Трансформация системы государственного управления в процессе перехода к цифровому обществу (на материалах департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области)
научный журнал «Актуальные исследования» #5 (32), февраль '21

Трансформация системы государственного управления в процессе перехода к цифровому обществу (на материалах департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области)

В настоящей статье заявлена позиция автора по вопросу о цифровой трансформации в государственном управлении. Исходным стало утверждение о том, что цифровые технологии открывают новые возможности для дальнейшего внедрения государственного управления по результатам. Обзор литературы по данной проблематике позволил выявить основные подходы к определению цифровой трансформации в сфере государственного управления.

Аннотация статьи
цифровая трансформация
государственное управление
оценка
эффективность
цифровое общество
Ключевые слова

Современные условия деятельности государства по всем направлениям характеризуются активным внедрением информационных систем и технологий, в том числе «цифровизацией» охвачена сфера здравоохранения, которая по праву считается одна из самых важных сфер нашей жизни. Рассмотрим, непосредственно, процесс освоения и развития автоматизированной информатизации, касающейся взаимодействия органов публичной власти между собой и обществом в конкретной сфере. Постановлением Правительства РФ была принята программа «Электронная Россия» на период с 2002 по 2020 гг., направленная на:

  • обеспечение прозрачного функционирования публично-правовых образований,
  • эффективного предоставления услуг,
  • качественного контроля деятельности государственного аппарата всех уровней, с помощью масштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Структура предоставления электронных государственных услуг приведена ниже (рис. 1).

https://strategy24.ru/images/project/201909/364fbf1479ce281db660d0f5060f0066.jpg

Рис. 1. Структура предоставления электронных государственных услуг

Что же касается сферы здравоохранения – в ней осуществляется реализация отдельных мероприятий плана реализации Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» Национального проекта «Здравоохранение», направленных на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, целью которых является обеспечение цифровой трансформации и повышение эффективности функционирования отрасли на всех уровнях и создания условий для использования гражданами электронных услуг и сервисов
в сфере здравоохранения.

Схема предоставления электронных услуг в сфере здравоохранения представлена ниже (рис. 2).

https://vechastana.kz/wp-content/uploads/85.jpg 

Рис. 2. Схема предоставления электронных услуг в сфере здравоохранения

В рамках федерального проекта предстоит решение задач по трансформации процессов организации системы здравоохранения за счет автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинга и анализа использования ресурсов здравоохранения и оказания медицинской помощи гражданам.

Проблема исследования заключается в существующем противоречии между необходимостью цифровой трансформации государственного управления и отсутствием четкого правового механизма реализации процесса перехода к цифровому обществу.

Объектом исследования является такой важный процесс как цифровизация государственного управления системой здравоохранения. Методологической основой работы выступают методы: логический, сравнительно-правовой, системный анализ, прогнозирование.

Так, на сегодняшний день в нашей стране пошли по пути первоначальной информатизации общества, а уже впоследствии на основе созданной информационной среды – к реализации программ по цифровизации государственного управления. Свидетельством данного факта выступает разработанная и реализуемая с 2019 г. государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Программа рассчитана до 2030 г., а цели самой программы являются, хотя и труднодостижимыми, все же возможными и, что самое главное, верными в условиях современной действительности нашей страны. В частности, в рамках программы среди прочего идет процесс достижения следующих целей:

  1. Развитие интеллектуального потенциала нации.
  2. Реализация структурных изменений сферы здравоохранения, в первую очередь через научно-техническое и интеллектуальное обеспечение.
  3. Проведение эффективной организации и технического обновления как научной, так и инновационной, а также научно-технической деятельности нашей страны во всех сферах жизнедеятельности.

В рамках проделанной работы, на основе анализа перехода к цифровизации общества на примере сферы здравоохранения, можно сделать следующие выводы, отражающие всю суть, проблемы и перспективы развития данной системы:

  1. Правовая основа интеграции цифровых систем, цифровых технологий в сфере управления здравоохранением основывается на межотраслевом подходе, а также интенсивно развивается с учетом специфики, характерной для деятельности публично-правовых образований.
  2. Динамичность отношений в сфере цифровизации ставит перед правовыми субъектами вызовы разработки более интеграционных регуляторов нового поколения, учитывающих возможности цифровой трансформации, и формирования более совершенных исследовательских факторов.
  3. Так же, можно сделать вывод о том, что успех развития цифровых технологий в сфере здравоохранения зависит и от других сфер, одной из которых является экономическая.
  4. Можно констатировать, что с выходом соответствующего Постановления произошла смена концепции электронной медицинской карты.
  5. Представляется необходимым определить порядок использования единой (личной) УКЭП медицинского работника для подписания всех видов документов в любых медицинских организациях Белгородской области, где он работает.

Стоит отметить, что Белгородская область в своем информационном развитии практически не уступает другим областям, но, безусловно, как и в любой другой системе существуют пробелы, ошибки, недоработки, именно поэтому государственные структуры региона ставят одной из своих первых задач-более активную цифровизацию сфер жизни , тем самым улучшая, облегчая и регулируя жизнь белгородцев, особенно, что актуально в современное время, когда вирус буквально «убивает» нормальную, всем привычную, свободную во всех смыслах жизнь.

Текст статьи
  1. Авдеева, И.Л. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: российский и зарубежный опыт [Текст] / И.Л. Авдеева, Т.А. Головина, Л.В. Парахина // Вопросы управления. – № 6. – 2017. – С. 18.
  2. Акаткин, Ю.М. Цифровая трансформация государственного управления. Датацентричность и семантическая интероперабельность [Текст] / Ю.М. Акаткин, Е.Д. Ясиновская // Препринт. – 2018. – № 4. – С. 2
  3. Барабашев, А.Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии [Текст] / А.Г. Барабашев // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – № – С. 163-194.
  4. Восканян, Е. Цифровой поворот [Текст] / Е. Восканян //Метод. –2018. – № 1. – С. 14-18.
  5. Павлютенкова, М.Ю. Электронное правительство России в новых условиях [Текст] / М.Ю. Павлютенкова // PolitBook. – 201 – № 2. – С. 6-32.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая