Железнодорожные перевозки имеют массу преимуществ перед другими видами транспортировки – такой способ безопасен, экономичен и позволяет осуществить доставку в короткие сроки как внутри страны, так и за ее пределами. Контейнерными перевозками с помощью ж/д транспорта можно отправить любой вид товара практически любого размера, подобрав для этого соответствующий контейнер – специальную транспортную тару, обеспечивающую защиту и сохранность багажа на всем участке пути, создав специальные для этого условия: микроклимат, надежное крепление, защиту от солнечных лучей и т. п [1].
Контейнерные перевозки по сети железных дорог ОАО «РЖД» являются стратегическим направлением формирования грузооборота страны. В железнодорожных контейнерах доставляются продукты питания (охлажденные и замороженные), техника, электроника, транспорт, мебель, стройматериалы, полезные ископаемые, товары народного потребления и многое другое. Контейнерные перевозки на железнодорожном транспорте признаны одними из самых выгодных и экономически обоснованных, благодаря следующим параметрам:
- приемлемая стоимость (независимая от сезона и загруженности тарификация, которая в разы ниже расценок на авто и авиаперевозки);
- точность прогнозирования и высокая скорость доставки (железнодорожные составы передвигаются строго по установленному графику, кроме того, груз можно отправить в составе ускоренного поезда);
- благодаря специально приспособленным контейнерам груз без распаковки и перегрузки в другую тару проходит от отправителя к получателю;
- сохранность груза (в зависимости от особенностей груза применяются различные типы контейнеров, поддерживающие нужную температуру, влажность, защищающие груз от воздействия осадков и от повреждений).
Участники транспортировки, а также владельцы состава могут отслеживать движение ж/д контейнеров. Эта функция доступна как физическим, так и юридическим лицам. Во время отгрузки собственник присутствует при снятии пломб и распаковке. Все конструкции имеют стандартные размеры и закрепляющие механизмы, поэтому этапы погрузки и выгрузки занимают немного времени, что очень важно, когда речь идет о нескольких способах транспортировки товара [2].
Главное требование при перевозке «РЖД» ко всем типам багажа – это габариты, они не должны быть больше установленных размеров, других ограничений практически нет.
Доставка грузов ж/д транспортом в разы дешевле автомобильной перевозки, поэтому в особых случаях выгоднее отдать предпочтение. Прежде чем отправить вагон с грузом, рассчитывают стоимость перевозки [3]. Она отличается для физических и юридических лиц и определяется тем, как часто обращаются к такой услуге и от тарифа оператора. На ценообразование влияют следующие факторы:
- расстояние, правильное планирование маршрута;
- создание определенных условий для перевозки (влажность, вентиляция и т. п.);
- сборные грузы перевозить дешевле;
- число используемых вагонов для доставки партии груза;
- перемещение груза из одного вагона в другой потребует дополнительных расходов;
- задействование дополнительных видов транспорта.
Базовая услуга перевозки/транспортировки сохранит свою значимость на рынке аутсорсинговой логистики, но при этом доля рынка будет снижаться и достигнет 80% к 2030 году. Столь высокая доля (в сравнении с американским и европейскими рынками) объясняется масштабом страны и структурой грузов (высокая доля сырьевых грузов, не требующих сложной логистики).
Стратегическое значение, таким образом, приобретает развитие логистических услуг с высокой добавленной стоимостью, которые будут расти более быстрыми темпами, чем рынок в целом.
Контейнерные перевозки являются наиболее динамично развивающимся сегментом в структуре грузооборота, которые занимают 7% от общего грузооборота, но до 2030 года будут расти темпами, опережающими рост рынка, со скоростью около 6-8% ежегодно и к 2030 году доля контейнерных перевозок будет составлять 4-5% от общих объемов перевозок (рисунок).
Рис. Структура ж/д грузооборота в России в 2012-2030 гг.
Рост контейнерных перевозок обусловлен тремя основными факторами:
- развитием логистических услуг в России;
- развитием складской и терминальной инфраструктуры в Российской Федерации;
- усложнением логистических цепочек, что делает контейнерные перевозки более эффективными по сравнению с другими видами перевозок.
Услуги с добавленной стоимостью, несмотря на незначительный объем потребителей логистических услуг, имеют стратегическое значение, так как они позволяют привязать клиента и обеспечивают дополнительный спрос на услугу базовой перевозки [4].
Опережающий рост логистических услуг с высокой добавленной стоимостью обусловлен:
- созданием качественного предложения 3PL услуг в России, в том числе за счет консолидации компаний;
- усложнением логистических цепочек и ростом спроса на сложные логистические продукты.
Это приведет к росту аутсорсинговых логистических услуг в экономике.
В структуре рынка аутсорсинговой логистики сегменты услуг с высокой добавленной стоимостью (складские услуги, экспедирование, 3PL/4PL) сегодня занимают не более 12%. К 2030 году эти сегменты вырастут опережающими темпами до 20% рынка (около 2,3 трлн. руб.).