Историческое развитие человеческой цивилизации можно представить как серию революций и информационных скачков, которые в конечном итоге приводят к массовому изменению сознания людей.
Одной из таких революций является информационная революция. Она представляет собой качественный технологический скачок коммуникации (передачи информации) между субъектами, а также трансформации, хранения, обработки и сбора сырой информации. Современным средством обмена информации является Интернет. Интернет, который базируется на программном обеспечении, и содержание информации составляют основу информационной революции. Отдельно отметим, что быстрая передача данных посредством сети Интернет, а также автоматизированная обработка сырой информации не является знанием в овеществленной форме, а исключительно средой-носителем знания [1].
Д. Дж. Петерсон, старший политолог Корпорации «РЭНД», обсуждал влияние информационных технологий (ИТ) на экономическую, политическую и социальную жизнь в России. Он отметил, что рост ИТ часто изображается как содействие повышению прозрачности и развитию гражданского общества и демократии. «Россияне широко воспринимаются как хорошо образованные и умеющие внедрять инновации и перенимать их. Поэтому, – отметил Д. Дж. Петерсон, - вполне вероятно, что интернет окажет глубокое влияние на будущее России» [3]. Однако он утверждал, что, хотя использование ИТ – особенно интернета – революционизирует жизнь значительного числа россиян, оно вряд ли окажет очень сильное влияние на политическую систему или гражданское общество в ближайшем будущем. Однако стоит отметить, что в настоящее время государство активно использует интернет в качестве инструмента коммуникации и информационно-пропагандистской работы.
Также он утверждал, что Интернет является самым свободным средством информации в России и что он может быть мощным инструментом для активистов и правозащитных групп. Информационная революция в России подвергалась и будет подвергаться серьезным ограничениям. Правительственные инициативы, направленные на то, чтобы сделать официальную информацию доступной через веб-сайты, были реализованы лишь наполовину, и список тем, подпадающих под действие Правил государственной тайны, увеличивается. По словам Д. Дж. Петерсона, государственные чиновники сохраняют свои возможности для мониторинга российского интернета, и поэтому российские веб-редакторы и пользователи Интернета тщательно следят за тем, что они говорят и делают в интернете. По этим причинам Д. Дж. Петерсон пришел к выводу, что информационная революция сама по себе не приведет к радикальным изменениям в российской политике и обществе.
К началу XXI века влияние информационной революции было уже настолько заметным, что требовало реакции политических систем для обеспечения безопасности.
В настоящее время значение цифровых технологий для людей в повседневной жизни достигло новых высот, и все больше людей проводят огромное количество времени в интернете, решая там все больше задач [2]:
- количество интернет-пользователей в мире выросло до 4,54 миллиарда, что на 7% больше прошлогоднего значения (+ 298 миллионов новых пользователей в сравнении с данными на январь 2019 года).
- в январе 2020 года в мире насчитывалось 3,80 миллиарда пользователей социальных сетей, аудитория соцмедиа выросла на 9% по сравнению с 2019 годом (это 321 миллион новых пользователей за год).
- сегодня более 5,19 миллиарда человек пользуются мобильными телефонами – прирост на 124 миллиона (2,4%) за последний год.
В России количество интернет-пользователей, по данным Digital 2020, составило 118 миллионов. Это значит, что интернетом пользуются 81% россиян.
Итак, учитывая стратегическое значение информационных ресурсов в современном мире, проблема безопасности информации стала приоритетом внутриполитического регулирования и международных отношений. Принимаемые каждым государством меры в области регулирования сферы информации обусловлены внутренними политическими и правовыми традициями.
Очевидно, что применить к информации те же методы регулирования, что и в отношении прочих ресурсов, невозможно. Проблема осложняется тем, что производство и потребление информации в значительно большей степени индивидуально по сравнению с промышленными товарами и другими ресурсами. Информационная революция существенно расширила политические и экономические возможности индивидов в глобальном масштабе, что стало одним из наиболее сложных вызовов государственному суверенитету. В частности, британские исследователи утверждают, что «взаимодействие через интернет позволяет гражданам самостоятельно выполнять функции, которые ранее выполняло государство» [4].
Вместе с тем, учитывая усилившиеся возможности индивидов, возможности государственного регулирования и обеспечения безопасности информационных ресурсов крайне ограничены.
Особое значение имеет защита конфиденциальности информации. В последние годы участились случаи утечки конфиденциальной информации, в частности по данным исследования Infowatch, только в Российской Федерации с января по сентябрь 2020 года 96,5 млн. записей ПДн и платежной информации утекло в сеть Интернет (где 21,9% в сфере хайтек-индустрии и 18,9% финансовой информации), из них 79% произошли по причине внутренних нарушений безопасности.
Отдельно стоит заметить, что в условиях использования текущих информационных (в том числе социальных сетей) и интернет-технологий можно получить полную информацию о жизнедеятельности любого человека. Недобросовестные пользователи, мошенники, коммерческие и иные организации могут использовать полученную информацию в личных целях и создать угрозу финансовых потерь индивида (как в случае с мошенниками, преследующими цель финансового обогащения), неприкосновенности частной жизни и так далее.
Вышеприведённая информация позволяет утверждать, что особой государственной задачей является обеспечение безопасности информационных ресурсов для каждого отдельного человека, учитывающей индивидуальный характер потребления и производства информации. Вопрос безопасности частной информации посредством государственных методов регулирования порождает множество дискуссий, так как именно на этом этапе можно выявить недостаточный или чрезмерный уровень государственного вмешательства и контроля.
Однако вопрос информационной безопасности стоит не только на национальном уровне. Так как информационное пространство, созданное сетью Интернет, позволило индивидам, государственным деятелям и негосударственным акторами системы международных отношений взаимодействовать на международном уровне, то это подтверждает факт того, что вопрос информационной безопасности затрагивает уровень международных отношений. Нормы космического, наземного, морского и воздушного международного права не могут быть применены к информационным ресурсам в силу их особенностей, которые заключаются в отсутствии свойств физически осязаемых пространств.
Все это в конечном итоге порождает установление новых государственных задач по сохранению не только конфиденциальной информации, неприкосновенности частной жизни человека и гражданина, но и защите национального суверенитета в целом. Более того, международная практика показывает, что реакция государств на влияние информационной революции основывается на правовых и политических традициях.