Спецификой системы образования в России является наличие преобладающего большинства сельских образовательных организаций, которые в основном являются малочисленными и малокомплектными. Данная особенность связана в первую очередь с геотерриториальной структурой страны, большой рыхлостью расположения населенных пунктов, малой плотностью населения, недостаточностью социальной инфраструктуры и со многими другими факторами. В соответствии с этим сельская школа имеет свои специфические особенности функционирования, что обуславливает тот факт, что с момента своего становления и весь период своего развития, вплоть до сегодняшних дней, сельская школа является предметом научных интересов многих исследователей в различных областях знания [18].
Профильное обучение предполагает соответствующее кадровое обеспечение и хорошую материально-техническую базу. Однако необходимые условия не всегда могут быть созданы в пределах одного общеобразовательного учреждения. Данная проблема является наиболее острой для малокомплектных школ на селе, поэтому для организации качественного обучения старшеклассников становится целесообразным использование образовательных ресурсов учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования, довузовского образования, дистанционного образования и т.п. [3].
На практике начали складываться различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, кадровых и иных ресурсов, что обеспечивает обучающемуся более широкие возможности выбора необходимых ему учебных курсов и образовательных программ. В связи с этим возникает необходимость взаимодействия образовательных учреждений и нормативное регулирование складывающихся между ними отношений для реализации образовательных программ профильного обучения. Таким образом, одним из путей реализации задачи по достижению качества образования является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и организациями [16].
Сеть – новое понятие в образовании.
Сети и сетевые сообщества – историческое явление, которое рассматривает сетевое построение образовательного процесса как объединение вокруг проблемы независимых составляющих (индивидов, организаций и т.п.), которые, обладая некими ресурсами, направляют свои усилия на достижения согласованных образовательных целей на основе самоорганизации и долгосрочного взаимодействия [12].
Историографический анализ показал, что в постиндустриальную эпоху цели качественно изменили принципы организации, и именно это стало основанием, чтобы говорить о том, что сетевые организации возникли именно в нашу эпоху, хотя сами принципы существовали всегда. За счет своей гибкости и подвижности они соответствуют требованиям современной жизни [6].
Деятельность сетевой организации осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов учреждений [20].
Сетевая организация – это установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой [15].
Основной принцип сетевой организации – принцип сетевого взаимодействия, которое рассматривается исследователями как система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов [10; 20].
При сетевой организации взаимодействия участников образовательных отношений наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными [17].
В исследовании И.Б. Медведева [11] выделены организационные принципы сетевого взаимодействия:
- принцип адекватности и перспективности предполагает учет реальных возможностей и потребностей учащихся, их возрастных особенностей, а также перспектив дальнейшего обучения и развития с учетом жизненных планов;
- принцип инвариантности и вариативности подразумевает обеспечение необходимого уровня базовой подготовки учащихся и вариативности в соответствии с выбором учащихся;
- принцип интеграции и дифференциации предполагает согласованность целей, содержания, форм, методов обучения на уровне класса, ступени образования, школы в целом, установление связей между образовательными областями и учебными дисциплинами, реализующими предпрофильное обучение, между программами общего, дополнительного, начального профессионального образования;
- принцип мотивации и стимулирования, означающий, с одной стороны, необходимость учитывать мотивы, ценностные ориентации, направленность деятельности детей, с другой, – создание условий, использования педагогических средств, обеспечивающих развитие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с ее возможностями и реальными условиями.
Сетевое взаимодействие рассматривается как система, основным свойством которой является структурность – наличие многосторонних связей между всеми составляющими (компонентами, объектами, субъектами, элементами) [8].
Сетевое взаимодействие как система – динамична, мобильна и адаптивна, связи – не только многосторонние, но и взаимовыгодные, компоненты – структурные, функциональные, взаимодействующие, взаимозависимые, взаимовлияющие. Таким образом, сеть – это совокупность учреждений, имеющая общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления [2].
Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели. Предполагается, что сеть профильного обучения будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений [14].
По мнению М.Б. Захарова [5], развитие сетевого взаимодействия в системе образования обусловлено несколькими причинами:
- Образовательные учреждения заинтересованы в сетевом взаимодействии, в связи с возможностью объединить ресурсы взаимодействующих учреждений образования (библиотеки, спортивные площадки и т.д.).
- Растет многообразие образовательных запросов со стороны потребителей образовательных услуг. Однако одно общеобразовательное учреждение не всегда в состоянии предоставить необходимый для выбора набор образовательных услуг.
- Развитие информационных технологий и дистанционного образования также является стимулом сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций.
- Профильное обучение в старшей школе требует разворачивания практики индивидуальных учебных планов посредством сетевого взаимодействия.
Организация сетевого взаимодействия в условиях сельской школы имеет свои особенности.
Современная сельская школа – это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села. Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранении принципа социального равенства сельского социума [13].
Несмотря на совокупность управленческих мер правового и социально-экономического характера в образовании на селе долгое время оставались актуальными проблемы профессионального одиночества учителей, реализации вариативных, качественных, эффективных образовательных программ, организации воспитательной деятельности школьников, что требует от педагогической науки адекватных, научно обоснованных решений. В этой связи идея сетевого взаимодействия представляла собой один из важных ресурсов развития образования на селе [18].
Реальная цель сетевого взаимодействия ОУ – создание в условиях низкой степени развития социальной инфраструктуры реальных альтернативных традиционной системе образования сетевых образовательных структур для реализации вариативных образовательных услуг [19].
Достижение поставленных целей предполагает формулирование четких требований к обновленному состоянию сети общеобразовательных организаций, в функции которой входит решение актуальных задач модернизации образования в целом и обеспечения предпрофильного обучения школьников, в частности [9].
Реализация названных целей формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений для решения задач модернизации общего образования базируется на следующих основных моментах: качество образования обеспечивается не отдельными учреждениями, а сетью образовательных учреждений; ликвидируется безальтернативность образовательных услуг, предоставляемых сельскими образовательными учреждениями; важным сетевым ресурсом является внутрисетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими образовательными учреждениями, межведомственное взаимодействие; рационализации использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений способствует специализация учреждений или их крупных структурных подразделений; проводится стандартизация требований к выходу на каждой ступени внутри сети образовательных учреждений; основным содержанием сетевого взаимодействия ОУ является синхронизация процессов для получения запланированных результатов, итогов, состояний, которая повышает скорость и связность сети [4].
Структура сетевого взаимодействия сельских ОУ представлена как: 1) система отношений между ОУ по вопросам реализации образовательных услуг и организации профессионального роста педагогов (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования); 2) распределение ответственности и работ по реализации сетевых образовательных программ по участникам сети; 3) узлы сети (ОУ); 4) нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение [7].
Особенности сетевой организации сельских образовательных учреждений, ее функционирования и развития в условиях сельской местности проявляются в усложнении и диверсификации сети образовательных учреждений, усиливающейся дифференциации типов и видов учебных заведений общего образования, сопровождающейся процессами интеграции (создание образовательных комплексов), отходом от «школоцентрической» модели организации общего образования, использования образовательных ресурсов других ведомств и социальных институтов, а также образовательного потенциала местного сообщества, переориентации общего образования на запросы рынков труда, мультисетевом принципе взаимодействия [1].
Таким образом, актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным учреждениям, особенно это важно для сельских школ. При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и разработками, а идет процесс работы образовательных организаций над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ, формирование информационно-электронной среды каждого учреждения и единой образовательной среды района, что позволяет эффективно реализовать образовательные программы в сетевой форме. Сетевое взаимодействие ОУ это тот способ взаимодействия, который позволяет расширить границы сельских школ и преодолеть «крепостное право школы» на ученика, родителя и педагога. Поэтому приоритетными становятся такие задачи, как: реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию на основе вариативности образовательных программ с учетом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов; создание для учащихся возможности выбирать профиль обучения, обеспеченный материально-технической базой и высококвалифицированными кадрами, а для этого организация эффективной предпрофильной подготовки; построение механизмов управления, обеспечивающих доступность качественного образования не зависимо от места жительства за счет развития и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий обучения.
Сетевое взаимодействие сельских образовательных учреждений представляет собой сложный, многоуровневый, многофункциональный целостный процесс коммуникации, направленный на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование субъектов взаимодействия, обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.