Коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга по развитию познавательных процессов и связной речи у детей на тему: «Животные» (1 класс)

Коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга по развитию познавательных процессов и связной речи у детей на тему: «Животные» (1 класс)

Занятие ориентировано на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности. Оно способствует формированию у учащихся интереса к животному миру.

Аннотация статьи
животный мир
занятие
речь
дети
познание
Ключевые слова

Занятие «Животные» актуально, ведь упражнения и игры, которые используются в занятии, развивают у учащихся интерес к диким и домашним животным, развивает чувство эмпатии, помогают детям осознать и углубить полученные ранее знания, способствует развитию мышления, наблюдательности, творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Педагогическая целесообразность занятия состоит в том, что дети в игровой форме развивают познавательные процессы. Упражнения способствуют развитию у детей коммуникативных умений; умений формулировать свои мысли; развивают у детей чувства добра и гуманности ко всему живому.

Цель занятия: расширить представления детей о животных.

Задачи:

  • укреплять и расширять представления детей о животных;
  • развивать связную речь,
  • развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление, память;
  • развивать диалогическую речь;
  • воспитывать любовь и заботу о животных;
  • формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.

Оборудование: запись со звуками животных, карточки домашних животных, ноутбук, презентация, мяч.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети заходят в кабинет под звуки животных.

– Ребята, послушайте, чьи голоса вы слышите?

Ответы детей. Перечисляют животных.

– Совершенно верно. И, как вы уже догадались, на сегодняшнем занятии мы будем говорить о животных.

Тренинговое упражнение «Зверята».

Дети садятся в круг.

Сегодня вам нужно придумать себе новое имя, Придумайте себе новое имя – название животного, птицы или рыбы. Например, я буду «Сова», потому что она мудрая. Дети представляются, объясняя, почему они выбрали то или иное животное.

Затем психолог демонстрирует правильное поведение, после чего начинает упражнение, становясь водящим. «Посмотрите налево! За стулом слева от себя вы будете следить. Если увидите, что стул слева от вас пуст, то вы должны сделать две вещи. Первое – постучать по пустому стулу. Второе – назвать имя любого зверя, которым представился кто-либо из участников. Теперь о водящем. Для начала им буду я. Водящий стоит в кругу». Психолог встает в круг и продолжает объяснения: «Задача водящего – занять пустой стул, пока по нему не постучали и не назвали имя зверя. Если только постучали, то водящий может сесть на пустой стул. Если и постучали, и назвали – стул считается забронированным. Водящий не может на него сесть. Тот, кто «проворонил» свой левый стул, водит». Упражнение проводится до тех пор, пока участники не начнут быстро называть имена и «бронировать свободный стул» [5, с. 65].

Игра «Кто лишний?»

А теперь внимание на картинки, которые сейчас появятся на экране. Мы будем рассматривать картинки, называть, что на них изображено и определять, кто лишний.

Дети по очереди исключают лишние картинки [4]

Карточки для игры:

1. Корова, лягушка, попугай, кошка.

Рис. 1. Исключение лишнего

Лишний попугай, потому что это птица.

2. Олень, тигр, коза, овца.

Рис. 2. Исключение лишнего

Лишний тигр потому, что у него отсутствуют рога.

3. Лошадь, свинья, лев, кошка.

Рис. 3. Исключение лишнего

Лишний лев потому, что это дикое животное.

4. Слон, медведь, жираф, кенгуру.

Рис. 4. Исключение лишнего

Лишний медведь, потому что не живет в теплых странах.

Игра «Отгадай по описанию»

На экране будут появляться слова, которые будут описывать животное, а ваша задача его отгадать.

  1. Большой, серый, есть бивни (слон)
  2. Маленькая, серая, быстрая (мышь)
  3. Черный, слепой, живет под землей (крот)
  4. Рыжая, пушистый хвост, любит кур (лиса)
  5. Серый, злой, зубастый (волк)

Игра с мячом «Назови ласково».

Все любят добро и ласку и животные тоже, давайте назовем их ласково, чтобы им было приятно.

Дети стоят в кругу. Психолог передает мяч ребенку и называет животное, ребенок принимает мяч и называет это животное ласково (Кошка – кошечка, кот – котик, белка – белочка, заяц – зайчик, мышь – мышка, черепаха – черепашка)

Дидактическая игра «Отгадайте, что за животное»

Психолог раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Необходимо по очереди, каждому ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.

Игра «Один – много»

Сейчас на слайде будет появляться одно животное, а вам необходимо сказать, как их назвать, если их станет много [5].

Например:

Кот – коты – много котов.

Медведь – медведи – много медведей.

Лиса – лисы – много лис.

Змея – змеи – много змей.

Лев – львы – много львов.

Дельфин – дельфины – много дельфинов.

Игра «Найди животное»

Посмотрите на картинку и попробуйте отыскать на ней животное.

Рис. 5. Найди животное

Рис. 6. Найди животное

Рис. 7. Найди животное

Тренинговое упражнение «Узнай животное»

Выберите по своему желанию любое животное. На следующие 5 минут вы должны стать этим животным. Нужно двигаться по помещению, как выбранное вами животное. Можно издавать звуки, подобные тем, что издает выбранное вами животное.

По окончанию игры участники должны отгадать животных, которых показывали другие дети. Поделиться своими впечатлениями.

Обсудить, как они чувствовали себя в роли животного? Тяжело ли было показать выбранного животного? [3, с. 45]

Подведение итогов занятия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями.

Текст статьи
  1. Алябьева. Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н.Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  3. Лаут, Г.В. Нарушения внимания у детей. Тренинг и развивающие игры / Г.В. Лаут, П.Ф. Шлоттке. - М.: Академия, 2016.
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-leksicheskim-temam-121269.html
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-odin-mnogo.html
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая