Физическая подготовка одно из основных средств формирования эмоционально-волевой устойчивости у курсантов и слушателей

В данной статье показаны пути формирования эмоционально-волевой устойчивости к служебно-профессиональной деятельности у сотрудников средствами физической подготовки.

Аннотация статьи
физические нагрузки
эмоциональное напряжение
нервно-психологические нагрузки
стрессовая обстановка
психологическая устойчивость и подготовка
специфическое и неспецифическое воздействие на психику
самовоспитание
саморегуляция
Ключевые слова

Современная служебно-профессиональная деятельность связана с перенесением сотрудниками больших нервно-психических нагрузок, требующих большого эмоционального напряжения, особенно в период дежурств. Поэтому к психике сотрудника такой характер деятельности предъявляет довольно высокие требования, тем более что в служебно-профессиональной обстановке нервно-психическая напряженность часто проявляется в виде стресса. Чтобы в таких условиях успешно выполнять поставленные задачи сотрудник должен обладать высокой эмоционально-волевой устойчивостью, которая обеспечит не только адекватную эмоциональную реакцию в стрессовой обстановке, но и четкую регуляцию в его действиях.

Проблема заключена в необходимости всеми имеющимися средствами повысить уровень эмоционально-волевой устойчивости сотрудников до соответствия конкретным требованиям служебно-профессиональной деятельности. Для решения этой проблемы существует большое количество технических, медицинских, психологических и педагогических средств. Причем наибольшего эффекта можно достичь, если целенаправленное формирование эмоционально-волевой устойчивости начинать в стенах учебных заведений, на этапе подготовки курсантов и слушателей – будущих офицеров к конкретным, специфическим условиям служебно-профессиональной деятельности.

Постоянно ведется поиск новых путей, средств, форм воспитания психически устойчивого сотрудника. Это сложно сделать без осмысления накопленного научно-практического опыта всеми специалистами, в том числе и по физической подготовке.

Физическая подготовка по своей сути является физкультурно-спортивной деятельностью, под которой понимается единство педагогических процессов обучения и воспитания, направленных на формирование физической, а также морально-волевой и психологической готовности сотрудников к профессионально-служебной деятельности. Поэтому трудно оценивать роль, а тем более ее возможности, в изучении и формировании эмоционально-волевой устойчивости, не проанализировав эту проблему на уровне физической культуры и спорта, составной частью которых является физическая подготовка.

Физкультурно-спортивная деятельность предстает смысловой основой, фоном, на котором педагогические воздействия преподавателя оказывают влияние на эмоционально-волевую сферу занимающихся. Эмоционально-психологическое напряжение сотрудников в ходе служебно-профессиональной и соревновательной деятельности обуславливает целенаправленное использование средств физической подготовки для совершенствования эмоционально-волевой сферы занимающихся. Физическая подготовка обеспечивает условия для проявления и развития компонентов психической готовности, в то числе и эмоционально-волевой устойчивости.

Психологическая подготовка в силу своего характера имеет довольно широкий и разноплановый спектр межпредметных средств, с помощью которых достигается психическая готовность к деятельности в экстремальных условиях служебно-профессиональной работы.

Теоретический анализ, обобщение опыта и практической организации физической подготовки позволяет сделать вывод о ее существенной роли в неспецифическом воздействии на психику занимающихся: совершенствование психологических качеств; воспитание морально-волевых качеств; развитие социально-психологических свойств личности.

Поэтому преподаватели по физической подготовке должны эффективно использовать физические упражнения в качестве действенного средства формирования психологической готовности. А психология помогает специалисту выбирать наиболее эффективные средства, формы и методы воздействия на психику занимающихся с помощью физических упражнений. В существенной мере она способствует изучению и учету личностных особенностей курсантов и слушателей рационально строить образовательный процесс и личную педагогическую деятельность.

Предметом психологии физической подготовки являются закономерности процесса формирования психологической готовности сотрудника с помощью физических упражнений и управления этим процессом [1].

С учетом современного состояния системы физической подготовки органов внутренних дел и направленного теоретико-экспериментального материала ее цель можно сформулировать следующей редакцией: обеспечить физическую и психологическую готовность сотрудников к профессиональной деятельности, а также способствовать совершенствованию других компонентов их трудоспособности.

Таким образом, физические упражнения, как основное средство физической подготовки, оказывают специфическое и неспецифическое воздействие на организм и психику сотрудника. В результате этого воздействия они адаптируются к испытанным физическим нагрузкам и нервно-психическим напряжениям. За счет коммулятивности эффекта в организме происходят постепенные изменения, обуславливающие его новое интегральное состояние. Оно представляет единство двух начал: физического и психологического. Именно они обеспечивают успешность профессиональной деятельности, если психологическая и физическая кондиции сотрудника соответствуют ее требованиям.

Формирование эмоционально-волевой устойчивости курсантов и слушателей немаловажное значение имеет процесс самовоспитания. На учебных занятиях, в ходе спортивно-массовой работы, несения службы в различных нарядах и т.п., самовоспитание эмоционально-волевой устойчивости основано на сознательном и активном преодолении каждым курсантом и слушателем возникающих трудностей, особенно в условиях сильного нервно-психического напряжения. Поэтому самовоспитание, как один из путей формирования эмоционально-волевой устойчивости, является объединением усилий всего профессорско-преподавательского состава и в существенной мере определяет эффективность воспитания данного качества на этапе служебно-профессионального обучения курсантов и слушателей.

Одним из эффективных путей развития и совершенствования эмоционально-волевой устойчивости является образовательный процесс, в ходе которого преподаватели, используя конкретные средства общепедагогического характера, оказывают довольно существенное влияние на формирование эмоционально-волевой устойчивости курсантов и слушателей.

Одна из важных задач учебно-воспитательного процесса заключается в том, чтобы выработать у курсантов и слушателей устойчивые сильные мотивы и прочные навыки самовоспитания, которое неотделимо от всего развития и воспитания человека и побуждается деятельностью, обстоятельствами службы (учебы), общественными условиями.

Существуют различные средства и методы, причем вполне простые и доступные, для психологической подготовки. Важное место среди них занимает аутогенная тренировка, ролевые игры, физические упражнения, в том числе для формирования навыков расслабления мышц. Саморегуляция представляет собой способность управлять совей деятельностью и состоянием в различных ситуациях [2].

Таким образом, самовоспитание можно рассматривать как относительно самостоятельный путь совершенствования эмоционально-волевой устойчивости курсантов и слушателей. Причем в содержании этого процесса могут быть включены самые различные стороны учебы и службы, любые качества и свойства личности, определяющие успешность в этих видах деятельности. Все обусловлено склонностями, интересами, мотивами и потребностями курсанта и слушателя как личности.

Объединенными усилиями преподавателей, курсантов и слушателей, можно эффективно решать задачи повышения эмоционально-волевой устойчивости, обеспечить подготовку будущих офицерских кадров, способных надежно выполнять свои функциональные обязанности в экстремальных условиях учебы и напряженной обстановке служебно-профессиональной деятельности.

Текст статьи
  1. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : Физическая культура, 2009. – 496 с.
  2. Кудин В.А., Торопов В.А., Дудчик В.И., Куликов М.Л., Науменко С.В., Ушенин А.И. Физическая подготовка: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Кудин В.А. и др. // Изд-во СПБУ МВД России. – СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2016.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября