Сегодня образованность человека определяется не только специальными, предметными знаниями, но и уровнем развития познавательной самостоятельности. В современных реалиях жизни личность должна обладать умением делать самостоятельный и осознанный жизненный выбор, уверенно брать на себя ответственность за результаты собственной деятельности. Она должна стремиться к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, что является основой для успешной ее адаптации и социализации в постоянно меняющихся социальных условиях. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на всестороннее развитие обучающегося, раскрытие его творческого потенциала, таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, самостоятельность. Данные задачи требует от школы использование определенных педагогических условий, которые отвечают потребностям и интересам личности обучающегося и соответствуют нормативно-правовым актам, регламентирующим образовательный процесс.
Нормативно-правовая база развития познавательной самостоятельности обучающихся основана на следующих документах:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [1];
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования от 17 декабря 2010 № 1897 [2];
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 № ПР-271 [3].
На основании статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) деятельность образовательных организаций стоится на гуманистических принципах обучения. Особое внимание уделяется сохранению жизни и здоровья человека, его прав и свобод. Воспитание в русле гуманистических принципов должно быть направлено на свободное развития личности, формирование ключевых ее качеств: уважения, трудолюбия, гражданской позиции, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и рационального ее использования [1].
Пункт 7 статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ провозглашает свободу выбора получения образования на основе склонностей и потребностей личности. Образовательная организация должна создать условия для самореализации каждого обучающегося, обеспечить развитие его способностей, основанное на предоставлении права выбора форм и методов обучения и воспитания педагогом и обучающимися [1].
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 № Пр-271 провозглашает условия модернизации и инновационного развития современной школы [3]. Главной задачей школы является раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание в нем нравственных и патриотических чувств, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно создать такие условия, при которых выпускник мог бы самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело находить решение различным, нестандартным жизненным ситуациям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ обучение и воспитание подрастающего поколения основывается на федеральных образовательных стандартах, которые позволяют обеспечить вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования. Они позволяют создавать образовательные программы различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предъявляет определенные требования к выпускнику современной школы [2]. Он должен уметь самостоятельно определять цели и задачи деятельности, планировать ее этапы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность. Самостоятельная деятельность осуществляется в процессе познания, когда обучающемуся из всего потока информации нужно отделить главное от второстепенного. Способность к саморазвитию, самовыражению, к быстрому принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях – это качества личности, которые являются признаками сформированности познавательной самостоятельности [3]. Поэтому для развития познавательной самостоятельности при решении проблемно-поисковых ситуаций особое значение приобретают, в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта, формирование личностных и метапредметных универсальных действий.
Метапредметные результаты включают в себя коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия, развитие которых обеспечивает повышение уровня познавательной самостоятельности обучающегося [2]:
- умение самостоятельно ставить цели собственного обучения, формулировать индивидуальные учебно-познавательные задачи, развивать собственные познавательные мотивы и интересы;
- умение самостоятельно планировать этапы достижения целей, отбирать эффективные и продуктивные средства ее достижения, которые служат условием продуктивного решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить собственные способы действия с планируемыми результатами, проводить контроль процесса собственной деятельности в ходе решения поставленных задач, отбирать адекватные способы действий в соответствии со сложившейся ситуацией, проводить коррекцию своих действий, если произошло изменение ситуации;
- умение оценить выполненную учебную задачу, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать их, устанавливать аналогии, классифицировать по выбранным основаниям, устанавливать причинно-следственные связи, строить цепочку логических рассуждений, умозаключений и делать самостоятельные выводы;
- умение создать, применить, преобразовать знаки и символы, модели и схемы, которые необходимы на всех этапах самостоятельной познавательной деятельности в ходе решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать коммуникативные средства общения, для адекватного выражения собственных чувств, мыслей и потребностей; для планирования своей деятельности, организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса [2].
Таким образом, познавательная самостоятельность является ключевым понятием в формировании модели выпускника и подкреплена нормативно-правовыми документами, которые регламентируют деятельность образовательных организаций, педагогов и обучающихся в рамках реализации поставленных задач по формированию самостоятельной, ответственной и инициативной личности, которая способна реализовать себя в высокотехнологичном, конкурентном мире.