В период пандемии коронавируса необходимо приложить массу усилий, чтобы у молодежи (включая молодежь с ОВЗ) не сократилась потребность занятий активными видами спорта. «Несомненно, любой вид спортивного ориентирования приносит определенную пользу для здоровья человека. Не является исключением и трейл-ориентирование, поскольку условия, в которых проводится данное ориентирование, способствуют оздоровлению лиц с ограниченными возможностями здоровья» [1, с. 12].
«Развитие пространственных ориентировок у детей с ограниченными возможностями здоровья вообще является одним из важных направлений коррекционно-развивающей работы современной школы» [2, с. 287].
Занятия трейл-ориентированием авторы данной работы практикуют в группах совместного обучения обучающихся с ОВЗ с обычными обучающимися. А мы знаем, что фиксируются неожиданные положительные результаты совместных занятий трейл-ориенированием «здоровых атлетов» и спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. У абсолютно здоровых студентов «резко поднялись спортивные результаты, результаты обучения по изучаемым предметам, увеличилась их социальная активность» [3, с. 162].
При массовом переходе на дистанционные формы организации учебного процесса, в России и за рубежом было проведено большое количество различных мероприятий по трейл-ориентированию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее Интернет).
Подобные мероприятии в Интернете, проводились и ранее. Авторам известны работающие уже несколько лет специализированные сайты по организации таких стартов:
- зарубежные (http://www.yq.cz/trail-o/tempo/);
- российские интернет-ресурсы (https://trailo-i.sportog.ru/).
Первый в России онлайн-старт старт по трейл-ориентированию был проведен сайтом https://o-rostov.ru/ в 2017 году.
Большое число интернет мероприятий проводится с использованием Google Форм. Это доступно большинству наших коллег.
В настоящее время авторами исследовано более ста мероприятий, проведенных в России, Украине, Испании, Португалии, Италии, Германии Великобритании, Польше, Бразилии, Колумбии, Гонконге, Мозамбике, Норвегии, Чехии, Литве, Финляндии и др.
Необходимо отметить несколько существенных отличий при организации тестирования на местности от его дистанционного аналога.
Масштаб. Если на выданной обучающемуся карте мы обозначаем масштаб в явной пропорции, например, как М 1:5000 (что означает, что в 1см карты отображается 5000см местности), то эта информация на мониторе компьютера или экране смартфона не говорит ни о чем. Нам необходимо использовать относительный масштаб в изображении мерного отрезка. Например, величина данного отрезка на карте (экране) – эквивалентна пяти метрам местности. Величину этого отрезка на экране пользователя мы заранее не знаем. Более того, на данном этапе развития техники - величину изображения карты (как и любое изображение) тестируемый может масштабировать, т.е. менять по своему усмотрению.
Как вариант, можно разрешить пользователям самостоятельно распечатать карту нужного масштаба. Но эти возможности не являются критическими, да и доступны сегодня далеко не всем обучающимся.
Многообзорность. Самое очевидное, при постановке трейл-о задачи – показать обучающемуся картинку местности (обычно фотоизображение, сделанное с точки идентификации) с установленными на ней флагами. Но даже при визуальном восприятии местности человек получает глазами объемное изображение, дающее возможность оценить как взаимное расположение объектов относительно друг друга, так и расстояние до объекта. Плоская фотография не может дать такой полноты информации. Поэтому (например, для решения задач типа «середина между объектами») тестируемому необходимо предложить несколько изображений данной местности с разных ракурсов, дающее возможность решить такую задачу.
Критерии ранжирования. На практике сегодня встречается большое число вариантов ранжирования интернет стартов. Их обзор требует отдельной дискуссии. Но совсем обойти эту проблему нельзя.
В трейл-ориентировании при проведении мероприятий на местности, не применятся критерий быстроты преодоления дистанции, т.к. ставится задача дать возможность всем (включая и людей с ОВЗ) изначально иметь равные возможности на состязаниях по решению топографических задач.
Чаще всего для обучающихся проводятся мероприятия на классической дистанции точного ориентирования. При этом основным критерием ранжирования используется число решенных задач, а вторым критерием ранжирования выступает результат работы на задачах Тайм-КП с раздельным стартом (на сегодня это время решения задач и штрафное время за неточные ответы). При стартах на местности мы можем обеспечить не распространение информации об этих заданиях, так же как это происходит при тестировании обучающихся на ОГЭ и ЕГЭ. Но проконтролировать «нераспространение информации» при дистанционном тестировании можно только, если задания для разных тестируемых разные. А это приводит к невозможности педантичного ранжирования обучающихся между собой.
Возможные методы решения этой проблемы опишем ниже.
Тайм-КП с общим стартом. Для финальных мероприятий можно использовать Станцию Тайм-КП с достаточно малой величиной контрольного времени (дисквалификацией). Не более одно минуты на каждую задачу! С обязательным общим стартом. Чтобы срабатывал критерий честности спортивной борьбы: или величина штрафа за каждую ошибку должна быть не менее общего контрольного времени на все задачи Тайм-КП (достаточно быть равной); или число Тайм задач должно быть не более 2х (при системе: контрольное время 30 сек на задачу и 60 сек штрафа за каждую ошибку, как на мероприятиях ИОФ).
В онлайн-варианте нет составляющей движения по местности. Поэтому время преодоления дистанции (т.е. время решения задач) вполне достаточно чтобы взаимно ранжировать обучающихся! На массовых мероприятиях можно совсем отказаться от задач Тайм-КП.
Мероприятия с общим онлайн-стартом. У нас есть две возможности исчислять для каждого участника мероприятия время начала решения задач. Когда задачи стали доступны всем участникам мероприятия или когда он со своего устройства получил доступ к картам и обзорам. Т.к. мы не можем проконтролировать имел ли тестируемый доступ к этому материалу до своего персонального выхода на онлайн ресурс, то необходимо для всех считать время начала теста – время открытия общего доступа к этой информации в интернете.
Контроль тестирующих материалов. Так как и трейл-о задачи, и карты, изображающие местность, зачастую носят оттенок субъективности (авторского видения), то для любого мероприятия необходим предварительный контроль (инспектирование) как карт, задач и обзоров и т.д. А для крупных (не ниже, чем межрегиональные старты) мероприятий рекомендуемое число авторов и инспекторов не должно быть менее 3х человек.
Число онлайн-трейло-стартов во всем мире только возрастает. На практике мы замечаем, что интерес молодежи к данному виду деятельности за последний год резко увеличился. Причем, как видно из протоколов мероприятий в разы. Качество результатов неуклонно растет. Поэтому, необходимо увеличить наши усилия по унификации проведения онлайн-трейло-стартов и поиску наиболее успешных форм их проведений. Дальнейший прогресс нашего общества невозможен без создания условий для молодежи с любыми особенностями здоровья – проявлять себя в решении не стандартных задач, без возможности принимать решения с использованием IT-технологий.
Продолжительность проектов. При организации онлайн-мероприятий, преследующих цель выявление сильнейшего из заранее определенной некоторой группы обучающихся – рекомендуется ограничивать время мероприятии несколькими часами. Цель – уменьшение вероятности распространения информации о дистанции. Здесь уместно соотношение 200-300% к времени доступному лидеру для полностью правильного решения задания. Это около 6-10 минут на задание, при норме 3 минуты на задачу.
При организации мероприятий, преследующих цель массового вовлечения обучающихся к данному движению, предлагаем использовать мероприятия длительностью более 9 суток. Причем начинать старты целесообразно в субботу – первый не учебный день недели, а заканчивать в воскресенье. При этом педагоги, ведущие занятия данной направленности, могут на занятиях (в любой учебный день недели) дать возможность обучающимся принять участие в мероприятиях. А у обучающихся есть возможность пройти тестирование не только в учебный, но и в выходной день.
Таблица
Динамика числа участников многодневных интернет-стартов
Из таблицы видно, что максимальное число участников стартов бывает в первый и второй день старта (когда де факто и разыгрываются призовые места в личных соревнованиях), а также последний день мероприятия (перед «падающим временным шлагбаумом»). Но число участников и в остальные дни существенно, что подтверждает правильность стратегии на обучающий характер мероприятий.
Авторами статьи только в уходящем 2020 году проведено несколько десятков интернет мероприятий, в которых приняли участие юные трейлисты более 20 стран. Это параллельно решаемым задачам педагогического процесса одновременно укладывается и в задачу из проекта «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»: необходимо создание условий для доступности «образовательных проектов и социально значимых мероприятий» с применением «дистанционных образовательных технологий» для «соотечественников, проживающих за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства, изучающих русский язык» [4, c. 10].
Эта первая попытка обобщения накопленного опыта организации онлайн-мероприятий по трейл-ориентированию показывает, что для проведения таких соревнований существует необходимость разработки отдельных правил, позволяющих учитывать специфику их проведения, с учетом необходимости: сохранения конфиденциальности информации, идентификации состязающихся и возможностями привлечения большого числа обучающихся к этому виду деятельности.