научный журнал «Актуальные исследования» #24 (27), декабрь '20

Этнотуризм в России: современное состояние и ориентиры развития

Актуальность исследования тенденций развития этнического туризма обусловлена тем, что данное направление является одним из наиболее перспективных и развивающихся направлений рынка туристических услуг во всем мире. Это связано со способностью данного вида туризма удовлетворять потребности людей через приобщение к культурным традициям разных народов. Популярность этнических туров обусловлена сокращением этнического разнообразия в мире, коренных малочисленных народов, являющихся носителями уникальных культур и экономических систем. В данной статье рассмотрим понятие этнического туризма, его особенности и перспективы развития. По результатам исследования мы выявили, что при правильном подходе к организации этнического туризма, данная отрасль может стать весьма перспективной и приносить большой доход регионам. Этнический туризм также может способствовать развитию социальной сферы, обеспечивая занятость местного населения, обмен информацией, а также производство сувенирной продукции и развитие инфраструктуры.

Аннотация статьи
туризм
туристическая сфера Российской Федерации
культурное наследие
этнический туризм
развитие региона
Ключевые слова

Развитие туристической отрасли в Российской Федерации является одним из основных направлений развития экономики страны. Согласно стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года, ожидается комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в стране, путем создания конкурентноспособного туристического продукта.

Если разбираться в том, что же подразумевается под туристическим продуктом, то, прежде всего, необходимо разобраться в понятиях туризма.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  • туризм – временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
  • туристская деятельность – деятельность по разработке и организации тур маршрутов;
  • туризм внутренний - туризм в пределах территории РФ лиц, постоянно проживающих в РФ;
  • туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих на территории РФ, в другую страну;
  • туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не имеющих гражданства РФ.

Как было сказано ранее, Стратегия развития туризма главным образом направлена на усиление внутреннего и въездного туризма, то есть подразумевается развитие внутренних туристических ресурсов.

Не для кого не секрет, что самой сильной стороной РФ, особенно со стороны туризма, можно назвать именно культурное, народное, этническое многообразие. Эта сторона Российского быта не только привлекает внимание туристов из других стран, но и способствует повышению интереса и у самих граждан РФ. Поэтому, этнический туризм является наиболее перспективным направлением развития туризма внутри России.

Но стоит также прежде всего отметить, что этнографический туризм стоит выделить как часть туристического сектора, а еще более узко, как часть этнокультурного туризма в России.

Этнотуризм – является одним из направлений туризма в России, имеющее ярко выраженные этнические, языковые и культурные составляющие, имеющее целью узнать культуру, быт, традиции народов России.

Полноценный рынок российского этнотуризма находится в процессе становления, однако имеет большие перспективы и становится одним из ведущих направлений туристской деятельности. Российские туристические фирмы, которые позиционируют себя как этнографические, по сути, предлагают маршруты этнокультурного туризма, при этом включая в них туристические программы с элементами антропологического, этнопознавательного, эколого-этнографического видов туризма.

Основными формами этнографического туризма в России являются: этнографический музей под открытым небом, этнографический музей-заповедник, археолого-этнографические комплексы, этнографические деревни, театрализованные праздники и обряды, этнические туры, основанные на исторических и народных памятниках [2].

По мнению ЮНЕСКО, этнографический туризм является наиболее эффективным способом создания мира и взаимопонимания между жителями разных стран. Это понятие в отечественной теории туризма до сих пор только развивается. В то время как на практике туры уже организованы, создаются объекты, позволяющие понять особенности разных культур и народов.

Таким образом можно увидеть, что этнографический туризм – это прежде всего желание и намерение узнать народы проживающие вместе на одной территории, их культуру и традиции.

Этнический туризм – это более широкое понятие, которое заключает в себе идею знакомства с этносами в целом. К нему можно отнести помимо этнографического туризма еще и ностальгический туризм, в состав которого также входят антропологический, джайлоо и аборигенный туризмы.

Основные виды этнического туризма представим на рисунке.

