Торговая политика государства – это внешняя политика государства, основная цель которой является создание благоприятных условия для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, направленная на защиту национальных интересов страны в борьбе на мировых рынках [2, ст. 5].
В связи с тесным переплетением вопросов административного, экономического, правового характера в торговой политики выделяют тарифные и нетарифные методы регулирования. Тарифные методы основываются на применения тарифных рычагов влияния на торговлю. К инструментам нетарифного метода регулирования относятся финансовые (кредитования, демпинг, субсидии), количественные (лицензирование, квотирование) и скрытые (стандартизация, государственные закупки и другое) [5, с. 154].
На современном этапе развития внешнеэкономических отношений основным направлением развития мировой торговой системы выступает внешнеторговая либерализация, которая проявляется на всех уровнях развития [6]:
- международном (создание и расширение Всемирной торговой организации (ВТО));
- региональном (создание зон свободной торговли и таможенных союзов России);
- двухсторонние (преференциальные) соглашения.
Международная торговля приносит огромные прибыли государствам-участникам. Внешнеэкономическая деятельность стала мощным инструментом давления не только экономического, но и политического плана. Это наглядно иллюстрируют так называемые «торговые войны» между мировыми державами. Ярким нынешним примерам является торговое противостояние между США и Китаем. Не так давно подобная ситуация прослеживалась между США и странами ЕС. В результате государства, находящиеся в противостоянии, терпят миллиардные убытки. Тому подтверждения финансовый кризис в Российской Федерации, причиной которого стало введения экономических санкций США, стран ЕС и ряда других государств против России в связи с ситуацией на Украине.
При либеральной тенденцией развития внешнеторговых связей стран, роль тарифных методов, как метода государственного регулирования торговой политика, снижается. В связи с чем, возрастает роль нетарифного регулирования, как более эффективного метода регулирования торговой политики и защиты национальных интересов страны.
Государственные закупки относятся к скрытым инструментам нетарифного метода регулирования внешнеторговых отношений. Данные закупки выступают важнейшим инструментом регулирования национальной экономики, так как доля государственных закупок в валовом внутреннем продукте (ВВП) в большинстве развивающихся стран на современном этапе развития экономики составляет и варьируется в пределах 10-15 % (в странах ОЭСР), что является значительной долей [7].
Институт государственного заказа выступает не только рынком, на котором государство приобретает товары, работы, услуги для государственных и муниципальных нужд, но и механизмом защиты национального интереса страны. На заключение государственного контракта могут претендовать как отечественные поставщики, так и иностранные организации. Систему государственных закупок в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) [1].
Поддержка российских производителей в механизме осуществления государственных закупок повышает спрос на отечественную продукцию, помогает наиболее чувствительным отраслям экономики, способствует развитию малого и среднего бизнеса. Соответственно появление иностранных организаций, как сильных поставщиков, на рынке госзакупок повлечет к снижению интереса к национальному производству. В связи с чем страны применяют различные ограничительные меры в осуществлении закупки у иностранных партнеров.
В ответ на тенденции либерализации и антироссийские санкции Российская Федерация соблюдает национальный режим посредством введения ограничительных мер для иностранных компаний, что закреплено в Российской Федерации на законодательном уровне.
Таким образом, законодательством о контрактной системе в Российской Федерации предусмотрены механизмы регулирования, при которых происходит соблюдении национального режима, а соответственно и защите национальных интересов.
Национальный режим в государственных закупках – это комплекс мер, который устанавливается Правительством Российской Федерации во взаимосвязи со специальным органом исполнительной власти (в настоящее время полномочия по соблюдению национального режима возложены на Минфин России) в соответствии с Законом о контрактной системе. Также разработаны дополнительные нормативно-правовые акты с конкретным перечнем товаров, работ, услуг и с указанием условий их использования. Кроме того, предусмотрены обстоятельства, при который происходит исключения из правил.
Так, для российских производителей заказчиком предусматриваются преференции (условия допуска) при осуществлении закупки товаров, работ, услуг. Для определенных видов товаров, работ, услуг заказчик должен ограничить или запретить доступ иностранным субъектам. Указанный национальный режим также применяется к странам с антироссийскими санкциями.
