Организация сетевого взаимодействия в условиях сельской школы
научный журнал «Актуальные исследования» #24 (27), декабрь '20

Организация сетевого взаимодействия в условиях сельской школы

В статье рассматривается значение организации сетевого взаимодействия в сельской школе. Раскрыт основной смысл, цель, принципы и причины сетевой организации. Показаны особенности сетевого взаимодействия в условиях сельской школы.

Аннотация статьи
профильное обучение
сетевая организация
предпрофильное обучение
Ключевые слова

Спецификой системы образования в России является наличие преобладающего большинства сельских образовательных организаций, которые в основном являются малочисленными и малокомплектными. Данная особенность связана в первую очередь с геотерриториальной структурой страны, большой рыхлостью расположения населенных пунктов, малой плотностью населения, недостаточностью социальной инфраструктуры и со многими другими факторами. В соответствии с этим сельская школа имеет свои специфические особенности функционирования, что обуславливает тот факт, что с момента своего становления и весь период своего развития, вплоть до сегодняшних дней, сельская школа является предметом научных интересов многих исследователей в различных областях знания [18].

Профильное обучение предполагает соответствующее кадровое обеспечение и хорошую материально-техническую базу. Однако необходимые условия не всегда могут быть созданы в пределах одного общеобразовательного учреждения. Данная проблема является наиболее острой для малокомплектных школ на селе, поэтому для организации качественного обучения старшеклассников становится целесообразным использование образовательных ресурсов учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования, довузовского образования, дистанционного образования и т.п. [3].

На практике начали складываться различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, кадровых и иных ресурсов, что обеспечивает обучающемуся более широкие возможности выбора необходимых ему учебных курсов и образовательных программ. В связи с этим возникает необходимость взаимодействия образовательных учреждений и нормативное регулирование складывающихся между ними отношений для реализации образовательных программ профильного обучения. Таким образом, одним из путей реализации задачи по достижению качества образования является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и организациями [16].

Сеть – новое понятие в образовании.

Сети и сетевые сообщества – историческое явление, которое рассматривает сетевое построение образовательного процесса как объединение вокруг проблемы независимых составляющих (индивидов, организаций и т.п.), которые, обладая некими ресурсами, направляют свои усилия на достижения согласованных образовательных целей на основе самоорганизации и долгосрочного взаимодействия [12].

Историографический анализ показал, что в постиндустриальную эпоху цели качественно изменили принципы организации, и именно это стало основанием, чтобы говорить о том, что сетевые организации возникли именно в нашу эпоху, хотя сами принципы существовали всегда. За счет своей гибкости и подвижности они соответствуют требованиям современной жизни [6].

Деятельность сетевой организации осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов учреждений [20].

Сетевая организация – это установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой [15].

Основной принцип сетевой организации – принцип сетевого взаимодействия, которое рассматривается исследователями как система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов [10; 20].

При сетевой организации взаимодействия участников образовательных отношений наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными [17].

В исследовании И.Б. Медведева [11] выделены организационные принципы сетевого взаимодействия:

  • принцип адекватности и перспективности предполагает учет реальных возможностей и потребностей учащихся, их возрастных особенностей, а также перспектив дальнейшего обучения и развития с учетом жизненных планов;
  • принцип инвариантности и вариативности подразумевает обеспечение необходимого уровня базовой подготовки учащихся и вариативности в соответствии с выбором учащихся;
  • принцип интеграции и дифференциации предполагает согласованность целей, содержания, форм, методов обучения на уровне класса, ступени образования, школы в целом, установление связей между образовательными областями и учебными дисциплинами, реализующими предпрофильное обучение, между программами общего, дополнительного, начального профессионального образования;
  • принцип мотивации и стимулирования, означающий, с одной стороны, необходимость учитывать мотивы, ценностные ориентации, направленность деятельности детей, с другой, – создание условий, использования педагогических средств, обеспечивающих развитие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с ее возможностями и реальными условиями.

Сетевое взаимодействие рассматривается как система, основным свойством которой является структурность – наличие многосторонних связей между всеми составляющими (компонентами, объектами, субъектами, элементами) [8].

Сетевое взаимодействие как система – динамична, мобильна и адаптивна, связи – не только многосторонние, но и взаимовыгодные, компоненты – структурные, функциональные, взаимодействующие, взаимозависимые, взаимовлияющие. Таким образом, сеть – это совокупность учреждений, имеющая общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления [2].

Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели. Предполагается, что сеть профильного обучения будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений [14].

По мнению М.Б. Захарова [5], развитие сетевого взаимодействия в системе образования обусловлено несколькими причинами:

  1. Образовательные учреждения заинтересованы в сетевом взаимодействии, в связи с возможностью объединить ресурсы взаимодействующих учреждений образования (библиотеки, спортивные площадки и т.д.).
  2. Растет многообразие образовательных запросов со стороны потребителей образовательных услуг. Однако одно общеобразовательное учреждение не всегда в состоянии предоставить необходимый для выбора набор образовательных услуг.
  3. Развитие информационных технологий и дистанционного образования также является стимулом сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций.
  4. Профильное обучение в старшей школе требует разворачивания практики индивидуальных учебных планов посредством сетевого взаимодействия.

Организация сетевого взаимодействия в условиях сельской школы имеет свои особенности.

Современная сельская школа – это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села. Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранении принципа социального равенства сельского социума [13].

Несмотря на совокупность управленческих мер правового и социально-экономического характера в образовании на селе долгое время оставались актуальными проблемы профессионального одиночества учителей, реализации вариативных, качественных, эффективных образовательных программ, организации воспитательной деятельности школьников, что требует от педагогической науки адекватных, научно обоснованных решений. В этой связи идея сетевого взаимодействия представляла собой один из важных ресурсов развития образования на селе [18].

Реальная цель сетевого взаимодействия ОУ – создание в условиях низкой степени развития социальной инфраструктуры реальных альтернативных традиционной системе образования сетевых образовательных структур для реализации вариативных образовательных услуг [19].

Достижение поставленных целей предполагает формулирование четких требований к обновленному состоянию сети общеобразовательных организаций, в функции которой входит решение актуальных задач модернизации образования в целом и обеспечения предпрофильного обучения школьников, в частности [9].

Реализация названных целей формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений для решения задач модернизации общего образования базируется на следующих основных моментах: качество образования обеспечивается не отдельными учреждениями, а сетью образовательных учреждений; ликвидируется безальтернативность образовательных услуг, предоставляемых сельскими образовательными учреждениями; важным сетевым ресурсом является внутрисетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими образовательными учреждениями, межведомственное взаимодействие; рационализации использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений способствует специализация учреждений или их крупных структурных подразделений; проводится стандартизация требований к выходу на каждой ступени внутри сети образовательных учреждений; основным содержанием сетевого взаимодействия ОУ является синхронизация процессов для получения запланированных результатов, итогов, состояний, которая повышает скорость и связность сети [4].

Структура сетевого взаимодействия сельских ОУ представлена как: 1) система отношений между ОУ по вопросам реализации образовательных услуг и организации профессионального роста педагогов (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования); 2) распределение ответственности и работ по реализации сетевых образовательных программ по участникам сети; 3) узлы сети (ОУ); 4) нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение [7].

Особенности сетевой организации сельских образовательных учреждений, ее функционирования и развития в условиях сельской местности проявляются в усложнении и диверсификации сети образовательных учреждений, усиливающейся дифференциации типов и видов учебных заведений общего образования, сопровождающейся процессами интеграции (создание образовательных комплексов), отходом от «школоцентрической» модели организации общего образования, использования образовательных ресурсов других ведомств и социальных институтов, а также образовательного потенциала местного сообщества, переориентации общего образования на запросы рынков труда, мультисетевом принципе взаимодействия [1].

Таким образом, актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным учреждениям, особенно это важно для сельских школ. При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и разработками, а идет процесс работы образовательных организаций над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ, формирование информационно-электронной среды каждого учреждения и единой образовательной среды района, что позволяет эффективно реализовать образовательные программы в сетевой форме. Сетевое взаимодействие ОУ это тот способ взаимодействия, который позволяет расширить границы сельских школ и преодолеть «крепостное право школы» на ученика, родителя и педагога. Поэтому приоритетными становятся такие задачи, как: реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию на основе вариативности образовательных программ с учетом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов; создание для учащихся возможности выбирать профиль обучения, обеспеченный материально-технической базой и высококвалифицированными кадрами, а для этого организация эффективной предпрофильной подготовки; построение механизмов управления, обеспечивающих доступность качественного образования не зависимо от места жительства за счет развития и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий обучения.

Сетевое взаимодействие сельских образовательных учреждений представляет собой сложный, многоуровневый, многофункциональный целостный процесс коммуникации, направленный на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование субъектов взаимодействия, обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Текст статьи
  1. Байбородова, Л.В. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки школьников [Электронный ресурс] / Л.В. Байбородова, Е.В. Новикова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-predprofilnoy-podgotovki-shkolnikov.
  2. Беляк, Е.Л. Совершенствование профильного обучения через организацию взаимодействия с профильными вузами / Е.Л. Беляк // Вестник ТОГИРРО. –2020. – № 1 (42). – С. 66-72.
  3. Бурдельная, Ю.А. Становление открытой системы профильного обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.А. Бурдельная. – Омск, 2008. – 202 с.
  4. Гринько, С.Г. Разработка системы профильного обучения как модели социального партнерства (на примере экономического лицея): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Г. Гринько. – Ростов н/Д, 2007. – 162 с.
  5. Захарова, М.Б. Типы и формы сетевого взаимодействия в системе образования [Электронный ресурс] / М.Б. Захарова // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-i-formy-setevogo-vzaimodeystviya-v-sisteme-obrazovaniya.
  6. Зобнина, А.А. Сетевое взаимодействие образовательных организаций: изменение содержания и задач совместной деятельности в контексте новой образовательной политики [Электронный ресурс] / А.А. Зобнина // Вестник Удмуртского университета. – Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2016. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-vzaimodeystvie-obrazovatelnyh-organizatsiy-izmenenie-soderzhaniya-i-zadach-sovmestnoy-deyatelnosti-v-kontekste-novoy.
  7. Исмагилов, Р.Д. Место и роль предпрофильной подготовки и профильного обучения в процессе профессионального самоопределения школьников [Электронный ресурс] // КПЖ. – 2016. – № 4 (117). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-predprofilnoy-podgotovki-i-profilnogo-obucheniya-v-protsesse-professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov.
  8. Лисов, Л.В. Организация профильного обучения на основе реализации сетевой модели в условиях локальной системы среднего образования: на примере г. Димитровграда: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Лисов. – Ульяновск, 2010. – 235 с.
  9. Мазник, А.Ф. Сетевая организация профильного обучения на основе взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Ф. Мазник. – Сочи, 2004. – 153 c.
  10. Медведев, И.Б. Основания формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений России [Электронный ресурс] / И.Б. Медведев // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 8 (149). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-formirovaniya-setevogo-vzaimodeystviya-selskih-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-rossii.
  11. Медведев, И.Б. Сетевая организация образовательного процесса в сельской школе в условиях введения федеральных образовательных и профессиональных стандартов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Б. Медведев. – Новгород, 2018. – 226 с.
  12. Об образовании в Российской Федерации: новый федеральный закон № 273-ФЗ: принят 21 декабря 2012 года. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
  13. Понер, Л.В. Сетевое взаимодействие как одна из вариативных моделей профильного обучения в сельской школе [Текст] / Л.В. Понер, О.В. Перова // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 8 (123). – С. 103-105.
  14. Самсонова, О.В. Организация сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями в рамках реализации приоритетного ведомственного проекта «Образовательная индустрия будущего» [Электронный ресурс] / О.В. Самсонова // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – № 3 (23). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-setevogo-vzaimodeystviya-s-obscheobrazovatelnymi-organizatsiyami-v-ramkah-realizatsii-prioritetnogo-vedomstvennogo.
  15. Сергеев, А.Н. Сетевые образовательные сообщества в контексте новых подходов к реализации педагогических технологий / А.Н. Сергеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: изд-во АГУ. – 2019. – Вып. 2. – С. 158-165.
  16. Симонова, А.А. Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций [Электронный ресурс] / А.А. Симонова, М.Ю. Дворникова // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 5. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-setevogo-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-organizatsiy.
  17. Суханова, Е.А. Разработка и реализация сетевых образовательных программ как проблема организационных изменений в системе образования [Электронный ресурс] / Е.А. Суханова // Вестн. Том.гос. ун-та. – 2012. – № 358. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-realizatsiya-setevyh-obrazovatelnyh-programm-kak-problema-organizatsionnyh-izmeneniy-v-sisteme-obrazovaniya.
  18. Трофимова, О.А. Проблемы сетевого взаимодействия образовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты [Электронный ресурс] / О.А. Трофимова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-setevogo-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-organizatsiy-imeyuschih-nizkie-obrazovatelnye-rezultaty.
  19. Фролов, И.В. Веб-технологии в организации профильного обучения сельских школьников / И.В. Фролов, А.М. Володин // Современные образовательные WEB-технологии в реализации личностного потенциала обучающихся: сборник статей участников Международной научно-практической конференции (г. Арзамас, 20-21 мая 2020 г.). – Арзамас, 2020. – С. 328-332.
  20. Шилова, О.Н. Модели сетевого взаимодействия образовательных организаций [Электронный ресурс] / О.Н. Шилова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2015. – № 13. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-setevogo-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-organizatsiy.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня