Главная
АИ #24 (27)
Статьи журнала АИ #24 (27)
Подходы к определению культурно-познавательного туризма

Подходы к определению культурно-познавательного туризма

Рубрика

Менеджмент и маркетинг

Ключевые слова

туризм
отдых
культура
путешествие

Аннотация статьи

В статье рассматривается определение понятия туризм –путешествия человека за пределы его места жительства с целью удовлетворения собственных потребностей. Также рассматриваются виды туризма: внутренний, международный, въездной, выездной, культурно-познавательный туризм, религиозный туризм, оздоровительный туризм, спортивный туризм, рекреационной туризм. В статье определяется сущность культурно-познавательного туризма, роль культурно-познавательного туризма. Рассматривается интерпретация культурно-познавательного туризма в современном мире.

Текст статьи

Актуальность данной статьи состоит в том факте, что туризм является наилучшим способом знакомства человека с культурой. Основное значение туризма состоит в наличии возможностей для развития личности, ее творческого потенциала.

Обращаясь к вопросу туризма, как культурно-познавательной деятельности, для начала стоит определить понятие туризма.

Под туризмом понимается путешествие человека за пределы его места жительства с целью удовлетворения собственных потребностей, связанных с:

  • образовательными;
  • познавательными;
  • развлекательными целями.

Туризм или туристические поездки – это выезды посетителей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, с любой целью, кроме трудоустройства. Туризм – это вид активного отдыха человека, заключающийся в осуществлении путешествия и познания каких-либо районов мира, которые ранее были неизвестны человеку.

Крайне не рекомендуется осуществлять отождествление «туризма» и «путешествия», потому как путешествие может быть крайне коротким, а туризм же всегда предполагает длительное пребывание человека вне дома, то есть, соответственно, мы говорим о том, что туризм – это длительное действие.

В настоящее время имеется много определений понятия «туризм» из-за разнообразности его интерпретации. Между тем, существует принятое определение, которое было дано Организацией объединённых наций в 1954-м году, под туризмом понимается процесс активного отдыха, который связан с передвижением человека за пределы его постоянного места жительства более 24-х часов.

В 1933-м году Статистическая комиссия Организации объединённых наций приняла иное определение термина «туризм» [6]. Под туризмом понимается процесс деятельности лица, который осуществляет путешествие, и находится в местах, которые расположены вдали от обычного места обитания человека в течение длительного периода, с целью удовлетворения собственных потребностей.

Обращаясь к рассмотрению видов туризма, стоит сказать о том, что виды туризма подразделяются, исходя из географического принципа:

  • внутренний туризм – это туризм, осуществляемый в пределах места обитания человека;
  • международный туризм – это туризм, предполагающий выезд человека за пределы его места обитания – за пределы государства, в котором человек находится.

Туризм также может быть классифицирован, исходя из предпочтений человека, его осуществляющего. Туризм может быть въездным и выездным. Въездной туризм – это туризм, предполагающий въезд иностранных лиц на территорию государства. Выездной туризм – это процесс выезда граждан государства в другое государство с целью отдыха.

Туризм может подразделятся на виды, исходя из цели деятельности человека, так, например, существуют:

  • культурно-познавательный туризм, под которым понимается процесс изучения каких-либо достопримечательностей, памятников, особенностей архитектуры, местных музеев, художественных выставок;
  • религиозный туризм, в ходе данного туризма осуществляется посещение церквей, храмов, монастырей и святых мест;
  • оздоровительный туризм, в рамках которого осуществляется отдых человеком в санатории, на курортах с целью оздоровления;
  • спортивный туризм, данный туризм предполагает занятие человеком активными видами деятельности: спорт, рыбалка, охота, сплав;
  • реакционной туризм – реакционной туризм представляет собой процесс отдыха человека на пляже, процесс купания человека в море, иными словами, процесс наслаждения свободным временем.

Обращаясь к интерпретации культурно-познавательного туризма, необходимо сказать о том, что под ним понимается путешествия, в ходе которого личность осуществляет знакомство с какими-либо культурными ценностями. «Культурно-познавательный туризм может быть определен как туризм, созданный, предложенный и потребленный в виде суммы некоторых культурных впечатлений» [1]. Данный вид туризма возник тогда, когда человек ощутил необходимость расширения собственного кругозора.

Цель культурно-познавательного туризма заключается в процессе изучения культурного наследия страны, либо нации – в зависимости от того, что интересует человека, который осуществляет данный вид туризма.

Обращаясь к роли культурно-познавательного туризма, стоит сказать о том, что данный вид туризма позволяет человеку осуществлять знакомство с иной, неизвестной ему культурой, и позволяет иными способами воспринимать мир, который его окружает. Таким образом меняется мировоззрение человека.

Культурно-познавательный туризм затрагивает абсолютно все сферы деятельности человека, и интенсивность данного направления туризма зависит конкретно от желания каждого человека осуществлять процесс собственного развития путём изучения недоступных ему областей знания.

Важно отметить и тот факт, что в последнее время культурно-познавательный туризм получил значительное развитие, поскольку стал массовой деятельностью людей, его осуществляющих, в том числе, особенно быстрому процессу развития культурно-познавательного туризма способствует процесс глобализации, расширяются:

  • экономические;
  • политические;
  • культурные взаимодействия между государствами, в результате чего процесс осуществления культурно-познавательного туризма для человека упрощается.

И.Н. Трофимова называет культурно-познавательный туризм досуговым образованием – «ярким примером досугового образования является туризм» [4, с.21].

В.А. Отто говорит о том, что культурно-познавательный туризм – это своеобразный вид туризма в целом – «культурно-познавательный туризм является наиболее популярным и перспективным из всех видов туризма 21 века» [3].

Е.В. Фролова, Е.Е. Кабанова и М.В. Костина утверждают, что культурно познавательный туризм выступает направлением социального и экономического развития государства – «культурно-познавательный туризм является наиболее перспективным направлением социально-экономического развития страны и ее территорий» [5, с.44].

Разница вышепредставленных определений культурно-познавательного туризма заключается в том, что авторы определяют культурно-познавательный туризм не всегда как вид туризма, они называют изучаемый нами вид туризма досуговой деятельностью, а также направлением развития государства, что, с некоторой точки зрения, справедливо ими отмечено.

Сущность интерпретации вышепредставленных нами определений культурно-познавательного туризма заключается в том, что данный вид туризма справедливо рассматривать с разных точек зрения, ведь культурно-познавательный туризм – это:

  • вид туризма;
  • досуговое образование человека;
  • направление государственной деятельности.

И, поскольку единого определения термина культурно-познавательный туризм до сих пор не принято, верно, интерпретировать данное понятие с различных точек зрения, что и было осуществлено указанными нами авторами.

Ярким примером культурно-познавательного туризма в современном мире может служить осуществление конгрессно-выставочной деятельности – «конгрессно-выставочная деятельность является важнейшим инструментом стимулирования деловой активности, роста промышленного производства и расширения сферы услуг, развития кооперационных связей между субъектами хозяйственной деятельности, укрепления межрегионального и международного сотрудничества, поддержки благоприятного имиджа делового туризма в России» [2, с.5].

Таким образом, подводя итог рассмотрения данного вопроса, следует сказать о том, что культурно-познавательный туризм – это вид активного отдыха человека, заключающийся в осуществлении путешествия и познания каких-либо районов мира, которые ранее были неизвестны человеку, в ходе которого личность осуществляет знакомство с какими-либо культурными ценностями, с целью удовлетворения собственных потребностей, связанных с: образовательными, познавательными и развлекательными целями.

Список литературы

  1. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века. Учебное пособие/ под ред. Я. Брауна, В. Андерсен, В. Гордин. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2001.
  2. Докашенко, Л. В. Экономика и организация конгрессно-выставочной деятельности: учебное пособие / Л.В. Докашенко; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2015.- 163 с.
  3. Отто В.А. Развитие культурно-познавательного туризма в России: проблемы и пути решения // Журнал Института Наследия. 2018. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kulturno-poznavatelnogo-turizma-v-rossii-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 13.12.2020).
  4. Трофимова И.Н. Познавательный туризм как направление деятельности культурно-досуговых учреждений // Политика и общество. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnyy-turizm-kak-napravlenie-deyatelnosti-kulturno-dosugovyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 13.12.2020).
  5. Фролова Е.В., Кабанова Е. Е, Костина М.В. Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. №2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kulturno-poznavatelnogo-turizma-v-gorodah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 13.12.2020).
  6. Рекомендации по статистике туризма, принятые Статистической комиссией ООН в 1993 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unstats.un.org/unsd/tradeserv/tourism.htm (дата обращения: 14.12.2020).

Поделиться

5991

Тулепбергенова А. Ж. Подходы к определению культурно-познавательного туризма // Актуальные исследования. 2020. №24 (27). С. 71-73. URL: https://apni.ru/article/1685-podkhodi-k-opredeleniyu-kulturno-poznavateln

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января