Механизмы регулирования, которые способствуют соблюдению национального режима в Российской Федерации представлена на таблице, согласно статье 14 Закона о контрактной системе.
Таблица
Механизмы применения национального режима при осуществлении государственных закупок
ЗАПРЕТЫ |
ОГРАНИЧЕНИЯ |
УСЛОВИЯ ДОПУСКА |
Закупка не допускается за исключением случаев, если производство таких товаров на территории РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана одна заявка на участие о поставке иностранного товара, заказчик отклоняет заявку. |
Ограничения действуют в отношении товаров иностранного производства. Заявки с такими предложениями рассматривать допускается. |
При поставке товаров, произведенным на территории России и ЕАЭС участникам контрактной системы представляются преференции, при подаче заявки, по цене. |
НПА | ||
ПП от 30.04.2020 № 616 ПП от 21.12.2019 № 1746 ПП 16.11.2019 № 1236 |
ПП от 30.11.2019 № 1289 ПП от 10.07.2019 № 878 ПП от 05.02.2015 № 102 ПП от 30.04.2020 № 617 ПП 22.08.2016 № 832 |
Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н |
ТОВАРЫ, РАБОТЫ, УСЛУГИ | ||
- станкоинструментальная промышленность; - товары легкой промышленности; - программное обеспечение; - товары, работы, услуги для нужд обороны и безопасности; - мебель и деревообрабатывающая промышленность и др. |
- медицинские изделия; - лекарственные препараты; - пищевая продукция; - радиоэлектронная продукция; - спортивное огнестрельное оружие и патроны; - стенды для коронарных артерий, катетеров и др. |
- продукты питания; - лекарства; - компьютеры; - бумага; - мебель и др. |
Источник: составлено автором на основе изучения положений статьи 14 Закона № 44-ФЗ и принятых в ее реализацию актов Правительства Российской Федерации
Перечни товаров, на которые распространяются запреты и ограничения утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации для каждой сферы применения.
При закупке продукции, на которую установлен запрет в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, заказчик должен отклонить заявку с зарубежной продукцией, за исключением продукции из государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), куда входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия [3]. Список иностранной продукции, на которую распространяются запреты при государственном заказе, достаточно велик, но есть исключения. Запрет не применяется, если продукция произведена по специальному инвестконтракту и если нет аналогов отечественного производства.
При ограничениях допуска к иностранной продукции, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации, предусматривается возможность рассмотрения заявок иностранных компаний. Допуск к государственной закупке иностранным представителям будет ограничен в случае соблюдения одновременна следующих условий (обстоятельств):
- участники подали хотя бы 2 заявки, которые соответствуют указанным требованиям;
- в обеих заявкам содержатся предложения по продукции отечественного производства или производства из стран-членов ЕАЭС;
- заявки содержат предложения о товаре отличных друг от друга производителей.
Перечень товаров, на которые распространяются условия допуска (преференции) установлен Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Данный нормативно-правовой акт обосновывает условия допуска и преференции для производителей из стран ЕАЭС. При соблюдении определенных условий участникам ЕАЭС дается ценовое преимущество в 15 % по отношению к импортным производителям продукции. Преференции не применяются в случае признания процедуры осуществления государственной закупке несостоявшейся, при содержании предложения о товаре только из стран ЕАЭС, при содержании предложения о товаре только иностранного производителя [4].
Стоит отметить, что заказчику необходимо учитывать, что запреты, ограничения и условия допуска применяются не только к товарам, но и к работам и услугам. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования отечественной продукции и государств – членов ЕАЭС обуславливает случаи, когда заказчик при исполнении контракта не может допускать замену товара или страны происхождения (в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Выводы.
При соблюдении национального режима при осуществлении государственных закупок реализовывается необходимость поддержки интересов страны, происходит укрепление внутреннего рынка, что ведет к поддержке отечественного производства. С помощью контрактной системы реализуются экономические и социальные задачи страны, что ведет к сохранению отечественного капитала внутри страны, защите и соблюдению национальных интересов в проведении торговой политики страны.
Эффективное управление государственными закупки является актуальной задачей для развития страны. По сравнению с другими инструментами нетарифного регулирования торговой политики, государственные закупки являются скрытыми инструментами регулирования, что обуславливается в сложности доказательства и выявление дискриминации иностранных поставщиков.