Рис. Виды этнического туризма

Человечество уже давно ознаменовано необходимостью изучения происхождения народов, их особенностей, традиций и языка. Все это делается через этнографию – науку, выросшую в рамках истории. Путешествия всегда были способом для людей исследовать мир, найти лучшие места для жизни и взаимодействия с другими культурами и народами. Из потребности больше узнать об окружающем нас мире возникает этнографический туризм. Определение этого понятия все еще находится в стадии доработки. В общем, это особый вид туризма, направленный на изучение особенностей жизни народов, проживающих ныне или ранее на определенных территориях [3].

Этот вид туризма основан на подлинном интересе туристов к жизни людей в других странах, их традициям и особенному умению сосуществовать в пределах малых территорий. В современном мире усиливаются процессы национальной самоидентификации народов. Усиливающаяся глобализация усиливает стремление людей признать свою уникальность, которые принадлежат к определенным этническим группам. Люди все больше интересуются своими корнями. Все это приводит к увеличению туристических поездок для изучения быта народов своей страны и из-за рубежа.

Совокупность памятников национальных культур является достоянием этноса. Его можно собрать локально в одном месте или разбросать по всему миру. Задача этнографии – выявить и систематизировать эти объекты. А этнографический туризм организует для туристов знакомство с этими историческими местами. Важнейшие памятники национальных культур охраняются государственными и международными программами.

Самой известной из этих программ является ЮНЕСКО, которая связана с выявлением и охраной объектов Всемирного наследия. Однако не все объекты этой программы являются этнографическими, есть и природные. Великие народы сохраняют свое этнографическое богатство через государственные программы.

Этнотуризм – это средство популяризации культурных традиций разных народов, а также источник получения средств на сохранение этих объектов.

Этнографический туризм – средство популяризации традиций разных народов, объединенных одной территорией. Существует несколько классификаций этнографического туризма.

Во-первых, его можно разделить на внешний и внутренний:

  • внешний этнографический туризм за рубежом ориентирован на знакомство с жизнью и традициями других народов;
  • внутренний этнотуризм проходит в рамках родной страны и позволяет лучше узнать собственную культуру и происхождение.

По способу осуществления туризма различают:

  • посещение существующих этнических колоний;
  • посещение этнографических музеев и выставок;
  • аборигенный туризм. Во время таких поездок в экскурсионную программу вовлекаются представители соответствующей этнической группы [1].

Существует также разделение этнотуризма на традиционный и ностальгический.

Первый – познакомиться с культурой, посетив поселения или музеи. А второй – это посещение исконных мест, исторической родины.

Выделяется и антропологический туризм, связанный с посещением мест исчезнувших или исчезающих культур. Например, в России сегодня начинает формироваться туризм на Крайнем Севере с целью ознакомления с бытом и традициями малочисленных народов, находящихся под угрозой исчезновения.

Недавно появился новый подвид этнотуризма – джайлоо. В этом случае туристы селятся с этносом, который обычно невелик и ведет примитивный образ жизни, и живут с ними.

Этнотуризм также можно разделить на стационарный и эвентуальный. Первый связан с посещением места проживания этноса. Такие визиты проводятся систематически, так как объект постоянно доступен. Второй связан с проведением события: праздника, фестиваля.

Культурно-этнографический туризм выполняет несколько основных функций:

  • способствует формированию толерантного отношения к другим народам, их традициям и нормам;
  • сохраняет культурное разнообразие мира, способствует восстановлению и охране объектов национальных культур;
  • способствует экономической стабильности музеев, культурных и научно-исследовательских учреждений;
  • улучшает социально-экономическое состояния региона, в котором находятся объекты туризма;
  • способствует возрождению национальных традиций;
  • повышается культурный уровень людей [4].

Для многонациональной России этнотуризм является одним из наиболее перспективных направлений регионального развития. Сегодня этнографический туризм в России также набирает обороты. Почти во всех регионах есть музеи и выставки, которые открывают специальные места для изучения местных ремесел и традиционного образа жизни. Например, в Казани таких мест одновременно два. Это бывшая Татарская слобода с традиционными татарскими постройками, мастерскими и мечетью. А также татарское село «Туган Авылым» - парк, где дети могут познакомиться с традиционными татарскими ремеслами и попробовать национальные блюда в игровой форме.

Несмотря на то, что сегодня этнографический туризм в мире развивается и привлекает множество людей, его организация сопряжена со многими трудностями и проблемами. Создание этнографического объекта требует научных исследований, обоснования, а также больших капиталовложений. Поэтому эти инвестиции, как правило, являются делом только крупных организаций или государства.

Проблема организации этнотуризма заключается в том, что большой поток туристов может нанести ущерб объекту.

Сегодня организацией этнографического туризма в России занимаются в основном региональные администрации. Перед ними стоит задача повышения туристической привлекательности своих территорий, и они готовы создавать музеи, парки и восстанавливать объекты культурного наследия. Но обычно у них не так много денег, а потому объекты плохо организованы. Опыт частных инвестиций в создание этнографических объектов для привлечения туристов пока невелик, но он есть. Например, в горах Алтая есть этнопарк «Легенда», который основал алтайский скульптор А. Зайцев. Впоследствии к его инициативе присоединилась администрация Бийского района. Парк представляет туристам легенды и мифы Горного Алтая [2].

Этнический туризм можно рассматривать как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития традиционной экономики. Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и стать фактором устойчивого развития региона.

С каждым годом число туристов с такими поездками увеличивается. Этнический туризм, одно из направлений культурно - образовательного туризма, позволяет сочетать досуг и образование. В такой обстановке можно ознакомиться с историей того или иного государства, погрузиться в другое время, представить себя другим человеком, как правило, местным жителем, живущим на этой территории. Мировая практика доказывает, что этот вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека, прежде всего путем внедрения в культурные традиции народов.

Проекты, создаваемые для развития этнического туризма, должны быть направлены на то, чтобы оградить процесс развития экологического и этнического туризма от современных тенденций и придать ему устойчивость - особенно благодаря активному участию коренных малочисленных народов в туристской сфере. Обеспечение стабильности и эффективности проектов развития туристских предприятий и устойчивого развития в более широком смысле будет заключаться в самостоятельном управлении реализацией проектов представителями коренных малочисленных народов. Россия обладает огромным потенциалом для развития всех видов туризма, в том числе и этнического. В стране есть все необходимое-огромная территория, богатое историко-культурное наследие. В богатой истории Руси в разное время оставили свой след варяги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, греки и другие народы. Наши предки унаследовали определенные особенности своих явлений, религий, культур, языков и традиций. Это способствует развитию этнического туризма-делает современных россиян и граждан других стран интересными друг другу [1].

Таким образом, этнографический туризм при правильном подходе к развитию является перспективной отраслью туризма. Развитие этнографического туризма имеет не только положительный экономический результат, но прежде всего огромное социальное воздействие. Занятость местного населения проявляется в первую очередь, через развитие этнического туризма, что в свою очередь, несомненно, способствует развитие смежных направлений: производство сувенирной продукции, строительство объектов размещения, общественного питания.

Текст статьи
  1. Бутузов А.Г. Этнокультурный туризм: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2013. – 248 с.
  2. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса: научный журнал/ учредитель ФГБОУ ВПО РГУТиС. -2017, №3(22). С. 12-15.
  3. Кусков, А.С. Джаладян, Ю.А. Основы туризма: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2018. – 400 с.
  4. Солодовникова Ю.Р. Виды туризма: учебное пособие/ Солодовникова Ю.Р.- Электрон. текстовые данные. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013. – 212 c.
  5. Современные проблемы сервиса и туризма: научно-практический журнал/ учредитель ФГБОУ ВПО РГУТиС. – 2014. – №1 – С. 67-68.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 ноября по 03 декабря
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 декабря
Загрузка в eLibrary
07 декабря
Рассылка печатных экземпляров
15 декабря