Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях ограниченной двигательной активности студентов, обусловленной большой нагрузкой на организм во время учебы, рекреационная физическая культура играет большую роль для подержания здоровья студентов. Физическая рекреация способствует восстановлению сил студентов, затраченных в учебном процессе.
Для понимания сущности рекреационной физической культуры необходимо исследовать ее формы и виды. Проведем обзор современной научной литературы.
Смолев П.П. пишет, что спортивные праздники являются формой рекреационной физической культуры [2, с. 470].
Фазульянова М.В., Пягай Л.П. считают, что адаптивный фитнес является формой рекреационной физической культуры [4, с. 73].
Костикова Л.Г. выделяет следующие виды рекреационной физической культуры: плавание в бассейне, катание на лыжах, атлетическая гимнастика, игровые виды спорта [1, с. 134].
Таким образом, рекреационная физическая культура имеет следующие формы: спортивные праздники, адаптивный фитнес, а также виды: плавание в бассейне, катание на лыжах, атлетическая гимнастика, игровые виды спорта.
В Казанском ГАУ на занятиях по физической культуре студенты занимаются игровыми видами спорта, такими как, футбол, регби, баскетбол, волейбол, теннис, гандбол, бадминтон, настольный теннис, шахматы и т.д., катаются на лыжах, а также проводят спортивные праздники. Для дальнейшего внедрения рекреационной физической культуры в нашем университете можно проводить занятия по атлетической гимнастике, адаптивному фитнесу и плаванию в бассейне.
Рассмотрим такой игровой виды спорта как футбол. Футбол в нашем университете в последнее время развивается в лучшую сторону.
С поступлением студентов в Казанский ГАУ начинается отбор. Мы проводим опрос, кто в какой секции занимался. Если занимались, тогда в какой команде играл, сколько лет играл и в какой спортивной школе занимался. Во время учебных занятий мы даем игру в футбол. Во время игры мы смотрим подготовку студентов по игре в футбол. В последующем мы их приглашаем в спортивную секцию и потом также проводим отбор. В дальнейшем успешные ребята принимают участие в спортивных соревнованиях по футболу, в том числе между другими ВУЗами.
Команда нашего университета во второй группе занимает призовые 1, 2, 3 места. В 2007 году наша команда выезжала в город Ижевск на соревнования по мини-футболу. Среди аграрных ВУЗов Поволжья, где участвовали команды: Ижевск – 1 место, Нижний Новгород – 2 место, Казанский ГАУ – 3 место, Чебоксарский ГАУ – 4 место, Ветеринарная Академия – 5 место. Третье место довольно хороший результат для нашего университета.
Успех нашей команды связан с тем, что во время занятий мы даем студентам проявить себя. В игре даем им возможность импровизировать. Регулярно принимаем у них кросс на 1 километр, студенты выполняют скоростно-силовые упражнения и упражнения на выносливость. Один раз в две недели мы идем заниматься в тренажерный зал, так как большую роль в выносливости играют ноги, мы их качаем и тренируем.
Студенты, которые участвуют в соревнованиях, имеют определенные преимущества при сдаче зачета по дисциплине «Физическая культура» во время сессии. Также такие студенты являются гордостью Казанского ГАУ, о них пишут статьи в журнале «Колос», который с давних времен издается нашим ВУЗом.
Одним из показателей эффективности любого вида деятельности служит субъективное оценочное отношение личности к процессу и результату, получившее название удовлетворенности. Проблема удовлетворенности личности деятельностью преимущественно изучается в рамках психологии труда. В проводимых исследованиях традиционно делается акцент на изучение отношения личности к содержанию и условиям самой трудовой деятельности, двигательным действиям, используемым средствам, их нагрузочному эффекту и так далее, которые признаются решающими факторами, влияющими на формирование того или иного уровня удовлетворенности.
Изучению удовлетворенности физкультурно-рекреационной деятельностью как видом физкультурной деятельности посвящены немногочисленные исследования. В проводимых исследованиях также делается акцент на условиях, содержании и достигаемом результате деятельности.
В настоящее время значительно возрастает значимость организации двигательной активности подрастающего поколения. Добровольная, доступная, самостоятельно организуемая двигательная деятельность в сфере досуга, в научных исследованиях получившая название физкультурно-рекреационной деятельности, справедливо рассматривается как одно из эффективных средств сохранения и укрепления здоровья личности, организации здорового образа жизни. Таким образом, студенты помимо посещения занятий по рекреационной физической культуре могут и самостоятельно осуществлять физкультурно-рекреационной деятельности в свободное от учебы время. Как показывают наши исследования, среди студенческой аудитории наиболее популярными и явно преобладающими являются групповые формы физкультурно-рекреационной деятельности, например, туристические группы [3, с. 142].
Применение рекреационной физической культуры в учебном процессе Казанского ГАУ позволит разнообразить занятия, повысит интерес студентов к занятиям по физической культуре и как следствие увеличит посещаемость студентов. Активное применение рекреационной физической культуры будет содействовать снятию психологического напряжения в учебном процессе, улучшению личностных качеств, организации здорового образа жизни, восстановлению работоспособности студентов, укреплению здоровья и повышению качества жизни студентов.
Таким образом, существуют разнообразные формы и виды рекреационной физической культуры, которые можно внедрять и применять в учебном процессе Казанского ГАУ. Студентам также можно самостоятельно формировать туристические группы для осуществления туристических походов в свободное от учебы время.