Главным средством передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы в современном образовательном процессе является мастер-класс.
Опытный преподаватель как профессионал вырабатывает индивидуальную методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями, обучающимися и т.п.
Мастер-классы способствуют личностной ориентации студента, формированию его креативности и культурных интересов, вводят студента в мир гуманитарной культуры.
Важнейшим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
Проблемная ситуация характеризует определённое состояние участника, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия или усвоения новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий [1].
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых норм. В большинстве своем, она основывается как на педагогической интуиции преподавателя, так и на художественной, креативной восприимчивости студента.
Термин «креативность» ввел Дж. Гилфорд, ему принадлежит понимание термина как способности человека отказываться от стереотипных способов мышления.
Креативность в литературе рассматривается как особый тип интеллектуальной способности, как творческий стиль деятельности, результат творческих достижений личности. Как известно, любое качество личности или отдельное психическое образование формируется под влиянием различных факторов. Одни могут быть стихийными и оказывать несистематическое влияние, другие – стабильными, потому что являются специально организованными.
Развитие креативности тоже может осуществляться под влиянием различных условий – как случайно сложившихся, так и специально организованных.
Однако то, что очевидно для психологов; работающих над проблемами креативности, совершенно не очевидно для подавляющего большинства преподавателей. Эти педагоги или никогда не задумывались о значимости креативности, или сомневаются в важности такого мышления. Поэтому, креативному мышлению часто не уделяется достаточного внимания при оценке выполненных заданий. Целью проведения мастер-класса по развитию креативности является: профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание студента. В это понятие вкладывается, прежде всего, развитие в ходе мастер-класса способности студента самостоятельно и нестандартно мыслить. В контексте мастер-класса профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение быстро и качественно решать образовательную задачу в практическом поле выбранного предмета.
Для проведения мастер-класса необходимо сочетание имеющегося опыта и аналитичности, принципы и механизмы осуществляемой системы обучающих действий. Участники конкретного мастер-класса должны быть готовы к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта.
В данном мастер-классе должна прослеживаться ярко выраженная индивидуальность, выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей, их прогрессивность.
Любое занятие, мастер-класс не обходятся без мотивированности, актуальности и научности содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность к методическому, научному обобщению опыта.
Эффективность проведения мастер-класса зависит от наличия приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию оптимально нового продукта. Достаточностью используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса это – умение адекватно анализировать результаты своей деятельности.
Четкий алгоритм занятия, наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции) помогают достичь цели проводимого мероприятия.
Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта, возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта, общая культура способствует развитию креативного мышления у студентов.
Овладение студентами разными процедурами, механизмами, приемами творческой деятельности будет происходить в том случае, если преподаватель в процессе учебной деятельности использует методы на уровне творческого применения знаний и способов деятельности.
К методам данного уровня были отнесены: проблемное изложение знаний, эвристические беседы, комбинационный метод изложения, метод предварительных восприятий и проблемно-диалогический, метод деструктивного исследования и эмпатии.
- инновационные методы: информационно-рецептивный, экспрессивный (моделирование ситуаций), исследовательский, воздействия на эмоциональную сферу (игровые ситуации);
- методы развития познавательного интереса: создание ситуаций творческого поиска, стимулирования и мотивации долга и ответственности, создание ситуации успеха в обучении, постановки системы перспектив.
Одним из направлений работы является технология активного обучения с использованием деловой игры, драматизации и театрализации, групповой дискуссии, игрового проектирования, имитационных упражнений [2].
В современной психологии по развитию креативного мышления были сформулированы принципы, их предложил эксперт в области творческого мышления Э. де Боно:
- выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;
- развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;
- развитие способности к соединено противоположным идеям из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы;
- развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области знания и освобождение ее от влияния.
В последнее время широкое применение получила теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Ее преподают в вузах школах и даже детских садах. ТРИЗ, как технология решения изобретательских задач, разрабатывается с 1956 г. Согласно ТРИЗ, технологические системы (ТС) возникают и развиваются по определенным законам. Следует отметить, что ориентация ТРИЗ на решение творческих проблем через алгоритмы, приверженность определенным правилам и стандартам противоречит убеждениям большинства психологов-исследователей креативности, которые убеждены, что наиважнейшим условием развития креативности является свобода от стандартов, от внешних установок.
Творческий преподаватель, уважающий личность и интересы студента, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки творчества, показывающий пример креативного поведения, чуткий к индивидуальным особенностям личности обучающегося и к его личным эмоциональным проблемам, может стать главным внешним фактором в становлении креативной личности [3].
По нашему мнению, творческим процессом руководить можно не только «внешне», создавая соответствующие условия для раскрытия творческой индивидуальности студента, но и «внутренне»: интеллектом, эмоциями, воображением, общением, отношениями. И чем богаче у педагога палитра способов управления, тем больше шансов для получения желаемого результата.