Анализ системы физической культуры в высших учебных заведениях

В данной статье проанализировано, как физическая культура изменяет студентов в стенах ВУЗа. Физическая культура способствует улучшению психологического и физического состояния студента. Занятия физической культурой влияют на студентов. Физическое воспитание студента является важнейшим аспектом всестороннего развития личности. Также оно формирует такие положительные качества, как выносливость, сила духа, трудолюбие, воля.

Аннотация статьи
физическая культура
физическое воспитание
активность
физическое здоровье
упражнения
зачетные требования
Ключевые слова

Термин «физическая культура» впервые появился в Англии и США в 90-е годы XIX в. В России данный термин приобрёл популярность в 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, укрепление и образование здоровья. В наше время физическая культура является частью культуры общества, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, которые созданы и используются обществом для физического и интеллектуального развития способностей человека, а также улучшения его двигательной активности и формирования здорового образа жизни [1, с. 56].

Необходимо отметить, что большое значение для физической культуры является физическое воспитание.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий. Основной целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Назовём основные задачи физического воспитания:

– укрепление здоровья с помощью физической культуры, формирование необходимости поддерживать здоровый образ жизни;

– изучение спортивно-прикладных навыков учащимися;

– улучшение физической формы;

– улучшение психомоторных способностей;

– создание условий для реализации творческих способностей студента;

– нравственное, эстетическое, духовное и физическое развитие студентов.

В настоящее время физической культурой и спортом в нашей стране регулярно занимаются около 20% населения, хотя в развитых странах мира этот показатель превышает 40-60%. При этом физическая культура является сферой массовой самодеятельности.

В различных исследованиях было отмечено, что учащиеся, которые принимают участие в систематической физической культуре и спорте, демонстрируют довольно высокую активность, устанавливают определенный стереотип режима дня, повышают уверенность, они более общительны, меньше боятся критики, имеют более высокую эмоциональную стабильность и выносливость, они более энергичны и общительны [2, с. 26]. Эти данные подчеркивают существенное положительное влияние систематической физической культуры и спорта на характерные особенности личности студента.

Физическое воспитание в университете проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в различных формах, которые взаимосвязаны и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Нужно сказать, что в рамках университета существуют различные спортивные мероприятия, которые направлены на вовлечение студенческой молодежи в регулярное физическое воспитание и спорт, а также укрепление здоровья, повышение физической и спортивной подготовленности.

Так, физическое воспитание студентов  осуществляется в следующих формах:

1. Учебные занятия, которые предусмотрены учебным планом и графиком университета. Существуют практические, а также теоретические упражнения. К теоретическим относятся лекции, методические семинары, консультации. К практическим - семинары, консультации, контрольные тесты, соревнования.

2. Дополнительные классы, которые являются дополнением к учебным занятиям, которые являются основной формой.

3. Тесты, они разработаны в качестве критериев эффективности, требований к испытаниям и практических стандартов.

Студентам, которые регулярно посещали учебные занятия и получили необходимую подготовку, разрешено выполнять зачётные требования, упражнения и стандарты зачёта. [3, с. 111]. После чего в конце каждого семестра ставится отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию.

Положено, что студент, закончивший учебу в дисциплине «Физическая культура», должен: понять роль физической культуры в развитии человека, знать основы физического воспитания и здорового образа жизни, а также иметь мотивационное, ценностное отношение и самоопределение в физической культуре со здоровым образом жизни [4, с. 30].

Таким образом, необходимо отметить то, что преподавание физической культуры в вузах очень полезно. Так как физическая культура улучшает психологическое и физическое состояния студента. Физическое воспитание формирует такие положительные качества, как: выносливость, сила духа, трудолюбие, воля. На занятиях по физической культуре для развития студентов существуют разные специализации, например, плавание, баскетбол, волейбол, настольный теннис, йога. Студенты вправе сами выбрать, чем они хотят заниматься, таким образом, предоставленный им выбор помогает самоопределиться в жизни. Также, физическая культура увеличивает концентрацию, помогает избежать многие болезни, так как поднимает иммунитет, и позволяет привести тело в идеальную форму. Также, отмечается, что физическая активность помогает снижать стресс, депрессию, сонливость и повышает настроение, что является немаловажным фактором.

Текст статьи
  1. Педагогика физической культуры: учебное пособие для направления подготовки Физическая культура, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности». М., 2019.
  2. Физическая культура (часть 1): учебное пособие для студентов вузов / С.Ю. Иванова, Е.В. Сантьева, Ю.В. Гребенникова и др. Кемерово, 2016. 154 с.
  3. Восстановительные средства в физической культуре и спорте: курс лекций. М., 2018.
  4. Менеджмент физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие. М., 2015.
Список литературы