Совершенствование института президентства в России – является довольно динамичным процессом. Однако в сравнении с другими институтами власти, президентура является для нашего государства относительно новым явлением. Чтобы понять как оно менялось и совершенствовалось, нами была изучена хронологическая последовательность института власти в России.
Как мы знаем, система власти в России зародилась еще в IX веке с момента основания государства Древняя Русь в 862 году. Сначала властью были наделены представители княжеского рода Рюриковичей, затем, на момент, когда обосновалось Русское Царство при Иване Грозном, та же самая власть стала монархической. С течением времени, будучи некогда великой империей, в 1917 году Россия становится советской – все прежние принципы монархии и царизма отвергаются. С приходом к власти М.С. Горбачева начинается «перестройка», меняются прежние порядки, и в 1990 году учреждается новая должность – Генеральный секретарь ЦК КПСС становится Президентом СССР [1]. Должность генсека упраздняется как таковая.
Сам статус Президента СССР при Михаиле Сергеевиче предусматривал частичный переход полномочий Президиума Верховного Совета СССР, а также Председателя Президиума в руки Президента [2]: Президент мог объявлять военное положение в случае войны, награждать граждан государственными наградами, издавать указы и другое. Деятельность Михаила Горбачева несла очень сомнительный характер – вся его политика была направлена на реформирование управленческой системы, разрушение старых принципов существования СССР, разрешение гласности. Именно Михаил Горбачев поставил под удар статус Советского Союза, как мощнейшего государства на то время, и в политической гонке СССР и США считал Соединенные Штаты более успешными.
12 июня 1991 года на должность Президента РСФСР становится Борис Николаевич Ельцин, который был ярым противником Михаила Горбачева, являвшимся на тот момент Президентом СССР. Входе политической борьбы и несостоятельности Михаила Горбачева, как президента СССР, произошел распад Советского Союза: 5 декабря 1991 года Договор об образовании СССР от 1922 года утратил силу, 7 декабря 1991 года было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств, юридически оформившее ликвидацию СССР как государства [3]. 25 декабря 1991 года Верховным Советом РСФСР было утверждено новое название государства (республики) – Российская Федерация.
Вплоть до 1993 года полномочия президента оставались прежними. С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года к полномочиям президента добавилось несколько статей, самыми важными из них являются: Президент Российской Федерации – глава государства и верховный главнокомандующий Военными Силами [4]; имеет право отлагательного вето [5]; контролирует исполнительную власть и является гарантом прав и свобод граждан.
Институт президентуры существует в нашем государстве тридцать лет. За это время ввиду политико-правовых процессов он постоянно изменялся и совершенствовался. Притом каждому периоду времени соответствуют свои дополнения, включенные как в Конституцию, так и в президентуру. К примеру, с учетом политических, экономических и социальных изменений в нашей стране возникла необходимость обновления содержания Конституции. 1 июля 2020 года было проведено голосование по поправкам к Конституции, которые, в своей степени, так же добавили новые полномочия Президенту. Его власть укрепилась на федеральном уровне.
К конкретным поправкам относится: обнуление сроков на посту главы государства; Президент имеет право после стать пожизненно на должность сенатора после исполнения своих полномочий на посту главы государства; Президент даже после исполнения своих полномочий не лишается неприкосновенности, если его деятельность не противоречит Конституции [6]; усиливается роль законодательной инициативы Президента путём обращения в Конституционный суд на стадии составления законопроектов; усиливается роль Президента в исполнительной власти: Председателем Правительства становится кандидатура, выдвинута Президентом [7], а также деятельность Государственной Думы может быть прекращена при ее роспуске Президентом.
Таким образом, мы можем говорить о том, что процесс реформации президентуры идёт до сих пор. Однако в сравнении с прошлыми событиями, каждый год постепенно меняется его политико-правовая основа. То есть, перспектива дальнейшего развития и совершенствования в институте президентства имеет место быть.