Педагогические аспекты профессионального становления будущих специалистов в процессе сочетания очной и заочной форм обучения в вузах

В статье проведен анализ эмпирической диагностики и раскрыты педагогические аспекты профессионального становления будущих специалистов, обучающихся в процессе сочетания очной и заочной форм обучения в современных вузах. Сделан вывод о том, что данных условиях закладываются основы будущей профессиональной деятельности, направленной на самореализацию личности в осваиваемой конкретной профессии.

Аннотация статьи
будущие специалисты
образовательная среда
профессиональное становление
тенденции сформированности
формы обучения
Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет основные требования к профессиональной подготовке будущих специалистов различных вузов. Так, по окончании обучения в вузе выпускник должен быть хорошо подготовлен к различным видам деятельности: профессиональной, научно-исследовательской и организационно-управленческой, от него требуется уверенное владение всем комплексом компетенций, необходимых для качественного выполнения профессиональных задач в условиях постоянно изменяющейся обстановки.

В различных вузах страны осуществляются различные формы подготовки будущих профессионалов. Процесс профессионального становления личности в условиях сочетания очной и заочной форм обучения в вузе отражает характер взаимодействия учебно-воспитательной среды данного вуза [2] и конкретной направленности дальнейшей профессиональной практической деятельности.

При сочетании очной и заочной форм обучения, после обучения на очном отделении, обучающиеся переходят на заочное обучение. Этот период является определяющим, с точки зрения профессионального становления личности, характеризующийся наращиванием личностного потенциала характеризуется переход с одного уровня профессионального становления на другой, более высокий уровень. На данном этапе происходят существенные изменения в профессиональном самосознании обучающегося. В ходе непосредственного педагогического общения с педагогами и воспитателями обучающийся осваивает новые теоретические знания о профессии, формируя свою профессиональную позицию и развивая профессиональные компетенции.

Самосовершенствование характерно для всего периода обучения в вузе, и, к его завершению, обучающийся становится полноценным специалистом, имеющим определенный и достаточный багаж жизненного и профессионального опыта, теоретических знаний, практических навыков, умений и вполне сформировавшихся компетенций.

Образовательная среда любого вуза [2] способствует формированию ценностно-смысловой сферы личности, определяет вектор и траекторию ее дальнейшего развития, формирует потребность в самореализации, достижении более высоких результатов в учебе, стимулирует постоянный поиск обучающимся "ситуаций успеха". И это позволяет легче преодолевать негативные ситуации, быстрее адаптироваться, более активно и уверенно действовать в учебно-профессиональной среде.

Вместе с тем, процесс профессионального становления личности будущих специалистов в условиях сочетания очной и заочной форм обучения в вузе, неповторим и индивидуален для каждого обучающегося. При этом показатели динамических уровней профессионального становления и развития обучающегося обусловлены личностными особенностями и зависят от факторов и педагогических условий, создаваемых в данном вузе и конкретной направленности дальнейшей профессиональной практической деятельности.

Опыт преподавания позволяет нам утверждать, что учебно-воспитательная среда любого вуза, оказывая интенсивное психолого-педагогическое воздействие на обучающихся на первом очном этапе обучения опирается на "входные показатели", выявленные у обучающихся в начале обучения. Анализ экспериментальных данных, проведенный в рамках диссертационных исследований [1, 4, 5] позволяет сделать вывод что, на этапе заочного обучения, в ходе выполнения профессиональных функций в практической деятельности, разница в темпах достижения очередного уровня профессионального становления у обучающихся, относительно результатов, достигнутых ими на этапе очного обучения, заметно увеличивается.

Анкетирование, письменные опросы, проведение воспитательных мероприятий, программа психолого-педагогической поддержки позволяют определить педагогам основные тенденции, характерные для процесса профессионального становления личности на этапах очного и заочного обучения, наметить главные направления по совершенствованию и повышению качества профессионального образования, реализуемого в подобной форме.

К ним относятся: активное стимулирование процесса профессионального самосовершенствования преподавателей, позволяющее применять современные концептуальные подходы, модели, образовательные технологии обучения и воспитания; создание и развитие инновационно-развивающей атмосферы на кафедрах вуза; повышение эффективности педагогического взаимодействия учебно-воспитательной среды вуза и конкретной направленности дальнейшей профессиональной практической деятельности; углубление практической направленности образовательного процесса вуза; координация усилий педагогов в профессиональном развитии обучающихся; организация психолого-педагогической поддержки личности; диагностика и мониторинг процесса формирования профессиональных компетенций; анализ динамики процесса профессионального становления личности и т. д.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что процессы обучения и воспитания в современных условиях образования в высшей школе характеризуются акцентами на самоконтроль и самообразование, внедрение активных методов проведения учебных занятий, поиск новых форм и методов воспитательного воздействия на обучающихся, требуют активного использования воспитательно-образовательных возможностей технологий дистанционного обучения.

Анализ наших данных, полученных в процессе изучения уровня формирования профессионального становления будущих специалистов, позволяет определить некоторые тенденции:

  • почти 90 % респондентов указывают на то, что обучающийся должен быть активным субъектом учебно-воспитательного процесса в вузе, а успех его профессионального становления, в первую очередь, зависит от него;
  • около 60 % указывают на большую нагрузку в процессе обучения по заочной форме и, как следствие, – возникает нехватка времени для выполнения учебного плана между сессионными сборами;
  • 35 % опрошенных отмечают, что сталкивались в начале обучения с трудностями, связанными с адаптацией в учебном коллективе, а в процессе заочного обучения – с проблемами недостаточной сформированности навыков в практической деятельности и выстраивании межличностных отношений в практических коллективах (более 42%);
  • более 80 % респондентов считают, что содержание и качество профессиональной подготовки по различным направлениям в вузе соответствует конкретной направленности дальнейшей профессиональной практической деятельности.

В одном из пунктов анкеты, предложенной респондентам, предлагалось оценить по пятибалльной шкале (шкале Лайкерта "5") степень сложности усвоения учебного материала по дисциплинам всех циклов основной профессиональной образовательной программы.

Анализ полученных ответов анкеты свидетельствует о следующем. Уровень сложности освоения программ по всем циклам учебных дисциплин достаточно высок (в диапазоне от 52 % до 56 % респондентов).

Более 40 % обучающихся считают, что они неполностью освоили навыки самостоятельной работы по подготовке к различным видам учебных занятий, что ведёт к возникновению трудностей при выполнении учебного плана и освоении программ дисциплин, изучаемых в вузе. Около 30% опрошенных уверены, что объем учебного материала, предлагаемого им для изучения, достаточно большой. Это свидетельствует о том, что не все обучающиеся на первом очном этапе обучения готовы полностью принять требования вуза, психологически недостаточно подготовлены к учебной нагрузке в вузе и включению в систему заочного обучения, что требует организации педагогической поддержки и психологического сопровождения будущих специалистов на этапе заочного обучения.

Около 20% обучающихся считают, что у них имеется слабая база теоретических знаний, полученных в общеобразовательных учреждениях, которая не позволяет им достичь хороших и отличных результатов в обучении. Обучающимся помогают преодолевать трудности сокурсники и педагоги. Вместе с тем, успешному преодолению проблем, возникающим в процессе обучения способствует личная целеустремленность, настойчивость в достижении поставленных целей и трудолюбие.

Проводя анализ полученных результатов, основных факторов [3, с. 78-79], оказывающих влияние на становление личности в процессе сочетания очной и заочной форм обучения в вузе, системно выявляя психолого-педагогические условия, определение сущности "профессионального становления личности" с позиций компетентностного подхода в профессиональной подготовке, можно разработать, экспериментально проверить и реализовать в рамках проведения учебной и воспитательной работы с обучающимися программу психолого-педагогической поддержки, обеспечивающей успешное профессиональное становление личности.

Таким образом, в условиях сочетания очной и заочной форм обучения в вузе закладывается "фундамент" будущей профессиональной деятельности, направленной на самопроявление и самореализацию личности в осваиваемой конкретной профессии. Теоретические знания, первичные умения и навыки, освоенные будущими специалистами на этапе очного обучения, пополняются конкретной направленностью дальнейшей профессиональной практической деятельности, и преобразуются, трансформируясь в профессиональные и специальные компетенции будущего профессионала. Профессионально-важные качества личности претерпевают кардинальные изменения, "прирастая" широким спектром недоступных ранее свойств и способностей в процессе осознания всей полноты ответственности, возложенной на молодого специалиста, и понимания исключительной важности роли и выполняемых обучающимся функций в обществе и государстве.

Текст статьи
  1. Кузина Н.А. Интеграция дидактических условий развития учебно-познавательных компетенций студентов-заочников технического вуза: дис. канд. пед. наук. Казань, 2014. 237 с.
  2. Солонин С.И., Кортов С.В. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2. С. 64–69.
  3. Субетто А.И. Система управления качеством в вузе (модель). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 280 с.
  4. Шестакова Н.В. Педагогические условия развития компетенции самообучения студентов в системе заочного образования: дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2012. 206 с.
  5. Яцковская Е.Б. Организация обеспечения и повышения качества заочного обучения студентов университета: дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2011. 247 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября