Превышение должностных полномочий

Превышение должностных полномочий

Статья посвящена преступлению, закрепленному в главе 30 УК РФ – превышение должностных полномочий. Дана уголовно-правовая характеристика рассматриваемого деяния, а также проводится разграничение превышения должностных полномочий от злоупотребления должностными полномочиями.

Аннотация статьи
должностное лицо
уголовное законодательство
разграничение составов преступления
злоупотребление должностными полномочиями
превышение должностных полномочий
должностные преступления
Ключевые слова

Превышение должностных полномочий является одним из лидирующих и распространенных преступлений коррупционной направленности. Статистика данного вида преступления с каждым годом только увеличивается.

Под превышением должностного полномочия в ч.1 ст.286 УК РФ понимается действие должностного лица, которое явно выходит за рамки его полномочий, а также влечёт серьезное нарушение прав и охраняемых законных интересов граждан либо организаций, либо общества, либо государства. Общественной опасностью данного преступления будет являться: 1) сознательный и очевидный выход должностного лица за рамки, имеющейся у него служебной компетенции; 2) серьезное нарушение после совершенного деяния на охраняемые законом интересы. Часто, превышение должностного полномочия связано с насилием либо угрозами его осуществления к гражданам, либо применение к ним оружия, либо специальных средств. Такое поведение в свою очередь еще больше усиливает общественную опасность этого вида преступления.

Традиционно начнем проводить анализ с объекта преступления. Общепризнанно, что родовым объектом преступления, предусмотренного ч.1 ст. 285 УК РФ, являются общественные отношения в сфере государственной власти. Данное положение вытекает из УК РФ непосредственно.

Видовым объектом превышения должностных полномочий и в целом преступлений гл. 30 УК выступают общественные отношения, связанные с интересами государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Также выделяют основной и дополнительный объект преступления, превышения должностных полномочий:

  • основной – отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и муниципальной службы;
  • дополнительный – отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства [4, с. 1]. Анализ положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 позволяет сделать вывод, что превышение полномочий может быть совершено одним из следующих способов:
  • совершение действий, относящихся к полномочиям другого должностного лица;
  • совершение действий при отсутствии особых обстоятельств, установленных законом как правомерные основания для их совершения;
  • совершение действий, регламентированных законом, как коллегиально, так и единолично должностным лицом;
  • совершение действий, неправомерность которых не допускает их совершения ни при каких обстоятельствах [2].

Объективные признаки превышения должностных полномочий характеризуются как совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объективная сторона превышения должностных полномочий включает общественно опасные последствия, состоящие в существенном нарушении прав и законных интересов физических и юридических лиц, охраняемых интересов общества и государства. Превышение должностных полномочий оценивается во взаимосвязи с существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. При этом имеет значение действительность нарушения и признание его существенным.

Преступление считается оконченным во время наступления последствия в качестве серьезного нарушения права и законных интересов граждан либо организаций или охраняемых законом интересов общества или государства. Тогда, когда действие должностного лица не связано с выполнением возложенной на него служебной обязанности, ответственность за совершенное деяние наступит по общим основаниям.

Субъективная сторона может быть с прямым либо косвенным умыслом. Мотив и цель не являются обязательными признаками состава преступления, не влияют на квалификацию деяния, но учитываются, когда назначается наказание.

В данном виде преступления специальный субъект – должностное лицо. Квалифицированный вид преступления превышение должностного полномочия (ч.2) состоит в совершении деяния лицом, имеющим государственную должность РФ либо государственную должность субъекта РФ, а равно являться главой органа местного самоуправления [5, с. 181].

Необходимо разграничивать злоупотребление должностными полномочиями от превышения должностных полномочий. Объект и субъект данных преступлений аналогичный, а различны они по объективной и субъективной стороне.

По объективной стороне данные составы различны по признаку общественно опасного деяния. Так, преступление, закрепленное в ст. 285 УК РФ может быть совершенно в форме действия, так и бездействия, когда в ст. 286 УК РФ совершаются только активные действия, явно выходящие за пределы предоставленных полномочий. Также, необходимо отметить, что при злоупотреблении полномочиями виновный использует один из трех видов должностных полномочий, когда в превышении полномочий используется только соответствующее положение [3, с. 247].

По субъективной стороне различие состоит в том, что если должностное лицо совершило действия, которые оно могло совершить только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а такие обстоятельства отсутствовали и данные действия повлекли наступление общественно опасных последствий, названных в ст.ст. 285 и 286 УК РФ, то содеянное квалифицируется как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий в зависимости от наличия в первом случае либо отсутствия во втором мотива в виде корыстной или иной личной заинтересованности [6, с. 230].

Подводя итог, отметим, что на сегодня квалификация должностных преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий, вызывает существенные сложности, которые обусловлены как несовершенством уголовного законодательства, так и тем, что в правоприменительной практике не выработаны типовые правила применительно к общим и специальным вопросам их квалификации.

Текст статьи
  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020).
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (с изменениями и дополнениями).
  3. Демина К.А. Превышение и злоупотребление должностными полномочиями // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы: сборник научных трудов / Отв. ред.: Кешикова Н.В. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014- С.247.
  4. Кοзлοва Н.А., Фалалеев М.Ю. «Безымянная коррупция» // Российская газета № 263, 23.11.2016. – С.1.
  5. Лавриенко, С.А. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления и превышения должностными полномочиями / С.А. Лавриенко // В сборнике: Государство и право в условиях гражданского общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. – 2017. – С. 180-184.
  6. Попова, А.С. Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий / А.С. Попова // В сборнике: Через тернии к звездам. Юбилейный сборник студенческих научных работ. – 2016. – С. 228-232.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа