Превышение должностных полномочий является одним из лидирующих и распространенных преступлений коррупционной направленности. Статистика данного вида преступления с каждым годом только увеличивается.
Под превышением должностного полномочия в ч.1 ст.286 УК РФ понимается действие должностного лица, которое явно выходит за рамки его полномочий, а также влечёт серьезное нарушение прав и охраняемых законных интересов граждан либо организаций, либо общества, либо государства. Общественной опасностью данного преступления будет являться: 1) сознательный и очевидный выход должностного лица за рамки, имеющейся у него служебной компетенции; 2) серьезное нарушение после совершенного деяния на охраняемые законом интересы. Часто, превышение должностного полномочия связано с насилием либо угрозами его осуществления к гражданам, либо применение к ним оружия, либо специальных средств. Такое поведение в свою очередь еще больше усиливает общественную опасность этого вида преступления.
Традиционно начнем проводить анализ с объекта преступления. Общепризнанно, что родовым объектом преступления, предусмотренного ч.1 ст. 285 УК РФ, являются общественные отношения в сфере государственной власти. Данное положение вытекает из УК РФ непосредственно.
Видовым объектом превышения должностных полномочий и в целом преступлений гл. 30 УК выступают общественные отношения, связанные с интересами государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Также выделяют основной и дополнительный объект преступления, превышения должностных полномочий:
- основной – отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и муниципальной службы;
- дополнительный – отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства [4, с. 1]. Анализ положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 позволяет сделать вывод, что превышение полномочий может быть совершено одним из следующих способов:
- совершение действий, относящихся к полномочиям другого должностного лица;
- совершение действий при отсутствии особых обстоятельств, установленных законом как правомерные основания для их совершения;
- совершение действий, регламентированных законом, как коллегиально, так и единолично должностным лицом;
- совершение действий, неправомерность которых не допускает их совершения ни при каких обстоятельствах [2].
Объективные признаки превышения должностных полномочий характеризуются как совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Объективная сторона превышения должностных полномочий включает общественно опасные последствия, состоящие в существенном нарушении прав и законных интересов физических и юридических лиц, охраняемых интересов общества и государства. Превышение должностных полномочий оценивается во взаимосвязи с существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. При этом имеет значение действительность нарушения и признание его существенным.
Преступление считается оконченным во время наступления последствия в качестве серьезного нарушения права и законных интересов граждан либо организаций или охраняемых законом интересов общества или государства. Тогда, когда действие должностного лица не связано с выполнением возложенной на него служебной обязанности, ответственность за совершенное деяние наступит по общим основаниям.
Субъективная сторона может быть с прямым либо косвенным умыслом. Мотив и цель не являются обязательными признаками состава преступления, не влияют на квалификацию деяния, но учитываются, когда назначается наказание.
В данном виде преступления специальный субъект – должностное лицо. Квалифицированный вид преступления превышение должностного полномочия (ч.2) состоит в совершении деяния лицом, имеющим государственную должность РФ либо государственную должность субъекта РФ, а равно являться главой органа местного самоуправления [5, с. 181].
Необходимо разграничивать злоупотребление должностными полномочиями от превышения должностных полномочий. Объект и субъект данных преступлений аналогичный, а различны они по объективной и субъективной стороне.
По объективной стороне данные составы различны по признаку общественно опасного деяния. Так, преступление, закрепленное в ст. 285 УК РФ может быть совершенно в форме действия, так и бездействия, когда в ст. 286 УК РФ совершаются только активные действия, явно выходящие за пределы предоставленных полномочий. Также, необходимо отметить, что при злоупотреблении полномочиями виновный использует один из трех видов должностных полномочий, когда в превышении полномочий используется только соответствующее положение [3, с. 247].
По субъективной стороне различие состоит в том, что если должностное лицо совершило действия, которые оно могло совершить только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а такие обстоятельства отсутствовали и данные действия повлекли наступление общественно опасных последствий, названных в ст.ст. 285 и 286 УК РФ, то содеянное квалифицируется как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий в зависимости от наличия в первом случае либо отсутствия во втором мотива в виде корыстной или иной личной заинтересованности [6, с. 230].
Подводя итог, отметим, что на сегодня квалификация должностных преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий, вызывает существенные сложности, которые обусловлены как несовершенством уголовного законодательства, так и тем, что в правоприменительной практике не выработаны типовые правила применительно к общим и специальным вопросам их квалификации.