Современное состояние и перспективы развития технологий ИИ в сфере культуры
научный журнал «Актуальные исследования» #8 (35), февраль '21

Современное состояние и перспективы развития технологий ИИ в сфере культуры

В статье ставится проблема внедрения искусственного интеллекта в сферу культуры. Уже известно, что по отношению к искусственному интеллекту в современном обществе существует как минимум две конфликтующие между собой стратегии. Первая стратегия исходит из идеи превосходства искусственного интеллекта над умом человека, следом выступает питательной средой для страха перед ИИ. Вторая стратегия, видит в искусственном интеллекте возможность для построения совершеннейшего и эффективного общества. Особенности и примеры второй стратегии подробно рассмотрены в статье.

Аннотация статьи
технологии
инновации
язык
галереи
искусственный интеллект
музеи
умные предложения продуктов
умный поиск
алгоритмы
культура
Ключевые слова

Об искусственном интеллекте человечество знает еще с пятидесятых годов прошлого века, однако настоящей популярности технология ИИ достигла лишь сегодня с увеличением объемов данных, улучшения алгоритмов, оптимизации вычислительных мощностей и средств хранения данных. Искусственный интеллект появился во многих сферах нашей жизни, помогая науке и обществу в таких разных задачах, что порой этому можно удивиться. Затронув другие сферы, коснулся он и сферы культуры, даже там ИИ выполняет задачи и постепенно обучается, используя собираемую со временем информацию. Как следствие – искусственный интеллект и сопутствующие ему инновации необходимы для динамики всех сфер деятельности людей внутри цивилизации.

Серьезные изменения в процессе развития технических средств затронули все сферы человеческой деятельности, в том числе и культуру. В течение последних десятилетий культура переносит глобальные изменения в связи с развитием технологий: компьютерных и цифровых. Таким образом, формируются новые художественные жанры, возник и следующий феномен - цифровые искусства. Широчайшие творческие возможности открылись в таких областях как виртуальная реальность, трехмерная анимация, интернет и интерактивные системы. Интерактивные мультимедийные технологии изменили отношения с пространством и временем. Образовалась мощная площадка для художественного самовыражения. Виртуальная реальность стимулирует эффект чувственной достоверности [1]. Использование интерактивного режима позволяет любому человеку, зрителю вступать в контакт с артистом или художником, участвовать в создании произведения. Показательный пример: на московском фестивале искусств «Artlife fest» помимо обычных картин были представлены AR-картины с функцией дополненной реальности. Для взаимодействия с картиной посетитель скачивал приложение фестиваля на телефон, наводил камеру смартфона на картину и видел изменения на своем экране (вода начинала течь, появлялись дополнительные элементы, животные и предметы двигались и даже появлялась особая история картины). Все изменения были согласованы с художниками и фотографами, а посетители максимально увлеклись выделенными экспонатами, останавливаясь рядом и взаимодействуя с ними.

Таким образом, ИИ сейчас используется повсеместно. Такие крупные компании, как "Яндекс", "Сбербанк" или "М-Видео", давно создали голосовых помощников для тех, кто пользуется их приложениями. На площадках даже появились организации, которые создают универсальные платформы для быстрой разработки таких "помощников" под заданные запросы. Кроме того, в нашей стране занимаются алгоритмами распознавания речи и внедрением индустриальной аналитики на основе ИИ в производство. Развитие искусственного интеллекта и его распространение по всему миру в последние годы идет темпами, которые ошеломляют. В свою очередь, и в сфере культуры существуют свои действующие разработки. Собственные голосовые помощники, рекомендации, алгоритмы, умный поиск есть и у ряда музеев, галерей и театров, что повышает их эффективность (теперь ИИ может помочь потребителю найти культурное мероприятие, подбирая по его интересам наиболее подходящие варианты для посещения). Искусственный интеллект даже способен написать неплохую статью для журнала или рассказ, которые читатель с трудом отличит от обычной статьи. Например, более 70000 читателей поделились статьей в The Guardian «A robot wrote this entire article. Are you scared yet, human?» с другими людьми и написали более 1500 комментариев.

Как далеко ушел в своем развитии искусственный интеллект в сфере культуры и есть ли от него какая-то польза? На наш взгляд, ответ очевиден. Приведем очередной пример: именно при помощи искусственного интеллекта в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, стало возможным исключить посещения музея по чужим билетам. ИИ при входе в музей очень быстро идентифицирует лицо посетителя с данными его билета и только после успешной идентификации пропускает посетителя через турникет.

ИИ повлиял на культуру и в других планах: огромное количество фильмов снято на эту тему, вышло много книг о роботах, искусственном интеллекте и о том, что нас ждет в будущем, а наш язык из-за влияния искусственного интеллекта также претерпевает изменения.  Повсеместная автоматизация текстов и литературы может привести к исчезновению некоторых языков, их упрощению. У самого ИИ часто возникают сложности с осознанием того, что присуще каждому человеку – юмора, иронии. Из-за этого у человечества со временем может развиться проблема, связанная с дегенерацией речи. Жаргон, шутки, ирония, сленг, приколы, все особые слова и выражения – все, что делает наш язык и жизнь богаче, для искусственного, созданного самим человеком, голосового помощника недоступно. Машине нужны простые задачи. В этом и опасность постоянного общения с голосовым помощником. Наша культура может стать менее устойчивой из-за тотального упрощения.

Так вот, ИИ – далеко не миф. Даже при условии того, что культура по мнению многих может исключать внедрение подобных инноваций, как и в любой сфере, в культуре ИИ имеет место быть. И лишь за незнанием, страхом и отсутствием насмотренности многие люди убеждены в обратном.

Благодаря разработке новых идей, заимствования достижений других человеческих сообществ и совершенствованию старых технологий членами данной социокультурной формации (учеными и деятелями культуры и искусства) были найдены наилучшие пути для более комфортного и современного пребывания в культурных местах и в целом функционирования и развития культуры. Многие идеи отсеиваются, а основным маркером отбора чаще всего является практическая польза для данного сообщества с точки зрения людей, касающихся власти, а также готовность обычных людей к восприятию новейших идей и их принятия в свою повседневную жизнь. Затем следует этап трансформации инновационной идеи, после - интеграция и ускорение нововведений с доработками и корректировками. Далее же требуется учитывать возможности получения поддержки на всех этапах внедрения новшества, которые зависят от уровня инновационной культуры общества. То есть: открытости инновациям, готовности реализовать инновационную идею со стороны доминирующих социальных групп, представителей разных возрастов. Таким образом, ИИ обогатил культуру новыми средствами и возможностями.

Культурологи и искусствоведы разделились на два противоборствующих лагеря. Одни считают развитие ИИ, инновационных технологий и медиа-искусства перспективным и важнейшим направлением, другие же воспринимают это как путь к культурной атрофии общества. Такая противоречивая оценка инноваций – типичная проблема на первичных этапах роста любых нововведений, вторгающихся в привычный порядок вещей и угрожающих человеческой цивилизации.

Важно понимать, что рациональное использование искусственного интеллекта приносит много плюсов. Проблему ИИ на сегодняшний день отражает уровень его чувствительности, что часто подмечают эксперты и обычные люди. И тем не менее, почему мы не пользуемся теми навыками, которые приобрел ИИ на данном этапе своего развития. Приведем следующий пример: на выставке одного из музеев Санкт-Петербурга был представлен экспонат с искусственным интеллектом, который был способен зафиксировать, какое из двух полушарий мозга работает активнее у человека, который дотронулся до датчиков экспоната двумя пальцами рук. Искусственный интеллект обрабатывал посланные ему сигналы и преобразовывал их в музыку, звучащую каждый раз по-разному в зависимости от состояния человека, который взаимодействует с ним. В настоящее время такое мало где можно встретить, но положительный эффект этого метода очевиден. Интересна данная сторона интеграции ИИ в культуру: возможность взаимодействия с экспонатом.

Итак: мы можем представить себе возможности интеграции ИИ в сфере культуры. Как в сфере обслуживания культурных учреждений (при входе в учреждение), как в сфере взаимодействия с потребителем (почтовые рекомендации, рассылки, подсказки), так и непосредственная интеграция его, как культурного экспоната (картины). Со всех трех сторон, рассмотренных нами, искусственный интеллект показывает себя на должном уровне и не дает осечек, как ожидают этого некоторые противники ИИ и инновационных технологий в таких специфичных для инноваций сферах, как культура и искусство.

Важно понимать, что подобная новизна полезна для культуры и в финансово-экономическом плане, так как новизна привлекает думающих посетителей, удивляют их и таким образом, в культурные учреждения поступает больше средств. Да, инновационные процессы характеризуются неизбежными рисками и неопределенностью, многие эксперты считают определяющим фактором их успешности наличие в стране развитого венчурного капитала [2], но вкладываться в инновации и ИИ необходимо по понятным причинам – они источник продвижения и новых витков финансово-экономических успехов. Если не вкладываться в инновации, то сфера теряет гораздо больше, чем она потеряла бы при неудачных попытках внедрения инновационных технологий и ИИ. Тем более, что в наше время спрос со стороны инновационных процессов влияет на развитие венчурного капитала, причем уровень развития последнего все-таки положительно связан с качеством институциональной среды в стране.

Одним из очередных доказательств того, что ИИ в сфере культуры – далеко не миф, является то количество семинаров, пресс-конференций и мероприятий по вопросам связи культуры, творчества и искусственного интеллекта. 12-13 октября 2018 года в г. Риека состоялся семинар экспертов, посвященный вопросам культуры, творчества и искусственного интеллекта. Он внес вклад в работу Совета Европы в области ИИ. Семинар прошел в присутствии министра культуры Республики Хорватия, экспертов и политиков, входящих в Руководящий комитет по вопросам культуры, наследия и ландшафта. Эксперты и политики обсудили стратегии движения вперед в деле формирования культуры ответственных инноваций, расширения прав и возможностей людей и внедрения ИИ в сферу культуры.

Потому эксперты считают, что важно внимательно прорабатывать стандарты по стойкости системы ИИ и этики ее использования, прежде чем внедрять технологию в культуру. Для этого необходимы специализированные площадки для проведения тестов алгоритмов в различных ситуациях.

В заключении следует отметить, что ИИ в наши дни – это все-таки реальность, которая не предназначена на замену людям. Его целью является расширение человеческих умений и возможностей. Поэтому данная технология является ценным бизнес-ресурсом [3] и отличной возможностью для реализации новых идей в том числе и в сфере культуры.

Текст статьи
  1. Агравал А. Искусственный интеллект на службе бизнеса : как машинное прогнозирование помогает принимать решения: [16+] / Аджей Агравал, Джошуа Ганс, Ави Голдфарб ; перевод с английского Екатерины Петровой. - Москва : Сбербанк, 2019.
  2. Кузнецов В.А. Совершенствование систем искусственного интеллекта (ИИ) как фактор изменения жизни человечества / В. А. Кузнецов // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире : материалы VI Международной научно-практической конференции, 26-27 апреля 2018 года : в 2 ч. Ч. 1. - Самара : Самарский гос. ин-т культуры, 2018. - С. 330-334.
  3. Никитин В.С. Технологии будущего / В. С. Никитин. - Москва : Техносфера, 2010.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа