Превышение должностных полномочий

Автор(-ы):

Жиенгалиева Айнура Рустамовна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

уголовное законодательство
должностные преступления
превышение должностных полномочий
злоупотребление должностными полномочиями
разграничение составов преступления
должностное лицо

Аннотация статьи

Статья посвящена преступлению, закрепленному в главе 30 УК РФ – превышение должностных полномочий. Дана уголовно-правовая характеристика рассматриваемого деяния, а также проводится разграничение превышения должностных полномочий от злоупотребления должностными полномочиями.

Текст статьи

Превышение должностных полномочий является одним из лидирующих и распространенных преступлений коррупционной направленности. Статистика данного вида преступления с каждым годом только увеличивается.

Под превышением должностного полномочия в ч.1 ст.286 УК РФ понимается действие должностного лица, которое явно выходит за рамки его полномочий, а также влечёт серьезное нарушение прав и охраняемых законных интересов граждан либо организаций, либо общества, либо государства. Общественной опасностью данного преступления будет являться: 1) сознательный и очевидный выход должностного лица за рамки, имеющейся у него служебной компетенции; 2) серьезное нарушение после совершенного деяния на охраняемые законом интересы. Часто, превышение должностного полномочия связано с насилием либо угрозами его осуществления к гражданам, либо применение к ним оружия, либо специальных средств. Такое поведение в свою очередь еще больше усиливает общественную опасность этого вида преступления.

Традиционно начнем проводить анализ с объекта преступления. Общепризнанно, что родовым объектом преступления, предусмотренного ч.1 ст. 285 УК РФ, являются общественные отношения в сфере государственной власти. Данное положение вытекает из УК РФ непосредственно.

Видовым объектом превышения должностных полномочий и в целом преступлений гл. 30 УК выступают общественные отношения, связанные с интересами государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Также выделяют основной и дополнительный объект преступления, превышения должностных полномочий:

  • основной – отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и муниципальной службы;
  • дополнительный – отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства [4, с. 1]. Анализ положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 позволяет сделать вывод, что превышение полномочий может быть совершено одним из следующих способов:
  • совершение действий, относящихся к полномочиям другого должностного лица;
  • совершение действий при отсутствии особых обстоятельств, установленных законом как правомерные основания для их совершения;
  • совершение действий, регламентированных законом, как коллегиально, так и единолично должностным лицом;
  • совершение действий, неправомерность которых не допускает их совершения ни при каких обстоятельствах [2].

Объективные признаки превышения должностных полномочий характеризуются как совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объективная сторона превышения должностных полномочий включает общественно опасные последствия, состоящие в существенном нарушении прав и законных интересов физических и юридических лиц, охраняемых интересов общества и государства. Превышение должностных полномочий оценивается во взаимосвязи с существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. При этом имеет значение действительность нарушения и признание его существенным.

Преступление считается оконченным во время наступления последствия в качестве серьезного нарушения права и законных интересов граждан либо организаций или охраняемых законом интересов общества или государства. Тогда, когда действие должностного лица не связано с выполнением возложенной на него служебной обязанности, ответственность за совершенное деяние наступит по общим основаниям.

Субъективная сторона может быть с прямым либо косвенным умыслом. Мотив и цель не являются обязательными признаками состава преступления, не влияют на квалификацию деяния, но учитываются, когда назначается наказание.

В данном виде преступления специальный субъект – должностное лицо. Квалифицированный вид преступления превышение должностного полномочия (ч.2) состоит в совершении деяния лицом, имеющим государственную должность РФ либо государственную должность субъекта РФ, а равно являться главой органа местного самоуправления [5, с. 181].

Необходимо разграничивать злоупотребление должностными полномочиями от превышения должностных полномочий. Объект и субъект данных преступлений аналогичный, а различны они по объективной и субъективной стороне.

По объективной стороне данные составы различны по признаку общественно опасного деяния. Так, преступление, закрепленное в ст. 285 УК РФ может быть совершенно в форме действия, так и бездействия, когда в ст. 286 УК РФ совершаются только активные действия, явно выходящие за пределы предоставленных полномочий. Также, необходимо отметить, что при злоупотреблении полномочиями виновный использует один из трех видов должностных полномочий, когда в превышении полномочий используется только соответствующее положение [3, с. 247].

По субъективной стороне различие состоит в том, что если должностное лицо совершило действия, которые оно могло совершить только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а такие обстоятельства отсутствовали и данные действия повлекли наступление общественно опасных последствий, названных в ст.ст. 285 и 286 УК РФ, то содеянное квалифицируется как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий в зависимости от наличия в первом случае либо отсутствия во втором мотива в виде корыстной или иной личной заинтересованности [6, с. 230].

Подводя итог, отметим, что на сегодня квалификация должностных преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий, вызывает существенные сложности, которые обусловлены как несовершенством уголовного законодательства, так и тем, что в правоприменительной практике не выработаны типовые правила применительно к общим и специальным вопросам их квалификации.

Список литературы

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020).
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (с изменениями и дополнениями).
  3. Демина К.А. Превышение и злоупотребление должностными полномочиями // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы: сборник научных трудов / Отв. ред.: Кешикова Н.В. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014- С.247.
  4. Кοзлοва Н.А., Фалалеев М.Ю. «Безымянная коррупция» // Российская газета № 263, 23.11.2016. – С.1.
  5. Лавриенко, С.А. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления и превышения должностными полномочиями / С.А. Лавриенко // В сборнике: Государство и право в условиях гражданского общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. – 2017. – С. 180-184.
  6. Попова, А.С. Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий / А.С. Попова // В сборнике: Через тернии к звездам. Юбилейный сборник студенческих научных работ. – 2016. – С. 228-232.

Поделиться

7153

Жиенгалиева А. Р. Превышение должностных полномочий // Эффективное использование научно-технического потенциала в условиях цифровой цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 января 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 71-74. URL: https://apni.ru/article/1766-previshenie-dolzhnostnikh-polnomochij

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля