Российско-американские отношения на индийском направлении и их трансформация в контексте прихода администрации Д. Трампа (2017-2018)

Российско-американские отношения на индийском направлении и их трансформация в контексте прихода администрации Д. Трампа (2017-2018)

В данной статье рассматриваются отношения между США и Россией на индийском направлении в период 2017-2018 годов при администрации президента Д. Трампа. Рассмотрены, проанализированы и изучены трансформации, которым были подвергнуты данные отношения.

Аннотация статьи
санкции
международные отношения
международные договоры
соглашения
военно-техническое сотрудничество
Ключевые слова

Санкционная политика, проводимая США в отношении РФ, активно продвигалась ещё при администрации президента США Барака Обамы. Но тем не менее, стоит отметить, что она не носила такого сложного характера, который сложился в последние годы. Внешнеполитические отношения сильно изменились с приходом администрации Д. Трампа, который пользуется санкциями, как одним из самых действенных рычагов влияния, чтобы проводить именно ту политику, которая способствовала бы продвижению американских интересов.

Нынешнюю политику Президента США Дональда Трампа нельзя назвать миролюбивой. Президент отказывается подписывать международные договоры, начинает торговые войны с Китаем, а также проводит активную санкционную политику. США посредством санкций пытаются наказать неугодных им международных акторов, а также тех, кто по каким-либо причинам способен нанести вред стратегии, исходя из которой Америка прежде всего. Под американские санкции попала и Россия [1]. Не стоит отрицать, что санкционная политика приносит ущерб не только странам, против которых она направлена, но и всему мировому сообществу. Также, помимо России, США обещают ввести санкции и против союзников России. Очевидно, что Индия, как стратегический партнёр РФ не сможет избежать подобных угроз.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди и Президент РФ Владимир Путин подписали соглашение на сумму 5,43$ млрд, на поставку 5 комплексов С-400. Хоть это уже и не первая такая крупная сделка между нашими странами, особенность моменту придаёт то, что сама сделка выступает символом крепких отношений России и Индии. Она была заключена в тот момент, когда отношения России и США переживали такой же сильный кризис как во времена холодной войны. Индия пытается отстоять собственный суверенитет и при этом избежать усложнения отношений как с США, так и Россией. Даже учитывая то, что между Россией и Индией налажено стратегическое партнёрство, она не может надеяться на постоянную помощь во всех вопросах, также сближение Индии с США может вызвать разлад в отношениях с Россией [2].

Ещё со времён СССР военно-техническое сотрудничество между Россией и Индией играло огромную роль в межгосударственных отношениях. С годами данное сотрудничество только набирало обороты и развивалось, несмотря даже на тот факт, что Москва параллельно поддерживала отношения с региональными противниками Индии, а именно с Китаем и Пакистаном.

И тем не менее, Москва и Нью-Дели не разрывают своих проверенных временем дружественных отношений и остаются стратегическими партнёрами. Россия поддерживает Индию в том, что она должна получить постоянное членство в Совете Безопасности ООН. США в свою очередь не одобряют эту идею и выступают против членства Индии. Также Россия поддерживает притязания Индии на территории Джамму и Кашмира, что в свою очередь очень не нравится другим важным российским партнёрам – Китаю и Пакистану.

Россия делится с Индией военными технологиями, помогает развивать эту нишу и строит свои производства внутри страны, что говорит о многом. Некоторые критикуют Россию и заявляют, что технологии, которыми Россия делится, давно устарели. Но эти же эксперты не указывают, что США также продаёт Индии своё оружие, но никакими технологиями его производства не делится. Одним из заметных различий между политикой России и США в отношении Индии является то, что Россия никогда не применяла к Индии санкции и не угрожала ими, США, в свою очередь, пользуются этой возможностью и оказывают давление на правительство Индии.

В январе 2017 года Конгресс США принял законопроект «О противодействии противникам США посредством санкций» (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA). Данный законопроект предусматривал введение санкций по важнейшим государственно важным направлениям и затрагивал такие аспекты, как военно-техническое сотрудничество и банковские операции. Предусматривалось замораживание счетов юридических и физических лиц, которые попадали под санкции.

С введением CAATSA возникли большие трудности между Россией и Индией. Индийская система устроена таким образом, что в случае заключения сделки о покупке оружия у России, индийский банк должен предоставить гарантийную сумму для поставок. Как известно Индия тесно сотрудничает с американским финансовым сектором, что делало гарантийную операцию практически невозможной, так как большинство российских военно-технических предприятий подпадают под американские санкции.

Чтобы подобная ситуация не возникала, правительство Индии предприняло следующие действия. В мае 2017 года были внесены временные исключения для поставок, о которых уже договорились, из-за поправок, больше не требовалось выделять гарантийные средства банка, что позволяло избежать проблем, связанных с американскими санкциями [3]. Также Индия не опубликовала конкретный список предприятий и поставок, по которым сделали исключения, вероятно, чтобы в дальнейшем расширить данный список и не встретить возмущения правительства США.

Но, к сожалению, Индия и Россия не учли, что США не собираются так просто сдаваться. Список санкций был расширен в апреле 2018 года и после этого уже включал в себя «Алмаз-Антей» - производителя ЗРК С-400, также туда попала Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), которая занималась поставкой фрегатов. Стоит упомянуть, что финальной точкой стало внесение в список компаний «Вертолёты России» и «Рособоронэкспорт» [4], что стало огромной угрозой для любого сотрудничества между Россией и Индией по военно-техническому направлению. Банк Индии был вынужден заморозить 100 млн долларов и не смог передать их России по сделкам, как сообщалось ранее. Возникла угроза того, что попросту будет невозможно провести данные сделки. Исходя из этого правительство РФ и Индии создали специальные комитеты, которые занимались разрешением сложившейся ситуации.

США отчасти достигли поставленной задачи. После того, как CAATSA был одобрен Сенатом США, российские военные предприятия оказались в максимально некомфортных условиях работы, таким образом было оказано серьёзное давление на Россию и всю её экономику [5]. Но с другой стороны, санкции США затрагивали и другие страны, которые закупали российскую военную технику: Индию, Индонезию, Вьетнам. Правительство США хотело видеть эти страны в числе своих союзников. Индия должна стать противовесом Китаю в регионе, по американским планам, но своей же политикой они отдалили от себя возможных союзников. Индия, как и Вьетнам с Индонезией покупают российское оружие уже очень долгое время, для них попросту невозможно в одночасье прекратить это сотрудничество и перейти на американское вооружение. Конечно, США намереваются полностью вытеснить Россию с данного сегмента рынка и стать единственным крупным поставщиком.

Тем не менее, на данный момент – это невозможно. Правительство Индии, пыталось показать США, что даже если бы они и захотели, то не смогли бы так быстро отказаться от закупок. Кроме этого, Индия и не намеревается отказываться от дальнейшего сотрудничества с Россией в военно-технической сфере. Ставя перед Индией условия и заставляя её отказаться от оружия, США ставят под удар обороноспособность всей страны, что вовсе не соответствует тем высказывания о партнёрстве и дружбе, о которых они заявляли раньше.

На данный момент, очевидным является тот факт, что дальнейшее развитие отношений в треугольнике зависит от того, будет ли правительство Индии действовать в рамках американских санкций или решит идти своим путём. Санкции не позволяют Индии и России развивать военно-техническое сотрудничество должным путём, но и прекратить все отношения с США они также не в состоянии. Индия должна выйти любыми способами из-под действия CAATSA. В ответ же, правительство США должно понять тот факт, что подобное давление приведёт к потере важного потенциального союзника и принять то, что Индия не намеревается разрывать военное сотрудничество с Россией, потому что она, как минимум, сейчас просто не готова к этому [6].

Текст статьи
  1. «Влияние антироссийских санкций США на сотрудничество России и Индии в военно-технической сфере» 10.09.2018 // Российский Совет по Международным Делам [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vliyanie-antirossiyskikh-sanktsiy-ssha-na-sotrudnichestvo-rossii-i-indii-v-voenno-tekhnicheskoy-sfer/
  2. «Выкручивают руки партнёрам»: как США призывают Индию отказаться от покупки российских С-400» 14.04.2019 // Информационное агентство Russia Today [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/621216-indiya-sanktsiyi-ssha-rossiya
  3. «ЕАЭС – Индия: стратегическое партнерство» 26.05.2017 // Информационное агентство ТАСС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/pmef-2017/articles/4270982
  4. «Мэттис обсудит в Нью-Дели вопрос закупки Индией российских С-400» 5.09.2018 // Информационное агентство Russia Today [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russian.rt.com/world/news/551646-mettis-oruzhie-indiya
  5. «Санкционный рычаг: смогут ли США наказать Индию за покупку российских С-400» 12.10.2018 // Информационное агентство Russia Today [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/563262-indiya-ssha-sankcii-s-400
  6. «CAATSA: Will India receive waiver from US’ Russia sanctions?» 30.08.2018 // The Hindu BusinessLine [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.thehindubusinessline.com/news/world/caatsa-will-india-receive-waiver-from-us-russia-sanctions/article24818487.ece
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 января по 29 января
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
02 февраля
Загрузка в elibrary
02 февраля
Рассылка печатных экземпляров
08 февраля