АО «РЖД Логистика» – дочерняя компания «Российских железных дорог», создана 19 ноября 2010 г (рисунок).
Компания предоставляет комплексные транспортно-логистические услуги путем интеграции всех услуг Холдинга «РЖД» и сторонних поставщиков в единую цепочку поставок на рынке мультимодальных перевозок [1].
Компания обеспечивает полное комплексное логистическое обслуживание промышленных предприятий:
- календарное планирование;
- обеспечение завоза сырья;
- диспетчерский контроль;
- разработка схем погрузки, погрузочно-разгрузочные работы;
- внутризаводская логистика;
- обеспечение вывоза готовой продукции (ж/д и автотранспорт);
- оказание консультационных услуг.
АО «РЖД Логистика» специализируется на перевозке:
- массовых грузов;
- генеральных грузов;
- режимных грузов;
- негабаритных и тяжеловесных грузов;
- мелких партий грузов.
Рис. АО «РЖД Логистика»
АО «РЖД Логистика» является крупнейшим мультимодальным логистическим оператором и реализует услуги по ускоренной доставке грузов, которые позволяют сократить время нахождения груза в пути следования за счет проследования участка пути по специально разработанному расписанию. Вагоны с грузами клиентов, имеющих незначительные объемы грузов, формируются на опорной станции в технический маршрут и следуют до станции расформирования без переработок в пути следования. Например, сервис «Грузовой экспресс». Он рассчитан, прежде всего, на предприятия малого и среднего бизнеса, и дает возможность бронирования места для груза в сборном грузовом поезде и перевозку по расписанию [2].
На базе сервиса «Грузовой экспресс» на сети железных дорог ОАО «РЖД» запустило собственную логистическую услугу – «грузовые шаттлы» и в настоящее время тестирует спрос на различных направлениях грузопотоков. Данная услуга позволит существенно повысить скорость и обеспечить доставку небольших партий грузов точно в срок. Новая технология предусматривает консолидацию небольших отправок с разных станций («шаттлами») в отдельный поезд («грузовой экспресс»), его ускоренное продвижение по специальному расписанию до крупного транспортного узла и дальнейшее «распыление» («шаттлами») по конечным пунктам назначения.
Оператором «грузовых шаттлов» – АО «РЖД Логистика» (дочернее общество ОАО «РЖД») уже реализованы первые отправки. Компания консолидировала грузы нескольких грузоотправителей в разных типах подвижного состава и на «первой миле» доставила их с нескольких станций Московского региона до станции Перово, где из них был составлен отдельный поезд, который в рамках сервиса «Грузовой экспресс» отправился до станции Инская (Новосибирская область) [3]. На станции Инская состав был расформирован и специализированной грузовой партией на «последней миле» товары были отправлены в Барнаул. Отдельная грузовая группа была отцеплена на станции Входная Западно-Сибирской железной дороги и доставлена в Омск. Общее время транспортировки без переработки в пути следования с учетом «первой и последней мили» составило всего 5,5 суток, что в два раза быстрее стандартного срока.
Совокупная логистическая услуга получила название «грузовой шаттл». Она позволяет более эффективно использовать возможности железнодорожной инфраструктуры за счет сокращения нормативного срока оборота вагонов, что является выгодным и для клиента, и для собственника подвижного состава. Заявленные сроки доставки позволяют конкурировать с автотранспортом и рассчитывать, что «грузовой шаттл» будет способствовать возвращению грузов, чувствительных к времени транспортировки, на железную дорогу.
Сейчас в компании идет апробация различных внутрироссийских маршрутов, чтобы объективно оценить объем и регулярность спроса, и соотнести его с возможностями ОАО «РЖД». По оценке логистического оператора, спрос на «грузовые шаттлы» ожидается со стороны отправителей товаров народного потребления, металлоконструкций, различных сборных грузов, продукции химической и нефтехимической отраслей. В качестве точек зарождения и погашения грузопотоков, кроме Москвы и Новосибирска, также тестируются Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара и Екатеринбург – крупные центры, куда приходят грузы самой широкой номенклатуры и развозятся по городам ближайших регионов.
Компания «РЖД Логистика» вывела перевозки «грузовыми шаттлами» со Свердловской магистрали на станции Восточно-Сибирской железной дороги на постоянную основу. Уже перевезено 50 вагонов, сообщила сегодня служба корпоративных коммуникаций СвЖД [4].
Ускоренная доставка осуществляется из Екатеринбурга (ст. Керамик, СвЖД) до Иркутска (ст. Кая, ВСЖД). Сервис позволил повысить скорость и обеспечить доставку продукции грузоотправителя (международного производителя напитков) по принципу «Точно в срок», включая первую и последнюю мили.
В сентябре «грузовой шаттл» в тестовом режиме доставил 18 полувагонов с химической продукцией (нитрат кальция) со ст. Чепецкая Горьковской железной дороги на ст. Пыть-Ях (СвЖД). Предлагаемая грузоотправителям схема перевозки предусматривает доставку вагонов с различных станций ГЖД в пункт формирования поезда – ст. Лянгасово. До ст. Войновка Свердловской железной дороги поезд следует по специальному расписанию. На ст. Войновка поезд расформировывается, после чего группы вагонов доставляются до станций назначения внутри региона [5].
В нынешнем году «РЖД Логистика» перевезла «грузовыми шаттлами» более 400 вагонов.