Верификация информации в интернете: аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме верификации информации в сети Интернет. Показано, что верификация имеет различные аспекты. Прежде всего, это проверка идентичности субъекта интернет-коммуникации, а также верификации информации на интернет-ресурсах. В статье доказывается, что особенно важную роль в верификации играет познавательно-критическая активность самого интернет-пользователя. При этом успешность верификации определяется степенью духовного развития человека.

Аннотация статьи
информация
интернет-пространство
верификация
подтверждение данных
пользователи
аккаунт
Ключевые слова

В наше время Интернет – основной путь получения информации для большинства жителей развитых стран, при этом Россия занимает одно из первых мест по этому показателю. Анализ результатов социологических исследований последних лет различных компаний показывает постоянный и существенный прирост числа пользователей во времени. Так, по данным Mediascope, ежемесячная аудитория в сети Интернет по состоянию на октябрь 2016 - март 2017 г. достигла 87 млн. человек – 71% населения страны. Значительный прирост показывает количество эксклюзивных мобильных пользователей Интернета – за год показатель вырос на 24%. Количество пользователей мобильного Интернета в целом за год увеличилось на 9%, количество пользователей Интернета – на 2% [2].

Согласно материалам Яндекс.Метрика, этот показатель составляет 78% от числа жителей России [2], а 29% всех визитов на веб-сайты совершается с мобильных устройств, и их доля растет. При этом самым популярным у россиян мобильным приложением является «ВКонтакте» с аудиторией за месяц 10,7 млн. человек [7]. Следует отметить, что наличие мобильного устройства с подключенным Интернетом и установленное в нём приложение ресурса позволяет быть на связи и получать уведомления практически в режиме реального времени. Вне зависимости от устройства, с которого осуществляется выход в Интернет, «ВКонтакте» также находится на первом месте среди всех посещаемых сайтов. При этом в первой десятке половина сайтов относится к социальным сетям, а более половины – к социальным медиа в целом [7].

Проблема верификации информации в Интернете достаточно сложна и многогранна. В первом приближении можно говорить, по крайней мере, о ее двух аспектах. С одной стороны, это проверка идентичности самого субъекта интернет-коммуникации. Ясно, что общение с субъектом, в идентичности которого мы не уверены, не только лишено смысла, но и опасно в самых разных отношениях (прежде всего, в юридическом отношении). С другой стороны, даже если идентичность субъекта интернет-коммуникации подтверждена, необходимо верифицировать саму информацию, которую мы находим на интернет-ресурсах. Оба эти аспекта начали привлекать внимание исследователей проблемы [1, 7, 8].

В первом случае верификация данных гарантирует как безопасность использования программного обеспечения, так и нормальное функционирование персонального компьютера при взаимодействии с личными данными пользователя. Процесс проверки данных создаёт большие трудности для мошенников и снижает риски автоматизированных мошеннических действий в Интернете, когда создаются аккаунты с искажёнными или несуществующими данными с целью навредить работе сайта, сервиса, приложения или вовсе извлечь из этого материальную выгоду. Иначе говоря, процесс прохождения верификации конкретным человеком подтверждает тот факт, что именно данная личность принимает на себя ответственность за действия, совершенные ей в сети Интернет.

С целью обезопасить пользователей от различных вариантов мошенничества, компании Google и Яндекс (самые популярные поисковые системы) предусмотрели определенные механизмы верификации граждан. При создании ими аккаунта в социальных сетях (регистрации личной станицы) программа предлагает пройти процедуру верификации, чтобы подтвердить личность и реальное существование пользователя. Таким образом, система создаёт барьер для мошенников, стараясь оградить себя от появления фейковых аккаунтов, и не дает возможность вести какую-либо фальшивую медиа деятельность от имени другого человека. Вместе с тем, необходима верификация не только конкретных граждан, пользующихся Всемирной сетью, но и других субъектов взаимодействий в Интернете. Поисковые системы Google и Yandex создают инструменты, которые способствуют отслеживанию данных касательно работы каждого сайта (статистические материалы, качественный анализ деятельности и т. д.). Естественно, что доступ к подобного рода данным, имеет только владелец ресурса или его администратор. Чтобы пройти верификацию в любой поисковой системе, необходимо зарегистрироваться в нём или воспользоваться уже существующим аккаунтом.

Например, с процедурой подтверждения персональных данных сталкивается каждый, кто пользуется различными электронными платежными системами. Это защищает владельцев денежных средств от финансовых преступлений. Чтобы осуществлять определённые действия, пользователю нужно ввести некоторые данные для подтверждения его личности. Верификация в платежных системах представляет относительно сложную и длительную процедуру. Так, если обычно (когда речь не идет о финансовых вопросах) для верификации программа или приложение запрашивают лишь e-mail, телефонный номер или другую информацию, которая сохраняет определенную степень анонимности пользователя, то для платежных систем может возникнуть необходимость вводить также и сугубо личные данные (номера паспорта, а иногда даже скан этого документа).

На возможность верификации информации во Всемирной сети серьезный отпечаток накладывает то обстоятельство, что Интернет имеет определенные особенности по сравнению с традиционными СМИ. Он относительно слабо контролируется правительствами конкретных стран, предоставляя пользователям определенную степень активности и свободы. В результате Интернет предоставляет одну из самых популярных возможностей для высказывания своей точки зрения и публикации материала по какому-либо вопросу. Это привлекает людей, которые хотят поделиться имеющейся у них информацией. При этом получение доступа к публикации в Интернете не требуют ни специальных знаний, ни больших временных и материальных затрат. Происходит это во многом потому, что в Интернет-пространстве цензурные ограничения не накладываются ни в юридическом, ни в нравственно-этическом отношении [3]. Более того, материалы, размещаемые во Всемирной сети, не рецензируются специалистами в той или иной области знаний. Например, содержание Википедии пишется не специалистами, а всеми желающими участвовать в этом проекте [5]. В результате информации, размещаемой на интернет-ресурсах далеко не всегда можно доверять. Опять же, все люди преследуют различные цели – одни просто пытаются выразить свое мнение, поделиться опытом, другие, ведя бизнес, борются с конкурентами, пытаясь продать тот или иной продукт, занять политическую позицию. Интернет является зоной свободного доступа, где каждый человек может наполнить информационное поле тем или иным знанием [9]. К сожалению, в настоящее время Интернет стал также и полем ожесточенных идеологических баталий, острого столкновения геополитических интересов. Во Всемирной сети разворачиваются настоящие информационные войны, широко применяются разнообразные методы и приемы дезинформации [4, 6].

В целом, очевидно, что, несмотря на всю пользу и простоту в обращении, информация в Интернете малодостоверна и разрознена. Примеров недостоверной информации можно привести огромное множество. Прежде всего, эта проблема касается новостной сферы. С одной стороны, в последнее время многие ругают официальные СМИ, за презентацию информации, прежде всего, определённой идеологической направленности, отсутствие плюрализма точек зрения и достоверной источниковой базы. Ввиду этого, многие предпочитают социальные сети, которые выступают в роли «сарафанного радио». С другой стороны, социальные сети передают, распространяют и комментируют тоже не всегда истинную информацию, в этой среде зачастую вольно или невольно создаются настоящие «фейки». Так как только что-то необычное, сенсационное может привлечь внимание людей, появляются фальшивые новости, которые выгодны определенным группам лиц, ведь они сразу же привлекают внимание. Эти новости, способные быстро привлечь обычного пользователя сети, распространяются с огромной скоростью, обрастая все новыми подробностями. Такая информация может подолгу копироваться, «репоститься». Так, до сих пор в сети можно встретить новость о воинской повинности бездетных женщин, впервые появившейся на сайте петербургского депутата В. Милонова, а также комментарии к этой новости.

Объяснение разных точек зрения в Интернете может быть некорректным, а интерпретация фактов - искаженной. Часто размещаемый на интернет-ресурсах материал может быть нацелен на манипулирование потребителями информации с различными целями (потребительскими, экономическими, политическими и т. д.). Исходя из этого, нельзя слепо доверять информации из сети Интернет. Главная задача субъектов общения в Сети в этих условиях – научиться самостоятельно осуществлять контроль за достоверностью сведений, правильно верифицировать информацию. Однако как это сделать?

Прежде всего, пользователю Интернета необходимо понимать все опасности, возникающие в данной информационной среде. Данной цели можно достичь в процессе образования и воспитания подрастающего поколения, причем делать это надо не только на уроках информатики, а комплексно, в ходе всего школьного обучения. Немаловажная роль здесь принадлежит и воспитанию ребенка в семье. В современной сложной информационной среде молодой человек с детства должен выработать в себе разумно-скептическое отношение к информации из Интернета. Ясно, что чем более развитым духовно является человек, тем с меньшей вероятностью он может стать средством манипулирования под воздействием информации из Интернета. Большую роль в этом отношении может сыграть ценностно-мировоззренческое развитие человека, позволяющее снизить или предотвратить негативное влияние интернет-среды на человека [9, 10, 11]. Именно на верификацию информации из Интернета благодаря внутренним возможностям человека следует, на наш взгляд, обратить внимание при дальнейших исследованиях данной проблемы.

Верификация в интернете – это процедура, которая совершенно необходима в современных условиях. Применяется она с целью поддержания юридических, экономических, политических, и, конечно, морально-нравственных норм. При этом верификация имеет разные аспекты, которые необходимо учитывать как в практической деятельности людей в современной информационной среде, так и при исследовании этого процесса в науке. Верификация – это как проверка идентичности самого субъекта интернет-коммуникации, так и определение адекватности самой информации. При этом важную роль в определении адекватности информации играет познавательная деятельность самого человека как субъекта общения в Интернете. Успешность подобной деятельности определяется степенью духовного развития человека, что позволяет снизить вероятность манипулирования им в Интернете.

Текст статьи
  1. Анохина И.Ю. Верификация интернет-информации // Информатика и кибернетика. 2015. № 2. С. 15-21.
  2. Аудитория пользователей Интернета в России в 2017 году составила 87 млн. человек. URL: http://mediascope.net/press/news/744498/.
  3. Губарева А.В. Как защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию в случае распространения недостоверных сведений в сети Интернет? [Электронный ресурс] // «Дом юриста», 2010. URL: http://www.domjurista.ua/r25657/.
  4. Емельяненко В.Д., Игнатенко В.Д. Информационные войны в Интернете и ценностно-мировоззренческие основания духовного мира человека // Альманах современной науки и образования. 2016. № 1 (103). С. 28-35.
  5. Емельяненко В.Д., Жукова С.Э. Википедия как источник научной информации // В сборнике: Информация как двигатель научного прогресса. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 154-161.
  6. Емельяненко В.Д., Честнихина Р.И. Проблема дезинформации в Интернете: ценностно-мировоззренческий аспект // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. № 1-3 (123). С. 87-93.
  7. Морозова А. А. Достоверность информации в социальных сетях и критерии ее верификации (на примере «ВКонтакте») // Вестник ЧелГУ. 2017. №6 (402). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostovernost-informatsii-v-sotsialnyh-setyah-i-kriterii-ee-verifikatsii-na-primere-vkontakte/.
  8. Морозова А.А., Селютин А.А. Верификация информации интернет-источника: к вопросу о критериях достоверности // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2013. № 2. С. 104-108.
  9. Пелевин А. Как поддельные новости заполняют медиапространство [Электронный ресурс] // «Эксперт Северо-запад». URL: http://expertnw2.dsms.ru/news/2013-06-21/kak-poddelnyey-novosti-zapolnyayut-mediaprostranstvo.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября