Главная
Конференции
Эффективное использование научно-технического потенциала в условиях цифровой цивилизации
Нормативно-правовая база развития познавательной самостоятельности обучающихся о...

Нормативно-правовая база развития познавательной самостоятельности обучающихся основного общего образования

Автор(-ы):

Ярцев Константин Сергеевич

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

познавательная самостоятельность
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
универсальные учебные действия
метапредметные результаты

Аннотация статьи

В статье рассматривается нормативно-правовые основы развития познавательной самостоятельности в современном образовательном процессе.

Текст статьи

Сегодня образованность человека определяется не только специальными, предметными знаниями, но и уровнем развития познавательной самостоятельности. В современных реалиях жизни личность должна обладать умением делать самостоятельный и осознанный жизненный выбор, уверенно брать на себя ответственность за результаты собственной деятельности. Она должна стремиться к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, что является основой для успешной ее адаптации и социализации в постоянно меняющихся социальных условиях. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на всестороннее развитие обучающегося, раскрытие его творческого потенциала, таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, самостоятельность. Данные задачи требует от школы использование определенных педагогических условий, которые отвечают потребностям и интересам личности обучающегося и соответствуют нормативно-правовым актам, регламентирующим образовательный процесс.

Нормативно-правовая база развития познавательной самостоятельности обучающихся основана на следующих документах:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [1];
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования от 17 декабря 2010 № 1897 [2];
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 № ПР-271 [3].

На основании статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) деятельность образовательных организаций стоится на гуманистических принципах обучения. Особое внимание уделяется сохранению жизни и здоровья человека, его прав и свобод. Воспитание в русле гуманистических принципов должно быть направлено на свободное развития личности, формирование ключевых ее качеств: уважения, трудолюбия, гражданской позиции, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и рационального ее использования [1].

Пункт 7 статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ провозглашает свободу выбора получения образования на основе склонностей и потребностей личности. Образовательная организация должна создать условия для самореализации каждого обучающегося, обеспечить развитие его способностей, основанное на предоставлении права выбора форм и методов обучения и воспитания педагогом и обучающимися [1].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 № Пр-271 провозглашает условия модернизации и инновационного развития современной школы [3]. Главной задачей школы является раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание в нем нравственных и патриотических чувств, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно создать такие условия, при которых выпускник мог бы самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело находить решение различным, нестандартным жизненным ситуациям.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ обучение и воспитание подрастающего поколения основывается на федеральных образовательных стандартах, которые позволяют обеспечить вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования. Они позволяют создавать образовательные программы различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предъявляет определенные требования к выпускнику современной школы [2]. Он должен уметь самостоятельно определять цели и задачи деятельности, планировать ее этапы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность. Самостоятельная деятельность осуществляется в процессе познания, когда обучающемуся из всего потока информации нужно отделить главное от второстепенного. Способность к саморазвитию, самовыражению, к быстрому принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях – это качества личности, которые являются признаками сформированности познавательной самостоятельности [3]. Поэтому для развития познавательной самостоятельности при решении проблемно-поисковых ситуаций особое значение приобретают, в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта, формирование личностных и метапредметных универсальных действий.

Метапредметные результаты включают в себя коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия, развитие которых обеспечивает повышение уровня познавательной самостоятельности обучающегося [2]:

  1. умение самостоятельно ставить цели собственного обучения, формулировать индивидуальные учебно-познавательные задачи, развивать собственные познавательные мотивы и интересы;
  2. умение самостоятельно планировать этапы достижения целей, отбирать эффективные и продуктивные средства ее достижения, которые служат условием продуктивного решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить собственные способы действия с планируемыми результатами, проводить контроль процесса собственной деятельности в ходе решения поставленных задач, отбирать адекватные способы действий в соответствии со сложившейся ситуацией, проводить коррекцию своих действий, если произошло изменение ситуации;
  4. умение оценить выполненную учебную задачу, собственные возможности ее решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, обобщать их, устанавливать аналогии, классифицировать по выбранным основаниям, устанавливать причинно-следственные связи, строить цепочку логических рассуждений, умозаключений и делать самостоятельные выводы;
  7. умение создать, применить, преобразовать знаки и символы, модели и схемы, которые необходимы на всех этапах самостоятельной познавательной деятельности в ходе решения учебных и познавательных задач;
  8. умение осознанно использовать коммуникативные средства общения, для адекватного выражения собственных чувств, мыслей и потребностей; для планирования своей деятельности, организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса [2].

Таким образом, познавательная самостоятельность является ключевым понятием в формировании модели выпускника и подкреплена нормативно-правовыми документами, которые регламентируют деятельность образовательных организаций, педагогов и обучающихся в рамках реализации поставленных задач по формированию самостоятельной, ответственной и инициативной личности, которая способна реализовать себя в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения 04.02021).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 № 1897 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения 05.01.2021).
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 № ПР-271 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения 03.01.2021).
  4. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.
  5. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность обучающихся и развитие образовательной технологии [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2018. – 20 с.
  6. Ямбург, Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация) [Текст] / Е.А. Ямбург. – М.: Новая школа, 2016. – 352с.

Поделиться

1419

Ярцев К. С. Нормативно-правовая база развития познавательной самостоятельности обучающихся основного общего образования // Эффективное использование научно-технического потенциала в условиях цифровой цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 января 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 120-123. URL: https://apni.ru/article/1750-normativno-pravovaya-baza-razvitiya-poznavat

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля