факторы не позволяют реализовывать эффективно основные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации. Они наоборот содействуют распространению коррупции в государстве.

Кроме того, ряд авторов отмечает, что коррупция сохраняет высокий уровень, так как у некоторых государственных служащих есть особый правовой статус. К ним относятся, к примеру, судьи. В соответствии со ст. 122 Конституции Российской Федерации судьи являются неприкосновенными [7]. Процедура привлечения судьи к уголовной ответственности является достаточно сложной. Подобная ситуация складывается и в отношении сотрудников Прокуратуры Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 42 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» проверка о факте правонарушения, которое совершил прокурор, является исключительной компетенцией органов прокуратуры [13]. В целом отмечается, что коррупция в правоохранительной системе имеет латентный характер и с ними можно успешно бороться только оперативным путем.

Стоит отметить, что ряд проблем заключается и в понимании общества данной проблемы. Так, Д.А. Гарбатович указывает, что посредством социологического опроса студентов, слушателей курсов повышения квалификации различных государственных структур при проведении с ними учебных занятий, автор выявил проблему, что немалая часть населения не понимает правильно значение термина «коррупция»» [2, с. 20].

Именно в непонимании проявления коррупции заключается проблема. Для того, чтобы государство эффективно реализовывала какое-либо направление государственной политики необходима солидарность со стороны общества в борьбе с таким опасным явлением. Условием такой солидарности является правильное понимание гражданами, как конкретно проявляется опасность преступления. На данный момент в обществе бытует мнение, что коррупция существует только в высших эшелонах государственной власти.

Текст статьи
  1. Бухарина, Н. П. Понятие и признаки коррупции в международных правовых актах / Н. П. Бухарина // Право. Журнал Высшей школы экономики. –2016. – № 1. – С. 166-173.
  2. Гарбатович, Д. А. Некоторые проблемы предупреждения коррупции (психологические, организационные, правовые аспекты) / Д. А. Гарбатович// Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. –Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. – С. 19-24.
  3. Гринько, С. Д. Проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах / С. Д. Гринько // Северо-Кавказский юридический вестник. –2019. – № 4. – С. 148-153.
  4. Добрышкина, К.В. Проблемы антикоррупционной политики Российской Федерации / К. В. Добрышкина // Гуманитарные научные исследования. – 2019. – № 5. – URL: http://human.snauka.ru/2019/05/25849 (дата обращения: 17.12.2020).
  5. Клюковская, И. Н., Борисова, О. В. Эффективность правотворческого направления антикоррупционной политики: критерии оценки, проблемы реализации и направления совершенствования / И. Н. Клюковская, О. В. Борисова // Гуманитарные и юридические исследования. – 2017. – № 1. – С. 142-147.
  6. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. – 2006. – № 10.
  7. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993]: [с учётом поправ.внес. законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ] // Российская газета. 2020. № 144.
  8. Мохов, Е. А. Коррупция в правоохранительной сфере и меры по ее ограничению / Е. А. Мохов // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. – М., 2015. – С. 189-194.
  9. Мхитарян, Ю. И. Антикоррупционная политика России. Новые подходы / Ю. И. Мхитарян. – URL: https://www.qs.ru/anticorupt/doc/MUI_akpRF.pdf (дата обращения: 17.12.2020)
  10. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52. – Ст.6228.
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. 1996. № 113. URL: http://ukodeksrf.ru (дата обращения: 20.02.2020).
  12. Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 27. – Ст.4038.
  13. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 09.11.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст.4472.
  14. Фиалковская, И. Д. Коррупция: понятие, признаки, виды / И. Д. Фиалковская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. –2018. –№ 1. – С. 137-142.
  15. Фиалковская, И. Д. Противодействие коррупции как цель контрольно-надзорной деятельности в государственном управлении: зарубежный опыт /         И. Д. Фиалковская // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства». – Н. Новгород, 2015. – С. 447-484.
Список литературы