Информационная революция и ее влияние на развитие гражданского общества

Информационная революция и ее влияние на развитие гражданского общества

В рамках данной статьи рассматриваются вопросы влияния информационной революции, прежде всего на возможность распространения информации. Интернет, как средство обмена информацией позволяет за самое короткое время распространить любую информацию по всему миру (в том числе конфиденциальную), что может оказать деструктивное влияние на развитие гражданского общества посредством нарушения конституционных прав человека на неприкосновенность частной жизни. Поэтому, на государственном уровне проблема обеспечения информационной безопасности является актуальной.

Аннотация статьи
цифровые технологии
безопасность информационных ресурсов
влияние информационных технологий
информационная революция
информация
Ключевые слова

Историческое развитие человеческой цивилизации можно представить как серию революций и информационных скачков, которые в конечном итоге приводят к массовому изменению сознания людей.

Одной из таких революций является информационная революция. Она представляет собой качественный технологический скачок коммуникации (передачи информации) между субъектами, а также трансформации, хранения, обработки и сбора сырой информации. Современным средством обмена информации является Интернет. Интернет, который базируется на программном обеспечении, и содержание информации составляют основу информационной революции. Отдельно отметим, что быстрая передача данных посредством сети Интернет, а также автоматизированная обработка сырой информации не является знанием в овеществленной форме, а исключительно средой-носителем знания [1].

Д. Дж. Петерсон, старший политолог Корпорации «РЭНД», обсуждал влияние информационных технологий (ИТ) на экономическую, политическую и социальную жизнь в России. Он отметил, что рост ИТ часто изображается как содействие повышению прозрачности и развитию гражданского общества и демократии. «Россияне широко воспринимаются как хорошо образованные и умеющие внедрять инновации и перенимать их. Поэтому, – отметил Д. Дж. Петерсон, - вполне вероятно, что интернет окажет глубокое влияние на будущее России» [3]. Однако он утверждал, что, хотя использование ИТ – особенно интернета – революционизирует жизнь значительного числа россиян, оно вряд ли окажет очень сильное влияние на политическую систему или гражданское общество в ближайшем будущем. Однако стоит отметить, что в настоящее время государство активно использует интернет в качестве инструмента коммуникации и информационно-пропагандистской работы.

Также он утверждал, что Интернет является самым свободным средством информации в России и что он может быть мощным инструментом для активистов и правозащитных групп. Информационная революция в России подвергалась и будет подвергаться серьезным ограничениям. Правительственные инициативы, направленные на то, чтобы сделать официальную информацию доступной через веб-сайты, были реализованы лишь наполовину, и список тем, подпадающих под действие Правил государственной тайны, увеличивается. По словам Д. Дж. Петерсона, государственные чиновники сохраняют свои возможности для мониторинга российского интернета, и поэтому российские веб-редакторы и пользователи Интернета тщательно следят за тем, что они говорят и делают в интернете. По этим причинам Д. Дж. Петерсон пришел к выводу, что информационная революция сама по себе не приведет к радикальным изменениям в российской политике и обществе.

К началу XXI века влияние информационной революции было уже настолько заметным, что требовало реакции политических систем для обеспечения безопасности.

В настоящее время значение цифровых технологий для людей в повседневной жизни достигло новых высот, и все больше людей проводят огромное количество времени в интернете, решая там все больше задач [2]:

  • количество интернет-пользователей в мире выросло до 4,54 миллиарда, что на 7% больше прошлогоднего значения (+ 298 миллионов новых пользователей в сравнении с данными на январь 2019 года).
  • в январе 2020 года в мире насчитывалось 3,80 миллиарда пользователей социальных сетей, аудитория соцмедиа выросла на 9% по сравнению с 2019 годом (это 321 миллион новых пользователей за год).
  • сегодня более 5,19 миллиарда человек пользуются мобильными телефонами – прирост на 124 миллиона (2,4%) за последний год.

В России количество интернет-пользователей, по данным Digital 2020, составило 118 миллионов. Это значит, что интернетом пользуются 81% россиян.

Итак, учитывая стратегическое значение информационных ресурсов в современном мире, проблема безопасности информации стала приоритетом внутриполитического регулирования и международных отношений. Принимаемые каждым государством меры в области регулирования сферы информации обусловлены внутренними политическими и правовыми традициями.

Очевидно, что применить к информации те же методы регулирования, что и в отношении прочих ресурсов, невозможно. Проблема осложняется тем, что производство и потребление информации в значительно большей степени индивидуально по сравнению с промышленными товарами и другими ресурсами. Информационная революция существенно расширила политические и экономические возможности индивидов в глобальном масштабе, что стало одним из наиболее сложных вызовов государственному суверенитету. В частности, британские исследователи утверждают, что «взаимодействие через интернет позволяет гражданам самостоятельно выполнять функции, которые ранее выполняло государство» [4].

Вместе с тем, учитывая усилившиеся возможности индивидов, возможности государственного регулирования и обеспечения безопасности информационных ресурсов крайне ограничены.

Особое значение имеет защита конфиденциальности информации. В последние годы участились случаи утечки конфиденциальной информации, в частности по данным исследования Infowatch, только в Российской Федерации с января по сентябрь 2020 года 96,5 млн. записей ПДн и платежной информации утекло в сеть Интернет (где 21,9% в сфере хайтек-индустрии и 18,9% финансовой информации), из них 79% произошли по причине внутренних нарушений безопасности.

Отдельно стоит заметить, что в условиях использования текущих информационных (в том числе социальных сетей) и интернет-технологий можно получить полную информацию о жизнедеятельности любого человека. Недобросовестные пользователи, мошенники, коммерческие и иные организации могут использовать полученную информацию в личных целях и создать угрозу финансовых потерь индивида (как в случае с мошенниками, преследующими цель финансового обогащения), неприкосновенности частной жизни и так далее.

Вышеприведённая информация позволяет утверждать, что особой государственной задачей является обеспечение безопасности информационных ресурсов для каждого отдельного человека, учитывающей индивидуальный характер потребления и производства информации. Вопрос безопасности частной информации посредством государственных методов регулирования порождает множество дискуссий, так как именно на этом этапе можно выявить недостаточный или чрезмерный уровень государственного вмешательства и контроля.

Однако вопрос информационной безопасности стоит не только на национальном уровне. Так как информационное пространство, созданное сетью Интернет, позволило индивидам, государственным деятелям и негосударственным акторами системы международных отношений взаимодействовать на международном уровне, то это подтверждает факт того, что вопрос информационной безопасности затрагивает уровень международных отношений. Нормы космического, наземного, морского и воздушного международного права не могут быть применены к информационным ресурсам в силу их особенностей, которые заключаются в отсутствии свойств физически осязаемых пространств.

Все это в конечном итоге порождает установление новых государственных задач по сохранению не только конфиденциальной информации, неприкосновенности частной жизни человека и гражданина, но и защите национального суверенитета в целом. Более того, международная практика показывает, что реакция государств на влияние информационной революции основывается на правовых и политических традициях.

Текст статьи
  1. Украинцев Ю.Д., Курилова О.Л. Роль информации и телекоммуникационных технологий в формировании глобального информационного общества. Закономерности. Проблемы информационного общества: учебно-методическое пособие / Ю.Д. Украинцев, О.Л. Курилова. – Ульяновск: УлГУ, 2015. – 238 с.
  2. Вся статистика интернета на 2020 год – цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/
  3. The Information Revolution in Russia: How IT is Changing Industry, Government, and Society [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wilsoncenter.org/event/the-information-revolution-russia-how-it-changing-industry-government-and-society
  4. Шариков П. Степанова Н. Подходы США, ЕС и России к проблеме информационной политики // Современная Европа, 2019, №2, С. 73-83.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа