О роли прокуратуры в поддержании латентной преступности при организации «долевого строительства» в Российской Федерации (опыт правоприменения в прокуратуре Одинцовского городского округа Московской области)
научный журнал «Актуальные исследования» #2 (29), январь '21

О роли прокуратуры в поддержании латентной преступности при организации «долевого строительства» в Российской Федерации (опыт правоприменения в прокуратуре Одинцовского городского округа Московской области)

В статье на основе анализа юридической литературы, законодательства, а также опыта правоприменения ее автора о деятельности Одинцовской городской прокуратуры Московской области высказано несколько суждений: название одной из прокуратур районного звена Московской области - «Одинцовская городская прокуратура» - является ошибочным, ввиду противоречия статье 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.; ошибочность названия «Одинцовская городская прокуратура» должно влечь ее нелигитимность; легитимность «Одинцовской городской прокуратуры» может быть восстановлена при изменении ее названия на: «прокуратура города Одинцово Московской области»; организация и деятельность прокуратур районного звена в Московской области, в том числе и в Одинцовском городском округе, урегулированы в Федеральном законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г.; деятельность всех подразделений органов внутренних дел поднадзорна районным прокуратурам Московской области; деятельность Межмуниципального управления МВД РФ «Одинцовское» поднадзорна прокуратуре районного звена Одинцовского городского округа; прокуратура районного звена Одинцовского городского округа Московской области фактически не осуществляет надзор за деятельностью Межмуниципального управления МВД РФ «Одинцовское».

Аннотация статьи
отрасль прокурорского надзора
функции прокуратуры
дознание
предварительное следствие
уголовно-процессуальная деятельность
надзор
уголовный процесс
прокуратура
правоохранительный орган
звенность прокуратуры
Ключевые слова

Предметом данной статьи является правоохранительная деятельность [10] прокуратуры районного звена в Московской области (Одинцовская городская прокуратура).

С целью обеспечения объективности данного критического изложения нами представлены документы, причем в виде нонпарели (франц. nonpareille) [11].

Звенность прокуратуры Российской Федерации ввиду неопределенности законодательства об организации и деятельности прокуратуры представляет проблему, которая нуждается в разрешении [12]. Несмотря на учреждения прокуратур в федеральных округах Российской Федерации [4], мы полагаем, что перечень звеньев прокуратуры в Российской Федерации (мы предлагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин) [13] урегулирован в Федеральном законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации», который был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 18 октября 1995 г. [2]. Необходимо лишь уточнить, что Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. [3] не утратил юридической силы. Изменения и дополнения, внесенные в него, оказались столь существенными, что законодателем была изложена его новая редакция, причем с изменением статуса самого нормативного правового акта [14]. В соответствии с Федеральным законом РФ 18 октября 1995 г. в Российской Федерации имеются три звена: районная прокуратура, прокуратура субъекта Российской Федерации и Генеральная прокуратура РФ. Они отличаются друг от друга исключительно объемом полномочий.

Проведенный анализ законодательства позволяет утверждать об ошибочности названия одной из прокуратур районного звена Московской области: вместо названия «Одинцовская городская прокуратура» необходимо использовать название «прокуратура г. Одинцово, Московской области». Название «Одинцовская городская прокуратура» означает возведение г. Одинцово в ранг субъекта Российской Федерации, что противоречит ст. 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [1] (О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см. в иной нашей публикации) [15]. В Российской Федерации могут быть только три городских прокуратуры: Московская городская прокуратура, Санкт-Петербургская городская прокуратура и Севастопольская городская прокуратура, как прокуратура трех субъектов Российской Федерации (соответственно: город федерального значения – город Москва; город федерального значения – город Санкт-Петербург; город федерального значения – город Севастополь). Именно поэтому с учетом положений теории правоохраны [16, 17] деятельность именно «Одинцовской городской прокуратуры» нелигитимна, исключительно ввиду ошибочности ее названия.

Название «Одинцовская городская прокуратура» во многом предопределено несовершенством законодательства Московской области, как субъекта Российской Федерации [18].

Нормативным правовым актом с наивысшей юридической силой в Московской области является Устав Московской области от 5 ноября 1996 г. [5]. Все иные нормативные правовые акты Московской области, в том числе и законы Московской области, не могут противоречить Уставу Московской области.

Законом Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» от 17 января 2013 г. [6] определены «административно-территориальное устройство Московской области …, его принципы и порядок изменения, компетенцию органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в решении вопросов административно-территориального устройства» (ст. 1).

В ст. 4 Закона Московской области от 17 января 2013 г. регламентированы «типы и категории населенных пунктов»: «1. Населенные пункты, находящиеся на территории Московской области, подразделяются на следующие типы: 1) городские населенные пункты; 2) сельские населенные пункты. 2. К городским населенным пунктам относятся следующие категории населенных пунктов: 1) город областного подчинения; 2.1) город, административно подчиненный городу областного подчинения; 3) поселок городского типа областного подчинения (рабочий или дачный); 5) поселок городского типа, административно подчиненный городу областного подчинения (рабочий или дачный). 3. К сельским населенным пунктам относятся следующие категории населенных пунктов: 1) село; 2) поселок; 3) деревня; 4) хутор; 5) слободка; 6) местечко».

В Законе Московской области «О статусе и границах Одинцовского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» от 2 февраля 2005 г. [7] в ст. 1 закреплялось следующее положение: «1. Наделить муниципальное образование «Одинцовский район Московской области» статусом муниципального района. 2. Утвердить границу Одинцовского муниципального района согласно карте (схеме) и описанию границы Одинцовского муниципального района (приложение 1), геодезическим данным границы Одинцовского муниципального района (приложение 2), являющимся неотъемлемыми частями настоящего Закона. …».

В ст. 1 Закона Московской области «Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород» от 17 января 2019 г. [8] закреплено следующее положение: «Объединить территории … и территорию городского округа Звенигород. … Прекратить статус муниципального образования сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона. Наделить муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории, статусом городского округа».

Городом областного подчинения Московской области является город Одинцово, что регламентировано в Уставе Одинцовского городского округа Московской области от 28 июня 2020 г. [9] («Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Одинцовском городском округе … - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами Московской области самостоятельное и под свою ответственность решение населением Городского округа непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» - ст. 1).

Подобные реформирования муниципальных образований предопределены существованием в системе права Российской Федерации так называемого «муниципального права» [19, 20], относительно которого уже обобщаются «актуальные проблемы» [21]. А Ю.В. Благову даже удалось исследовать «актуальные проблемы проходящей в России муниципально-правовой реформы» [22].

Теперь непосредственно о роли прокуратуры районного звена Московской области («Одинцовская городская прокуратура») в поддержании латентной преступности управомоченными должностными лицами Межмуниципального управлении МВД РФ «Одинцовское» (МУ МВД РФ «Одинцовское) [23, 24].

Оказывается решение дознавателя МУ МВД РФ «Одинцовское о передаче сообщения по подследственности стало возможным на основе процессуального документа, составленного «И.о. заместителя Одинцовского городского прокурора юриста 1 класса …» от 18 февраля 2019 г., в резолютивной части которого имеется следующее положение: «ПОЛАГАЮ: Постановление о передаче сообщения о преступлении по территориальности от 16.09.2019 года по материалу проверки КУСП № 705 от 19.01.2019 г., вынесенное и.о. дознавателя МУ МВДД России «Одинцовское … является законным и обоснованным».

Подобное осуществление надзора управомоченным должностным лицом «Одинцовской городской прокуратуры» явились поводом к обращению 11 марта 2019 г. к Прокурору названного районного звена прокуратуры Московской области.

«Заявление

Прошу в соответствии с Федеральным законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и во исполнение статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ) (УПК РФ) провести проверку по факту моего обращения в МУ МВД РФ «Одинцовское» в связи с противоправной деятельностью представителей двух юридических лиц: ООО «Ивастрой» и ПАО «Совкомбанк».

Суть дела такова.

5 января 2019 г. я впервые посещал МУ МВД РФ «Одинцовское.

19 января 2019 г. – второе посещение МУ МВД РФ «Одинцовское». Прием осуществлял начальник Следственного управления ... Мною был представлен материал (приложения ___), а также заявление от 19 января 2019 г. ... и перечень копий документов, приобщенных к заявлению от 19 января 2019 г. ... лично и в моем присутствии передал материал в дежурную часть МУ МВД РФ «Одинцовское». Дежурный МУ МВД РФ «Одинцовское» выдал … талон - уведомление № 695 ….

31 января 2019 г. мне впервые звонил по телефону ...

1 февраля 2019 г. - третье посещение МУ МВД РФ «Одинцовское». В этот день состоялась первая и единственная встреча с оперуполномоченным Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МУ МВД РФ «Одинцовское» ... Он попытался отобрать от меня объяснение ... Я предложил представить собственноручно подготовленное объяснение. В тот же день я обращался к начальнику МУ МВД РФ «Одинцовское» с письменным заявлением ...

3 февраля 2019 г. я отправлял по почте заказное письмо в МУ МВД РФ «Одинцовское» …, в котором находилось мое объяснение ...

7 февраля 2019 г. заказное письмо поступило в МУ МВД РФ «Одинцовское» ...

11 февраля 2019 г. - четвертое посещение МУ МВД РФ «Одинцовское». Ввиду отсутствия … материал мною был передан другому сотруднику Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МУ МВД РФ «Одинцовское» ...

5 марта 2019 г. - пятое посещение МУ МВД РФ «Одинцовское». Непосредственно от начальника МУ МВД РФ «Одинцовское» в присутствии заместителя начальника Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции … получена сопроводительная записка (№ 70/2203 от 18 февраля 2019 г.) ...

Таким образом, оперуполномоченный Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МУ МВД РФ «Одинцовское» … фактически не осуществлял. уголовно-процессуальную деятельность в рамках первой стадии уголовного процесса. По надуманным обстоятельствам и безосновательно материл в соответствии со статьей 152 УПК РФ передан по подследственности в одно из подразделений органа внутренних дел иного субъекта Российской Федерации: в город федерального значения – Москву.

На основании изложенного прошу:

1)      отменить решение МУ МВД РФ «Одинцовское» о направлении по подследственности материала (КУСП – 705 от 19 января 2019 г.);

2)      представленный материал (КУСП – 705 от 19 января 2019 г.) направить в Следственное управление МУ МВД РФ «Одинцовское» для принятия решения о возбуждении уголовного дела по факту противоправной деятельности ООО «Ивастрой» и ПАО «Совкомбанк»;

3)      направить представление начальнику МУ МВД РФ «Одинцовское» о привлечении к ответственности оперуполномоченного Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МУ МВД РФ «Одинцовское» … за умышленное укрывательство преступления.

Изложенное подтверждаю копиями следующих документов.

Приложения: …»

27 мая 2019 г. состоялось второе обращение к Прокурору прокуратуры Одинцовского городского округа.

«Заявление

Прошу сообщить о результатах проверки по моему заявлению от 11 марта 2019 г. Заявление и приложенные к нему документы на «___» листах «с приема» 11 марта 2019 г. переданы мною сотруднику возглавляемой Вами районной прокуратуры Московской области ...

После получения письменных результатов проверки намерен обратиться к вышестоящему прокурору – Прокурору Московской области».

4 июля 2019 г. состоялось третье обращение к Прокурору прокуратуры Одинцовского городского округа.

«Заявление

Прошу сообщить о результатах проверки по моему заявлению от 3 июня 2019 г., с которым 3 июня 2019 г. обращался в прокуратуру Московской области. Мое заявление от 3 июня 2019 г. из прокуратуры Московской области было направлено (исходящий номер 45р-19) в возглавляемую Вами прокуратуру для осуществления проверки по существу в соответствии с Федеральным законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

О направлении материала из прокуратуры Московской области в возглавляемую Вами прокуратуру мне стало известно 3 июля 2019 г. непосредственно от управомоченного должностного лица прокуратуры Московской области ...

Изложенное подтверждаю копиями следующих документов.

Приложения: …»

Таким образом, прокуратура районного звена Московской области («Одинцовская городская прокуратура») фактически поддерживает сокрытие преступлений, совершаемых при так называемом «долевом строительстве», и тем самым обеспечивает высокий уровень латентной преступности и в отдельно взятом субъекте Российской Федерации (Московская область), и в Российской Федерации.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, название одной из прокуратур районного звена Московской области - «Одинцовская городская прокуратура» - является ошибочным, ввиду противоречия статье 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.

Во-вторых, ошибочность названия «Одинцовская городская прокуратура» должно влечь ее нелигитимность.

В-третьих, легитимность «Одинцовской городской прокуратуры» может быть восстановлена при изменении ее названия на: «прокуратура города Одинцово Московской области».

В-четвертых, организация и деятельность прокуратур районного звена в Московской области, в том числе и в Одинцовском городском округе, урегулированы в Федеральном законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г.

В-пятых, деятельность всех подразделений органов внутренних дел поднадзорна районным прокуратурам Московской области.

В-шестых, деятельность Межмуниципального управления МВД РФ «Одинцовское» поднадзорна прокуратуре районного звена Одинцовского городского округа.

В-седьмых, прокуратура районного звена Одинцовского городского округа Московской области фактически не осуществляет надзор за деятельностью Межмуниципального управления МВД РФ «Одинцовское».

Текст статьи
  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // РГ. 2020. 4 июля. С. 1-5; 8-14 июля. С. 3-12.
  2. Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; …; РГ. 2021. 12 января.
  3. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
  4. Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» № 849 от 13 мая 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112; …; 2018. № 51. Ст. 7984.
  5. Устав Московской области от 5 ноября 1996 г. // Вестник Московской областной Думы. 1997. № 1; …; официальный Интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 05.08.2020.
  6. Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» от 17 января 2013 г. // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2013. 12 февраля; …; официальный Интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 29.12.2020.
  7. Закон Московской области «О статусе и границах Одинцовского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» от 2 февраля 2005 г. // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2005. 10 марта.
  8. Закон Московской области «Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород» от 17 января 2019 г. // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2019. 1 февраля.
  9. Устав Одинцовского городского округа Московской области от 28 июня 2020 г. // Одинцовская неделя. 2019. 2 августа.
  10. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010.
  11. Краткая Российская энциклопедия. В 3 т. Т. 2 «К-Р» / Сост. В.М. Карев. М.: Большая Российская энциклопедия; Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. С. 714.
  12. Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 152-169.
  13. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.
  14. Галузо В.Н. Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 69-81.
  15. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
  16. Галузо В.Н. Теория правоохраны - новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15-16.
  17. Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110-113.
  18. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
  19. Еремян В.В., Чихладзе Л.Т. Муниципальное право России: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.
  20. Муниципальное право России: Учебник / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2019.
  21. Актуальные проблемы муниципального права: Учебник для магистров / Под науч. ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.
  22. Благов Ю.В. Местное самоуправление в Российской Федерации в условиях муниципально-правовой реформы: Монография. М.: Проспект, 2017. С. 2.
  23. Галузо В.Н. Об истоках латентной преступности при организации «долевого строительства» в Российской Федерации // Международный научный журнал «Актуальные исследования». 2020. № 24. С. 48-56.
  24. Галузо В.Н. Об истоках латентной преступности при организации «долевого строительства» в Российской Федерации // Международный научный журнал «Актуальные исследования». 2020. № 24. С. 48-56.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 08 мая по 14 мая
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
18 мая
Загрузка в eLibrary
18 мая
Рассылка печатных экземпляров
26 мая