Цифровые технологии в освоении школьниками фольклора

Цифровые технологии в освоении школьниками фольклора

В статье рассмотрены способы применения цифровых технологий в учебно-практической деятельности школьников при изучении фольклора. Показана дидактическая целесообразность обращения к цифровым технологиям, как в развитии креативных способностей, так и технических навыков обучающихся, в равной степени необходимых для успешного существования в современном мире. Предложенные способы являются примерами для конструирования учителем подобных методических ситуаций и наполнения их содержанием, актуальным для достижения необходимого образовательного результата.

Аннотация статьи
художественное мультимедиа
педагогика искусства
школьный подкастинг
современное музыкальное искусство
музыкальное образование
Ключевые слова

Глобальные изменения, явившись следствием научно-технического прогресса, оказали влияние на перестройку существующих основ жизни человека. Модернизация охватила и сферу педагогики. Тенденции обновления коснулись содержания образования, с одной стороны, включив в него новейшую музыку, с другой – пересмотрев формы обучения, расширив их техническими средствами, поддерживающими учебный процесс.

Следует помнить, отечественная педагогика с давних пор позитивно зарекомендовала себя в воспитании интеллектуальных, грамотных, ответственных, трудолюбивых, целеустремленных личностей. Во многом успехи отечественного образования определялись тщательным отбором мировых шедевров при проектировании содержания уроков искусства. В тоже время, нельзя не признать дидактическую целесообразность применения в образовательном процессе новых технических средств для достижения качественных образовательных результатов. Таким образом, представляется эффективным рассмотрение цифровых технологий в обучении школьников фольклору, что позволит наметить пути преемственности в применении новых форм и методов работы с традиционным музыкальным материалом. В качестве примера приведем русскую народную, хороводную песню «Ай, во поле липынька» из Сборника русских народных песен, составленного Н.А. Римским-Корсаковым [3]. Детям следует рассказать о бережном отношении Николая Андреевича к народным песням, их преломлении в операх композитора с сохранением интонационных и ладовых особенностей. Можно послушать или посмотреть видео сцены народного праздника в заповедном лесу из третьего действия оперы «Снегурочка», где звучит эта песня.

Определим способы работы с хороводной песней «Ай, во поле липынька» с помощью цифровых технологий.

Первый способ – создание вариаций soprano ostinato на тему выбранной песни в компьютерной программе. Потребуется ознакомление с некоторыми сведениями из области музыкальной теории, а также освоение технических операций для работы с компьютерными программами. При выборе программ следует руководствоваться их легальной и бесплатной доступностью, относительной технической простотой и наличием в их базах большого количества звуковых тембров. Описанным требованиям отвечают такие программы, как Nano Studio или MadTracker. Тему песни можно записать при помощи микрофона, предварительно научившись петь, или набрать на виртуальной клавиатуре программы, подобрав понравившийся тембр.

Для выполнения вариации на soprano ostinato, прежде всего, следует менять тембр при каждом новом проведении мелодии. Так будут созданы тембровые вариации на заданную тему.

Помимо этого, записав образцы для фактурно-гармонического фона и получив разнообразные гармонические и ритмические сэмплы, можно применить их для фактурного, ритмического, гармонического, динамического, темпового разнообразия вариаций.

Второй способ – создание художественного мультимедиа на тему выбранной песни. Творческий процесс создания художественного мультимедиа включает разные виды деятельности. Среди них, видеосъемка, работа в сети Интернет и в компьютерных программах.

При создании художественного мультимедиа первым шагом будет продумывание основы видеоряда. Его сюжет может быть самым разнообразным: посвящен народным хороводам; обрядовому фольклору; творчеству Н.А. Римского-Корсакова; опере «Снегурочка». Сюжет должен быть выстроен в соответствие с драматургической логикой, отвечающей художественному образу сочинения, и оформлен в виде письменного сценария – алгоритма действия для последующей творческой работы.

Видеоряд, согласно выбранному сюжету и выработанному сценарию, можно найти в свободном доступе сети Интернет, отснять самостоятельно или скомбинировать оба варианта получения видео продукта. Совмещение музыки и видео ‑ неординарная проблема, требующая отдельного изучения, которая с успехом может быть разрешена детьми, заинтересовавшимися этим увлекательным процессом.

Третий способ – создание подкаста – файлов для размещения в сети Интернет. С этой целью пригодны художественные мультимедиа, созданные, согласно второму способу, но можно подготовить материал как в виде радио- так и телевизионной передачи на тему русской народной хороводной песни.

Радиопередача – «искусство звуковых образов, опосредованное техникой» [4, с. 7]. Поэтому, работа в прямом эфире или запись подкаста требует проведения специфической работы: звукового оформления, синхронизации звуковых дорожек, удаления шумов. Выполнение таких действий возможно в программах – аудиоредакторах, например, бесплатном аудиоредакторе Audacity. Возможности этого редактора позволяют изменять пространство звучания песни, создавая эффект акустики огромного зала, маленькой комнаты, шумной улицы или природного ландшафта. Преобразование с помощью Audacity звуковых планов и звуковой перспективы, делают зримым и реальным аудио звучание, способствуя «обогащение реальности» [2].

Функции Audacity позволяют «состаривать» звучание, добиваясь эффекта аутентичности. Это может быть полезно для придания атмосферы старины при рассказе об истории появления народной песни.

В качестве материала подкаста для телевизионной передачи пригоден видеоряд – художественное мультимедиа. Его можно дополнить уместным в данном случае жанром интервью, беседы учащихся с самыми разными людьми в зависимости от содержания будущей передачи.

Четвертый способ – применение полученной аудио- и видеозаписи в качестве фонограммы или художественного оформления для «живого» театрального или концертного исполнения. Хороводную песню можно разыграть как обрядовое народное действо в соответствующих костюмах на фоне полученного мультимедиа.

Итак, цифровые технологии в освоении школьниками фольклора показывают возможность конструктивного диалога традиционных и инновационных подходов в обучении, обеспечивая качественный уровень образования ребенка на новом витке развития общества. Дети изучают особенности фольклора, одновременно осваивая технические инновации, служащие дидактическим целям. Открываются широкие перспективы творческо-художественной деятельности учащихся, в процессе которой обучающиеся моделируют художественную действительность: «когда школьники становятся в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника, как бы заново создающих произведения искусства для себя и для других людей. Моделирование художественно-творческого процесса – это, по сути, и есть прохождение пути рождения музыки, воссоздания ее как бы “изнутри” и проживание самого момента воссоздания» [5, с. 71].

Цифровые технологии в освоении фольклора обеспечивают развитие качеств, подверженных наибольшему воздействию в процессе активизации технических форм деятельности, среди которых совершенствование когнитивного мышления, увеличение специфических навыков при работе с информационно-коммуникационными технологиями. В тоже время, влияние искусства сказывается на обогащении эмоциональной сферы обучающихся, их наполнении положительными чувствами в процессе создания и демонстрации собственного музыкального продукта, получении сведений из области теории музыки, композиционных и языковых особенностей музыкального произведения. Взаимодействие цифровых технологий и искусства дарит детям неповторимое чувство радости от увлеченности творческой деятельностью, умножающей уверенность в собственных силах, своих способностях, намечает пути дальнейшего саморазвития, раскрывающие креативные возможности в постановке и преодолении задач разных сложностей.

Цифровые технологии в освоении фольклора могут стать мощным средством развития креативности обучающихся, обогащая их духовную сферу, становясь трамплином дальнейшего всестороннего творческого развития личности: «Далеко не всякий подросток или юноша станет или должен стать непременно художником. Но он должен стать творцом в области избранного им дела. Вместе с тем, все должно быть выполнено нами для того, чтобы он мог чутко воспринимать и переживать всякое художественное оформление жизни, чтобы он имел силы бороться с антихудожественностью в окружающем, чтобы он не забывал, наконец, о художественности формы и в области творимого им дела. Жизнь и мир для юношества могут при этих условиях на самом деле превращаться в художественную вещь, подлежащую тщательной и настойчивой формальной обработке. В правильной постановке художественного воспитания – одна из главных возможностей благополучного разрешения основных противоречий нашей культуры» [1, с. 274].

Текст статьи
  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Карапуз, 2009. 304 с.
  2. Игнатов П.В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера: дис. ... канд. искусствоведения. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2006. 192 с.
  3. Римский-Корсаков Н.А. Сборник русских народных песен. М.: Антиква, 1995. 205 с.
  4. Шерель А.А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 576 с.
  5. Школяр Л.В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы // Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта: Наука, 1999. С. 47-79.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа