«Регуляторная гильотина» – инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.
Цель реализации «регуляторной гильотины» – тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.
Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
В соответствии с поручением Президента в рамках его послания Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации, необходимо обеспечить отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах (подпункт «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-294 от 26 февраля 2019 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.).
Практически все гостиничные предприятия имеют в своей структуре действующий ресторан или бар, которые приносят дополнительный доход предприятию и их деятельность также регулируется нормативными правовыми актами.
Правила для общественного питания, которые начнут действовать с 1 января 2021 года, утверждены Правительственным Постановлением № 1515 от 21.09.2020. Срок их действия ограничен – он истекает 01.01.2027 г. В прошлом рестораны, бары, кафе, столовые в своей деятельности руководствуются требованиями, содержащимися в Постановлении Правительства № 1036 от 15.08.1997 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания». С 01.01.2021 они упразднены.
Выявим основные отличия между новыми и старыми Правилами оказания услуг общественного питания.
В отличие от прежних Правил, где оказание услуг общепита привязывалось к соответствующим местам – кафе, ресторанам, барам, столовым и т.д., новые нормы дают иное определение таких услуг: изготовление продукции общепита, создание условий для ее потребления и реализации (а также иной пищевой и непищевой продукции) как на месте, так и вне места изготовления – по заказам.
Также с 2021 года заведения общепита ожидают следующие новшества:
- В чек запретят включать суммы «чаевых», комиссий, доплат и прочих дополнительных сборов с клиента (п.19). Если это правило исполнитель нарушит, и добавит их в счет, потребитель вправе не оплачивать навязываемые ему платежи сверх прейскуранта. Он также вправе вернуть сумму чаевых, если заметит, что она им была оплачена по невнимательности.
- Заведению разрешается предлагать посетителям различные дополнительные услуги, например, по организации досуга. Но следует четко указать или их стоимость, или безвозмездный характер.
- Действующее сейчас Постановление 1036, правила оказания услуг общественного питания, содержащиеся в этом документе, не предусматривают возможность направления клиенту бланка строгой отчетности или чека в электронной форме. В новых Правилах она появится (п. 17).
- Ресторан или другое заведение общепита обязан обеспечить посетителю возможность проверить массу/объем поданных блюд и напитков. Данное правило применяется и сейчас, однако с января 2021 года оно начнет действовать с уточнением – организация общественного питания должна предоставить потребителю необходимые приборы измерения для проверки (п.18).
Новые Правила оказания услуг общественного питания утверждены с некоторыми сокращениями. Так, в них не вошел пункт 25 Постановления № 1036, где говорится о правах клиента в случае неисполнения предварительного заказа в оговоренный срок. Согласно им, сейчас он имеет возможность потребовать снижения цены на заказанные блюда, либо отказаться от них (без оплаты).
В обновленные Правила не включили и п. 26, в котором подробно излагаются права потребителя при обнаружении недостатков приготовленной ему еды. В частности, он может потребовать приготовить блюдо повторно или уменьшить его стоимость. В новых Правилах такие пояснения отсутствуют. Вместо них кратко сообщается, что отказ заведения или клиента от исполнения договора возможен в соответствии с законом «О защите прав потребителей» и другими нормами российского гражданского законодательства (п.21).
Есть моменты, которые остались прежними в новом нормативно-правовом акте. Контроль над деятельностью предприятий общественного питания и соблюдением утвержденных Правил оставлен за Роспотребнадзором.
Заведение общепита имеет право самостоятельно определять перечень оказываемых клиентам услуг, а также устанавливать правила поведения для посетителей, если они не противоречат российскому законодательству. Например, администрация ресторана может ограничить курение в помещении, выделив для курильщиков специальный зал или отдельные столики, не разрешать распивать принесенные с собой напитки, и т.д.
Новые правила оказания общественного питания, как и ныне действующие, обязывают исполнителя иметь книгу отзывов и предложений, предоставляя ее по требованию посетителей. Ресторан, кафе или иное предприятие общепита должно информировать потребителей:
- о перечне своих услуг (и об условиях, при которых они оказываются);
- о наименовании предлагаемых блюд/напитков, способе их приготовления, входящих ингредиентах;
- о пищевой ценности приготовленных продуктов (калорийности, составе микроэлементов, содержании витаминов, белков, жиров и пр.);
- об объеме/весе подаваемых порций.
Клиенты имеют право получать дополнительную информацию о продукции заведения, если интересующие сведения не являются коммерческой тайной.
Правила оказания услуг питания гласят, что предприятие общепита обязано обслужить любого посетителя, обратившегося за услугой в установленные часы работы организации. Но при условии, что у него есть намерение эту услугу заказать. Заведение имеет право предложить клиенту предварительно оплатить заказанную еду.
Цена оказанной услуги определяется меню или прейскурантом. Потребителю необходимо предоставить возможность ознакомиться с информацией о стоимости услуги общепита, как в зале обслуживания, так и за пределами этого помещения.
В винной карте следует указывать название алкогольного напитка, его количество и стоимость в потребительской емкости, если объем тары не превышает одного литра. Порции подаваемой алкогольной продукции организация общепита устанавливает по собственному усмотрению.