Главная
Конференции
Эффективное использование научно-технического потенциала в условиях цифровой цивилизации
Использование дистанционных форм обучения биологии в период социального дистанци...

Использование дистанционных форм обучения биологии в период социального дистанцирования

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дистанционное обучение
социальное дистанцирование
учебный предмет «Биология»
биологическое образование

Аннотация статьи

В статье рассматривается использование дистанционных форм обучения биологии в период социального дистанцирования в качестве обеспечения доступности и высокого качества образования, расширения круга источников учебной информации, развития навыков самостоятельной работы учащихся. Анализируются формы и методы дистанционного обучения для наиболее эффективной организации образовательного процесса.

Текст статьи

Одной из форм обучения, предоставляющих возможности для обеспечения доступности и высокого качества образования, расширения круга источников учебной информации, развития навыков самостоятельной работы учащихся, является дистанционная форма обучения. Согласно Концепции информатизации системы образования Республики, Беларусь на период до 2020 года дистанционную форму получения образования следует рассматривать как одну из форм электронного обучения, которой присущи возможности учиться вне зависимости от места работы и проживания [3].

Особое значение дистанционные формы получения образования приобретают в период социального дистанцирования.

Специфика учебного предмета «Биология» требует максимальной наглядности и сотрудничества «учитель-ученик». Даже при обладании абстрактным и образным мышлением учащимся зачастую сложно понять тот или иной биологический процесс, изучить то или иное явление. Именно поэтому очень важно даже в рамках дистанционного обучения биологии не только снабдить обучающегося всеми необходимыми дидактическими и контрольно-измерительными материалами, но и регулярно контролировать работу, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося.

Биологическое образование занимает особое место в системе естественно-научных дисциплин. Именно оно призвано формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности – основу гуманистического мировоззрения. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранность биосферы – непременное условие не только развития, но и существования человечества.

Биологическое образование играет важную роль в решении основной задачи школы – обучения и воспитания учащихся. Оно способствует развитию нравственного, психического и физического здоровья человека [4].

Применение модели интеграции очной и дистанционной форм обучения биологии открывает принципиально новые возможности для управления учебно-познавательной деятельностью, что позволяет значительно увеличить объем воспринимаемой информации, существенно расширить рамки самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности учащихся, обеспечить индивидуализацию обучения. Важным результатом является то, что при интеграции очной и дистанционной форм обучения повышается качество знаний учащихся.

Ввиду большого числа преимуществ дистанционной формы обучения такая форма образовательного процесса набирает все большую популярность. В первую очередь это связно с интерактивностью в организации образовательного процесса, возможностью постоянного контакта с тьютором, возможностью обучаться в любое время суток и в любом месте, оснащенном сетью Интернет [11].

Учебная программа по биологии обращает внимание на то, что интенсификация процесса обучения и повышения его эффективности будет содействовать использование компьютерной и мультимедийной техники, интерактивных досок и электронных средств обучения [12].

Временная необходимость в социальном дистанцировании обусловила потребность поиска решений сохранения качественного, отвечающего всем современным требованиям биологического образования.

Анализ научно-методической литературы показал, что можно выделить две наиболее популярные методики дистанционного обучения:

  • обучение онлайн (веб- и чат-занятия), когда осуществляется непосредственный контакт между педагогом и учащимся, объяснения посредством веб-занятий – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет, чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату, организуется деятельность дистанцинированных педагогов и учащихся. Как правило, после таких консультаций учащиеся получают задания на усмотрение педагога для проведения тематического или поурочного контроля;
  • вторая форма дистанционного обучения организуется по принципу «Кейс-технологий», когда педагог делится материалами для изучения или программным обеспечением для компьютера, определяет временные рамки, подбирает задания для выполнения. Такая форма дистанционного обучения не требует непосредственного контакта с педагогом.

У каждой из перечисленных форм есть свои преимущества и недостатки. Обучение онлайн перекликается с обучением в классе, учитель остается на связи, есть возможность задавать вопросы. Однако такой вид подачи материала ограничивают временные рамки. Всегда сохраняется риск технических неполадок, отсутствие микрофона у учащихся осложняет процесс общения, кроме того необходим постоянный доступ в Интернет. «Кейс-технология» позволяет знакомиться с новыми материалами в любое удобное для учащихся время, скачивать материалы, самим варьировать время на изучение, однако не предусматривает прямое общение с педагогом.

Следует отметить, что универсальной, на наш взгляд, методики организации дистанционного обучения не существует.

Период социального дистанцирования показал, что, если речь идет об индивидуальной работе, можно ограничиться и Skype, однако для совместной работы с группой учащихся лучше выбрать платформу для проведения видеовстреч (Google Meet или Zoom.us), в таком режиме можно проводить лекции, опросы, диспуты. Если есть необходимость провести самостоятельную работу или же подобрать материал для подготовки к практической работе, творческому заданию оптимально использовать такие платформы как Якласс или Google Classroom.

Существует множество сервисов по созданию интерактивных заданий, такие как Learningapps.org, h5p.org, где дети могут выполнять по ссылке как задания, разработанные для них учителем, так и самостоятельно составленные упражнения по определенной теме. Активно используются все возможности электронного дневника на платформе Schools.by, это позволят оперативно делиться ссылками на ресурсы или задания с учащимися.

В период социального дистанцирования многие педагоги стали прорабатывать варианты дистанционного обучения школьников.

Опробование множества сервисов и платформ показало, что «идеального» не существует, потому что приходится задействовать сразу несколько сервисов даже для работы в рамках одного урока. Низкая мотивация многих учащихся к самостоятельному изучению учебного материала дома, возникающие затруднения при выделении существенного, главного, установлении логических цепочек и причинно-следственных связей требовали много времени и часто приводили к усвоению основополагающих понятий не на должном уровне.

На основе вышеизложенного следует отметить, что для эффективности дистанционного обучения необходимо предусмотреть не только онлайн уроки, но возможность индивидуального консультирования. Именно индивидуальные консультации направлены на поддержание мотивации обучения. Большинство обучающихся ввиду психофизиологических особенностей не готово к самостоятельному изучению дисциплин, очень важно иметь обратную связь в реальном времени, поводить консультации, семинары онлайн, в противном случае эффективность дистанционного обучения существенно снижается.

Список литературы

  1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова; под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
  2. Гаевская, Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. – СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007.
  3. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Министром образования Респ. Беларусь, 24 июня 2013 г. // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/statistics/informatizatsiya-obrazovaniya/ (Дата доступа: 20.01.2020).
  4. Концепция учебного предмета биология [Электронный ресурс]: утв. Министром образования Респ. Беларусь, от 29.05.2009 г. № 675 – Режим доступа: adu.by›wp-content/uploads/2014/umodos…Biologia.doc. (Дата доступа: 21.09.2020).
  5. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019‒2025 годы [Электронный ресурс]: утв. Министром образования Респ. Беларусь, 15 марта 2019 г. – Режим доступа: http://iso.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=3281 (Дата доступа: 21.09.2020).
  6. Кочерга, С.А. Государственная политика в сфере образования / С.А. Кочерга // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 6. – С. 12–18.
  7. Крук, Б.И. Использование видео в дистанционном обучении: учеб. пособие для преподавателей и учителей. Издание второе / Б.И. Крук, О.Б. Журавлева, 2017. - 150 с.
  8. Модельный закон о дистанционном обучении в государствах-участниках СНГ [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. ‒ Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=62113 (Дата доступа: 12.01.2020).
  9. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического Республики Беларусь на период до 2030 года // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2015. – № 4. – С. 100.
  10. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат [Электронный ресурс] // Файловый архив студентов – Режим доступа: https://studfile.net/preview/3604827/ (Дата доступа: 21.08.2020).
  11. Пупцев, А.Е. Обучение разработке и сопровождению дистанционных курсов в системе повышения квалификации педагогов / А. Е. Пупцев // Академия последипломного образования: сб. науч. раб. – Минск, 2009. – Вып. 5. – С.12.
  12. Учебная программа по учебному предмету «Биология» для ХІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень): утв. М-вом образования Респ. Беларусь 27.07.2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/ (Дата доступа: 10.09.2020).

Поделиться

6546

Куликович Д. В. Использование дистанционных форм обучения биологии в период социального дистанцирования // Эффективное использование научно-технического потенциала в условиях цифровой цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 января 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 105-108. URL: https://apni.ru/article/1772-ispolzovanie-distantsionnikh-form-obucheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января