Современное общество находится на новом этапе развития – информационном, который в свою очередь выделяется активным использованием информационных и коммуникационных технологий во всевозможных областях жизнедеятельности общества, в том числе и в образовании.
Использование средств информационных компьютерных технологий в обучении вместе с педагогическими целями информатизации образования наполняет новым содержанием применяемые дидактические принципы, такие как: реализация социального заказа; совершенствование личности обучающегося и адаптация его к новым условиям жизнедеятельности общества; повышение и улучшение качества образовательного процесса.
В современных вузах, в том числе ведомственных, широкое распространение в образовательном процессе получили универсальные программы и средства информационных технологий, такие как обучающие программы и тренажеры-симуляторы, информационные и справочные средства, средства демонстрации и имитации, средства для расчетных и учебно-прикладных задач [1].
Развивающая и воспитывающая составляющая процесса обучения, с использованием средств информационных компьютерных технологий, характеризуется созданием условий для формирования и развития инфокультуры обучающегося, в его личностных качествах, таких как самостоятельность и активность, адаптация к условиям жизнедеятельности информационного общества, креативные и коммуникативные способности личности [2].
Вместе с тем, как и ко всем различным средствам обучения, к средствам информационных компьютерных технологий, обеспечивающим эффективность усвоения учебного материала во время занятия, должны предъявляться следующие требования:
- многообразие представления учебной информации в различных средах восприятия для обучающегося (визуальная, звуковая, тактильная и т. д.)
- многообразие сюжетов в содержании программного продукта и свободы выбора действий пользователем;
- доступность программного продукта для восприятия обучающегося (дизайн, интерфейс, средства навигации и т. д.).
Средства информационных компьютерных технологий обеспечивают в образовательном процессе реализацию многих, составляющих основу информатизации, требований: интеграция разнообразных видов информации; интерактивный режим общения с пользователем; параллельная передача информации; возможность работать с большими объемами информации; работа в режиме реального времени; эффективное управление процессом переработки информации; доступность, универсальность и т. д.
Вместе с тем, с развитием технических средств современных компьютерных технологий, существенно меняется визуальная организация мультимедиа среды. Появившаяся при этом возможность широкого использования трехмерной графики позволяет перейти от традиционного словесного рассказа и показа, к интерактивной образовательной среде, что, в свою очередь, позволяет обучающимся воспринимать изучаемый материал как новый мир знаний, в котором образы реальных объектов действуют наряду с виртуальными моделями [3].
Внедрение в образовательный процесс средств информационных компьютерных технологий значительно повышает эффективность процесса формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.
В процессе обучения на основе средств информационных компьютерных технологий создается такая образовательная среда, в которой реализуются принципы стимулирования, мотивации положительного отношения к обучению, познавательной деятельности и развивающего обучения.
Новизной применения средств информационных компьютерных технологий для процесса обучения представляется интерактивность, за счет которой обучающиеся имеют возможность анализа выполнения различных заданий, просмотр хода их решения и допущенные ошибки непосредственно в самом процессе; замена характеристик моделируемых ситуаций в целях обеспечения формирования различных навыков в зависимости от степени усвоения.
Осознание дидактических преимуществ современных средств информационных компьютерных технологий перед традиционными средствами обучения (при соответствующей организационно-методической обеспеченности учебного процесса) позволяет сделать вывод о безусловной ценности этих средств.
Информатизация в образовании напрямую связана с проблемой внедрения информационных технологий в обучение будущих специалистов в вузах [3, 4].
Применение в образовательном процессе различных современных средств информационных компьютерных технологий, имитирующих реальную ситуацию, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения, делая процесс усвоения информации учебного назначения более восприимчивым у обучающегося, и, благодаря чему, формируется необходимые условия для развития и реализации профессиональных компетенций, таких как информационная и коммуникативная.
Возможности средств информационных компьютерных технологий огромны. Такие возможности как, визуализация учебной информации на занятиях, постоянная (интерактивная) обратная связь между обучающимся и средствами информационных компьютерных технологий, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью, объективный и независимый контроль результатов усвоения учебного материала и т. д., совершенствуют образовательный процесс и активизируют деятельность обучающихся и их личностные качества при усвоения изучаемого материала. Тем не менее, анализ состояния учебного процесса в вузах показывает, что вышеперечисленные возможности не всегда используются правильно и системно, с учетом основных дидактических принципов [2].
Внедрение всевозможных средств информационных компьютерных технологий учебного и образовательного назначения, обладающих уникальными дидактическими возможностями, но неадаптированных к специфике учебного процесса в военном вузе, выдвигает целый ряд вопросов по исследованию эффективного применения этих средств. Эффективность предполагает достижение поставленной цели образовательного процесса, при минимальных затратах времени и усилий обучающихся и преподавателей, что особенно актуально для учебного процесса в военном вузе [2].
Уникальные возможности средств информационных компьютерных технологий позволяют развивать профессиональные компетенции более высокого уровня, обеспечивающие способность обучающихся к рефлексии, соотношению образов и предметов, анализу, нахождению закономерных взаимосвязей и выявлению путей решения поставленных задач, оперативному планированию и взаимодействию участников образовательного процесса.
Соответствующая организационно-методическая обеспеченность учебно-образовательного процесса в вузе напрямую зависит от многообразия применяемых педагогических условий применения средств информационных компьютерных технологий в целях эффективного формирования соответствующих навыков у будущих специалистов.
Правильный и системный анализ, а также имеющиеся современные научные подходы позволяют вузам выявлять необходимый набор педагогических условий, с помощью которых и достигается высокий уровень реализации средств информационных компьютерных технологий в процессе обучения.
Таким образом, при соблюдении определенных педагогических условий в образовательной среде современного вуза применение средств информационных компьютерных технологий повышает эффективность образовательного процесса, что дает большой дидактический потенциал в формировании определенных практических навыков у будущих военных специалистов.