Изменения нормативно-правового регулирования ресторанной деятельности в Российской Федерации в рамках «регуляторной гильотины»

Изменения нормативно-правового регулирования ресторанной деятельности в Российской Федерации в рамках «регуляторной гильотины»

В статье рассматриваются изменения нормативных правовых актов, регулирующих ресторанную деятельность, с 1 января 2021 года.

Аннотация статьи
постановления Правительства Российской Федерации
ресторанная деятельность
правила предоставления услуг общественного питания
Ключевые слова

«Регуляторная гильотина» – инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.

Цель реализации «регуляторной гильотины» – тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.

Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.

В соответствии с поручением Президента в рамках его послания Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации, необходимо обеспечить отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах (подпункт «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-294 от 26 февраля 2019 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.).

Практически все гостиничные предприятия имеют в своей структуре действующий ресторан или бар, которые приносят дополнительный доход предприятию и их деятельность также регулируется нормативными правовыми актами.

Правила для общественного питания, которые начнут действовать с 1 января 2021 года, утверждены Правительственным Постановлением № 1515 от 21.09.2020. Срок их действия ограничен – он истекает 01.01.2027 г. В прошлом рестораны, бары, кафе, столовые в своей деятельности руководствуются требованиями, содержащимися в Постановлении Правительства № 1036 от 15.08.1997 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания». С 01.01.2021 они упразднены.

Выявим основные отличия между новыми и старыми Правилами оказания услуг общественного питания.

В отличие от прежних Правил, где оказание услуг общепита привязывалось к соответствующим местам – кафе, ресторанам, барам, столовым и т.д., новые нормы дают иное определение таких услуг: изготовление продукции общепита, создание условий для ее потребления и реализации (а также иной пищевой и непищевой продукции) как на месте, так и вне места изготовления – по заказам.

Также с 2021 года заведения общепита ожидают следующие новшества:

  • В чек запретят включать суммы «чаевых», комиссий, доплат и прочих дополнительных сборов с клиента (п.19). Если это правило исполнитель нарушит, и добавит их в счет, потребитель вправе не оплачивать навязываемые ему платежи сверх прейскуранта. Он также вправе вернуть сумму чаевых, если заметит, что она им была оплачена по невнимательности.
  • Заведению разрешается предлагать посетителям различные дополнительные услуги, например, по организации досуга. Но следует четко указать или их стоимость, или безвозмездный характер.
  • Действующее сейчас Постановление 1036, правила оказания услуг общественного питания, содержащиеся в этом документе, не предусматривают возможность направления клиенту бланка строгой отчетности или чека в электронной форме. В новых Правилах она появится (п. 17).
  • Ресторан или другое заведение общепита обязан обеспечить посетителю возможность проверить массу/объем поданных блюд и напитков. Данное правило применяется и сейчас, однако с января 2021 года оно начнет действовать с уточнением – организация общественного питания должна предоставить потребителю необходимые приборы измерения для проверки (п.18).

Новые Правила оказания услуг общественного питания утверждены с некоторыми сокращениями. Так, в них не вошел пункт 25 Постановления № 1036, где говорится о правах клиента в случае неисполнения предварительного заказа в оговоренный срок. Согласно им, сейчас он имеет возможность потребовать снижения цены на заказанные блюда, либо отказаться от них (без оплаты).

В обновленные Правила не включили и п. 26, в котором подробно излагаются права потребителя при обнаружении недостатков приготовленной ему еды. В частности, он может потребовать приготовить блюдо повторно или уменьшить его стоимость. В новых Правилах такие пояснения отсутствуют. Вместо них кратко сообщается, что отказ заведения или клиента от исполнения договора возможен в соответствии с законом «О защите прав потребителей» и другими нормами российского гражданского законодательства (п.21).

Есть моменты, которые остались прежними в новом нормативно-правовом акте. Контроль над деятельностью предприятий общественного питания и соблюдением утвержденных Правил оставлен за Роспотребнадзором.

Заведение общепита имеет право самостоятельно определять перечень оказываемых клиентам услуг, а также устанавливать правила поведения для посетителей, если они не противоречат российскому законодательству. Например, администрация ресторана может ограничить курение в помещении, выделив для курильщиков специальный зал или отдельные столики, не разрешать распивать принесенные с собой напитки, и т.д.

Новые правила оказания общественного питания, как и ныне действующие, обязывают исполнителя иметь книгу отзывов и предложений, предоставляя ее по требованию посетителей. Ресторан, кафе или иное предприятие общепита должно информировать потребителей:

  • о перечне своих услуг (и об условиях, при которых они оказываются);
  • о наименовании предлагаемых блюд/напитков, способе их приготовления, входящих ингредиентах;
  • о пищевой ценности приготовленных продуктов (калорийности, составе микроэлементов, содержании витаминов, белков, жиров и пр.);
  • об объеме/весе подаваемых порций.

Клиенты имеют право получать дополнительную информацию о продукции заведения, если интересующие сведения не являются коммерческой тайной.

Правила оказания услуг питания гласят, что предприятие общепита обязано обслужить любого посетителя, обратившегося за услугой в установленные часы работы организации. Но при условии, что у него есть намерение эту услугу заказать. Заведение имеет право предложить клиенту предварительно оплатить заказанную еду.

Цена оказанной услуги определяется меню или прейскурантом. Потребителю необходимо предоставить возможность ознакомиться с информацией о стоимости услуги общепита, как в зале обслуживания, так и за пределами этого помещения.

В винной карте следует указывать название алкогольного напитка, его количество и стоимость в потребительской емкости, если объем тары не превышает одного литра. Порции подаваемой алкогольной продукции организация общепита устанавливает по собственному усмотрению.

Текст статьи
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня