Современные условия деятельности государства по всем направлениям характеризуются активным внедрением информационных систем и технологий, в том числе «цифровизацией» охвачена сфера здравоохранения, которая по праву считается одна из самых важных сфер нашей жизни. Рассмотрим, непосредственно, процесс освоения и развития автоматизированной информатизации, касающейся взаимодействия органов публичной власти между собой и обществом в конкретной сфере. Постановлением Правительства РФ была принята программа «Электронная Россия» на период с 2002 по 2020 гг., направленная на:
- обеспечение прозрачного функционирования публично-правовых образований,
- эффективного предоставления услуг,
- качественного контроля деятельности государственного аппарата всех уровней, с помощью масштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Структура предоставления электронных государственных услуг приведена ниже (рис. 1).
Рис. 1. Структура предоставления электронных государственных услуг
Что же касается сферы здравоохранения – в ней осуществляется реализация отдельных мероприятий плана реализации Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» Национального проекта «Здравоохранение», направленных на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, целью которых является обеспечение цифровой трансформации и повышение эффективности функционирования отрасли на всех уровнях и создания условий для использования гражданами электронных услуг и сервисов
в сфере здравоохранения.
Схема предоставления электронных услуг в сфере здравоохранения представлена ниже (рис. 2).
Рис. 2. Схема предоставления электронных услуг в сфере здравоохранения
В рамках федерального проекта предстоит решение задач по трансформации процессов организации системы здравоохранения за счет автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинга и анализа использования ресурсов здравоохранения и оказания медицинской помощи гражданам.
Проблема исследования заключается в существующем противоречии между необходимостью цифровой трансформации государственного управления и отсутствием четкого правового механизма реализации процесса перехода к цифровому обществу.
Объектом исследования является такой важный процесс как цифровизация государственного управления системой здравоохранения. Методологической основой работы выступают методы: логический, сравнительно-правовой, системный анализ, прогнозирование.
Так, на сегодняшний день в нашей стране пошли по пути первоначальной информатизации общества, а уже впоследствии на основе созданной информационной среды – к реализации программ по цифровизации государственного управления. Свидетельством данного факта выступает разработанная и реализуемая с 2019 г. государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Программа рассчитана до 2030 г., а цели самой программы являются, хотя и труднодостижимыми, все же возможными и, что самое главное, верными в условиях современной действительности нашей страны. В частности, в рамках программы среди прочего идет процесс достижения следующих целей:
- Развитие интеллектуального потенциала нации.
- Реализация структурных изменений сферы здравоохранения, в первую очередь через научно-техническое и интеллектуальное обеспечение.
- Проведение эффективной организации и технического обновления как научной, так и инновационной, а также научно-технической деятельности нашей страны во всех сферах жизнедеятельности.
В рамках проделанной работы, на основе анализа перехода к цифровизации общества на примере сферы здравоохранения, можно сделать следующие выводы, отражающие всю суть, проблемы и перспективы развития данной системы:
- Правовая основа интеграции цифровых систем, цифровых технологий в сфере управления здравоохранением основывается на межотраслевом подходе, а также интенсивно развивается с учетом специфики, характерной для деятельности публично-правовых образований.
- Динамичность отношений в сфере цифровизации ставит перед правовыми субъектами вызовы разработки более интеграционных регуляторов нового поколения, учитывающих возможности цифровой трансформации, и формирования более совершенных исследовательских факторов.
- Так же, можно сделать вывод о том, что успех развития цифровых технологий в сфере здравоохранения зависит и от других сфер, одной из которых является экономическая.
- Можно констатировать, что с выходом соответствующего Постановления произошла смена концепции электронной медицинской карты.
- Представляется необходимым определить порядок использования единой (личной) УКЭП медицинского работника для подписания всех видов документов в любых медицинских организациях Белгородской области, где он работает.
Стоит отметить, что Белгородская область в своем информационном развитии практически не уступает другим областям, но, безусловно, как и в любой другой системе существуют пробелы, ошибки, недоработки, именно поэтому государственные структуры региона ставят одной из своих первых задач-более активную цифровизацию сфер жизни , тем самым улучшая, облегчая и регулируя жизнь белгородцев, особенно, что актуально в современное время, когда вирус буквально «убивает» нормальную, всем привычную, свободную во всех смыслах жизнь.