Главная
Конференции
Социально-гуманитарные науки в информационном обществе: перспективы и потенциал
Особенности процесса совершенствования системы управления доходами и расходами б...

Особенности процесса совершенствования системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов

Автор(-ы):

Гармаева Эльвира Цыреновна

Хамаганова Татьяна Кимовна

Хонихоева Дарья Зориктуевна

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

бюджет
бюджетная система
доходы и расходы бюджета

Аннотация статьи

В статье рассматривается бюджетная система РФ и Республики Бурятия. Проведен анализ проекта бюджета Республики Бурятия на 2021-2023гг.

Текст статьи

Организационной формой функционирования бюджета любого государства является бюджетная система. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом, представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса, бюджетная система РФ включает:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (к ним относятся бюджет Пенсионного фонда России, бюджет Фонда социального страхования РФ, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования);
  2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (в частности бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования);
  3. местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Территориальный уровень бюджетной системы РФ представлен бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. В настоящее время на этом уровне формируется 85 бюджетов субъектов РФ и 23 422 местных бюджета, включая 1 835 бюджетов муниципальных районов, 526 бюджетов городских округов, 267 бюджетов внутригородских муниципальных образований, 19 085 бюджетов сельских поселений, 1 709 бюджетов городских поселений.

Депутаты Народного Хурала Республики Бурятия на сессии 26 ноября приняли республиканский бюджет на 2021 год - пока только в первом чтении. Бюджет ожидается дефицитным, по большинству направлений ожидается значительное сокращение расходов.

Согласно проекту на следующий трехлетний период, в 2021 году доходы бюджета республики составят 72,5 миллиарда рублей, из них собственные доходы – 29,8 миллиарда, демонстрируя таким образом низкий уровень самообеспеченности. В 2022 и 2023 годах доходы, по предварительным расчетам, также сократятся - с 64,3 миллиарда в 2022 году до 61,3 в 2023-м. Снизятся и безвозмездные поступления из федеральной казны – с 42,7 миллиарда 2021 году до 28,8 в 2023 году. В ближайшие три года Бурятия так и не покинет список высокодотационных регионов страны. Как и ранее, основная часть поступлений, а это более 80%, запланирована от шести основных источников: это налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, акцизы на нефтепродукты, налог на добычу полезных ископаемых и УСНО. Продолжат пополнять республиканскую казну: ОАО «РЖД», АО холдинговая компания «Новотранс», ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», АО «Улан-Удэнский авиационный завод», ПАО «Сбербанк», «Гусиноозерская ГРЭС», ОАО «Бурятзолото», ООО «Артель старателей западная», Улан-Удэнский ЛВРЗ. Их доля в общей структуре налоговых доходов бюджета Бурятии составит более одной трети.

Согласно проекту, представленному Минфином республики, в 2021 году прогнозируется рост поступлений к плану текущего года по налогу на добычу полезных ископаемых – 120,2%, налогу на имущество – 116,2%, по акцизам на нефтепродукты – 109%, налогу на доходы физических лиц – 102,6%.

Из основных статей доходов падение ожидается по налогу на прибыль организаций и по УСНО: показатели в следующем году сократятся почти на 8%и на 10% соответственно. Столь оптимистичные расчеты Минфина по некоторым налогам были подвергнуты критике со стороны Счетной палаты Бурятии. По мнению аудиторов, проведенный ими анализ выявил недостатки при планировании налоговых платежей. Несмотря на это, прогнозные цифры были приняты в первом чтении, но при условии, что во втором чтении, либо в ходе исполнения бюджета они будут скорректированы.

Падение доходов несомненно скажется и на расходах – они в ближайшие три года тоже покажут спад. В 2021 году общий объем расходов составит почти 77 миллиардов, в 2022-м – 67,4. В 2023 году ожидается падение до 64,6 миллиарда рублей.

Дефицит будет преследовать бюджет с 2021 года по 2023 год. Наибольший «минус» ожидается в следующем году – 4,5 миллиарда. В 2022 году заложен минимальный показатель – 3,1 миллиарда, в 2023 году он возрастет до 3,3.

Верхний предел госдолга будет расти все эти годы. На 1 января 2022 года показатель установлен на уровне более 18 миллиардов рублей. Годом позже он составит 21,2 миллиарда и увеличится до 24,4 в 2023 году.

Основную долю расходной части бюджета в 2021 году планируют направить на реализацию государственных программ - более 90%. Приоритетом в финансировании по-прежнему остается социально-культурная сфера. Только на госпрограммы по развитию социальной сферы будет заложено 48,5 миллиардов рублей, или две трети от общего объема доходов бюджета. Более 60% расходов будет направлено на медицину, ветеранов, инвалидов и подрастающее поколение.

На систему здравоохранения Бурятии в следующем году предусмотрено почти 14 миллиардов. Программа предусматривает надлежащее лекарственное обеспечение, решение кадровых вопросов, развитие специализированной медицинской помощи. Но хватит ли заложенных денег на все поставленные цели в разгар пандемии – большой вопрос.

С 1 января 2021 года в республике утверждена социальная доплата для пенсионеров, получающих пенсию ниже прожиточного уровня. Впервые этот уровень в Бурятии будет выше федерального на 350 рублей. На обеспечение этой статьи в республиканский бюджет заложено 100 миллионов, изменения затронут более 40 тысяч пенсионеров. Вместе с тем, на обеспечение 106 работников Народного Хурала в 2021 году будет потрачено 279,6 миллионов рублей, большая часть которых, а это 239 миллионов, предусмотрена на выплату заработной платы и страховых взносов. По сравнению с 2020 годом расходы на депутатов вырастут на 7 миллионов рублей. При этом в два раза будут сокращены средства, выделяемые депутатам на исполнение наказов избирателей и на развитие общественной инфраструктуры. В 2021 году на эти цели предусмотрено всего 200 миллионов рублей. Эксперты также отмечают недостаточное внимание со стороны властей к проблемам бизнеса и экономики в целом при формировании бюджета. На реализацию программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий в 2021 году изначально планировалось потратить 681 миллион рублей, однако впоследствии в ходе работы над бюджетом эта сумма уменьшилась сразу на 150 миллионов рублей. Под наиболее сокращение попали такие направление, как развитие мелиорации земель (минус 57 миллионов), развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации (минус 30 миллионов), техническая и технологическая модернизация (минус 37 миллионов).

По сложившемуся в экспертном сообществе мнению, основным сдерживающим фактором развития сельского хозяйства республики является разорение большинства крупных хозяйств в 90-е годы прошлого века, а недостаточное финансирование в нынешнем лишь усугубляет стагнацию в отрасли.

Власти Бурятии объясняют подобную экономию по большинству направлению высокими затратами на пандемию в 2020 году, к которым относятся как непосредственно борьба с коронавирусной инфекцией, так и выплаты субсидий и другие меры поддержки. Стоит отметить, что законопроект «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» является неокончательным. Отдельные параметры могут быть доработаны во втором чтении с учетом замечаний главы Бурятии и профильных комитетов. Финальную версию бюджета депутаты утвердят на следующей сессии Народного Хурала, которая предварительно запланирована на 22 декабря 2020 года.

Список литературы

  1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2017 – 687с.
  2. Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. – М: Формула права, 2019 – 448с.
  3. Бюджет и бюджетное финансирование: сборник нормативных документов. – М.: Финансы – 2018., 208с.
  4. Сайт Министерства экономики Республики Бурятия http://egov-buryatia.ru

Поделиться

2100

Гармаева Э. Ц., Хамаганова Т. К., Хонихоева Д. З. Особенности процесса совершенствования системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов // Социально-гуманитарные науки в информационном обществе: перспективы и потенциал : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 декабря 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 65-68. URL: https://apni.ru/article/1681-osobennosti-protsessa-sovershenstv-sistemy

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля