Актуальность данной статьи состоит в том факте, что туризм является наилучшим способом знакомства человека с культурой. Основное значение туризма состоит в наличии возможностей для развития личности, ее творческого потенциала.
Обращаясь к вопросу туризма, как культурно-познавательной деятельности, для начала стоит определить понятие туризма.
Под туризмом понимается путешествие человека за пределы его места жительства с целью удовлетворения собственных потребностей, связанных с:
- образовательными;
- познавательными;
- развлекательными целями.
Туризм или туристические поездки – это выезды посетителей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, с любой целью, кроме трудоустройства. Туризм – это вид активного отдыха человека, заключающийся в осуществлении путешествия и познания каких-либо районов мира, которые ранее были неизвестны человеку.
Крайне не рекомендуется осуществлять отождествление «туризма» и «путешествия», потому как путешествие может быть крайне коротким, а туризм же всегда предполагает длительное пребывание человека вне дома, то есть, соответственно, мы говорим о том, что туризм – это длительное действие.
В настоящее время имеется много определений понятия «туризм» из-за разнообразности его интерпретации. Между тем, существует принятое определение, которое было дано Организацией объединённых наций в 1954-м году, под туризмом понимается процесс активного отдыха, который связан с передвижением человека за пределы его постоянного места жительства более 24-х часов.
В 1933-м году Статистическая комиссия Организации объединённых наций приняла иное определение термина «туризм» [6]. Под туризмом понимается процесс деятельности лица, который осуществляет путешествие, и находится в местах, которые расположены вдали от обычного места обитания человека в течение длительного периода, с целью удовлетворения собственных потребностей.
Обращаясь к рассмотрению видов туризма, стоит сказать о том, что виды туризма подразделяются, исходя из географического принципа:
- внутренний туризм – это туризм, осуществляемый в пределах места обитания человека;
- международный туризм – это туризм, предполагающий выезд человека за пределы его места обитания – за пределы государства, в котором человек находится.
Туризм также может быть классифицирован, исходя из предпочтений человека, его осуществляющего. Туризм может быть въездным и выездным. Въездной туризм – это туризм, предполагающий въезд иностранных лиц на территорию государства. Выездной туризм – это процесс выезда граждан государства в другое государство с целью отдыха.
Туризм может подразделятся на виды, исходя из цели деятельности человека, так, например, существуют:
- культурно-познавательный туризм, под которым понимается процесс изучения каких-либо достопримечательностей, памятников, особенностей архитектуры, местных музеев, художественных выставок;
- религиозный туризм, в ходе данного туризма осуществляется посещение церквей, храмов, монастырей и святых мест;
- оздоровительный туризм, в рамках которого осуществляется отдых человеком в санатории, на курортах с целью оздоровления;
- спортивный туризм, данный туризм предполагает занятие человеком активными видами деятельности: спорт, рыбалка, охота, сплав;
- реакционной туризм – реакционной туризм представляет собой процесс отдыха человека на пляже, процесс купания человека в море, иными словами, процесс наслаждения свободным временем.
Обращаясь к интерпретации культурно-познавательного туризма, необходимо сказать о том, что под ним понимается путешествия, в ходе которого личность осуществляет знакомство с какими-либо культурными ценностями. «Культурно-познавательный туризм может быть определен как туризм, созданный, предложенный и потребленный в виде суммы некоторых культурных впечатлений» [1]. Данный вид туризма возник тогда, когда человек ощутил необходимость расширения собственного кругозора.
Цель культурно-познавательного туризма заключается в процессе изучения культурного наследия страны, либо нации – в зависимости от того, что интересует человека, который осуществляет данный вид туризма.
Обращаясь к роли культурно-познавательного туризма, стоит сказать о том, что данный вид туризма позволяет человеку осуществлять знакомство с иной, неизвестной ему культурой, и позволяет иными способами воспринимать мир, который его окружает. Таким образом меняется мировоззрение человека.
Культурно-познавательный туризм затрагивает абсолютно все сферы деятельности человека, и интенсивность данного направления туризма зависит конкретно от желания каждого человека осуществлять процесс собственного развития путём изучения недоступных ему областей знания.
Важно отметить и тот факт, что в последнее время культурно-познавательный туризм получил значительное развитие, поскольку стал массовой деятельностью людей, его осуществляющих, в том числе, особенно быстрому процессу развития культурно-познавательного туризма способствует процесс глобализации, расширяются:
- экономические;
- политические;
- культурные взаимодействия между государствами, в результате чего процесс осуществления культурно-познавательного туризма для человека упрощается.
И.Н. Трофимова называет культурно-познавательный туризм досуговым образованием – «ярким примером досугового образования является туризм» [4, с.21].
В.А. Отто говорит о том, что культурно-познавательный туризм – это своеобразный вид туризма в целом – «культурно-познавательный туризм является наиболее популярным и перспективным из всех видов туризма 21 века» [3].
Е.В. Фролова, Е.Е. Кабанова и М.В. Костина утверждают, что культурно познавательный туризм выступает направлением социального и экономического развития государства – «культурно-познавательный туризм является наиболее перспективным направлением социально-экономического развития страны и ее территорий» [5, с.44].
Разница вышепредставленных определений культурно-познавательного туризма заключается в том, что авторы определяют культурно-познавательный туризм не всегда как вид туризма, они называют изучаемый нами вид туризма досуговой деятельностью, а также направлением развития государства, что, с некоторой точки зрения, справедливо ими отмечено.
Сущность интерпретации вышепредставленных нами определений культурно-познавательного туризма заключается в том, что данный вид туризма справедливо рассматривать с разных точек зрения, ведь культурно-познавательный туризм – это:
- вид туризма;
- досуговое образование человека;
- направление государственной деятельности.
И, поскольку единого определения термина культурно-познавательный туризм до сих пор не принято, верно, интерпретировать данное понятие с различных точек зрения, что и было осуществлено указанными нами авторами.
Ярким примером культурно-познавательного туризма в современном мире может служить осуществление конгрессно-выставочной деятельности – «конгрессно-выставочная деятельность является важнейшим инструментом стимулирования деловой активности, роста промышленного производства и расширения сферы услуг, развития кооперационных связей между субъектами хозяйственной деятельности, укрепления межрегионального и международного сотрудничества, поддержки благоприятного имиджа делового туризма в России» [2, с.5].
Таким образом, подводя итог рассмотрения данного вопроса, следует сказать о том, что культурно-познавательный туризм – это вид активного отдыха человека, заключающийся в осуществлении путешествия и познания каких-либо районов мира, которые ранее были неизвестны человеку, в ходе которого личность осуществляет знакомство с какими-либо культурными ценностями, с целью удовлетворения собственных потребностей, связанных с: образовательными, познавательными и развлекательными целями.