Особенности формирования традиций празднования в семьях с детьми

Семья – это основная составляющая воспитания, поведения, социализации ребенка, развития его навыков и отношения к окружающему миру. В этом процессе социокультурные традиции могут сыграть важную роль в организации совместного отдыха всей семьей. Проблемы любого общества отражаются в семейной ситуации, в отношении к отдыху и в отношении к праздничной культуре. Семья как основная ячейка общества живет в соответствии с законами совместной деятельности, отношений и ряда усилий, проявляющихся в привязанности, любви, заботе и общих стремлениях. Семья придерживается тех правил, отношений, которые приняты в ее микросреде, с ее традициями, обычаями и обрядами. Семья социализируется, влияет на культурные и многие другие отношения между людьми, а общество, к которому она принадлежит, предлагает свои культурные модели для каждого нового поколения детей. И все, чему ребенок должен научиться, зависит от структуры семьи и семейных отношений. Взрослея, человек формируется как личность, но процесс развития проходит в определенной микросреде, в основном в семье. В семье создается среда, которая в будущем определяет все особенности развития ребенка, его способности и весь личный потенциал. Через семью, через ее образ жизни детям передаются семейные традиции, взгляды и обычаи.

Аннотация статьи
семья
дети
традиции празднования
семейные взаимоотношения
обычаи
Ключевые слова

Нет такого человека и нет такой семьи, которая могла бы прожить без праздника. С этим словом у всех связаны яркие и заветные воспоминания. Независимо от того, сколько лет человеку, и каким бы ни было его детство, при слове «праздник» разгораются светлые чувства.

Понятие «праздник» в словарях трактуется по-разному: как «праздность» и «безделье», «праздник» и «день, специально отмечаемый церковью». Но слово «праздник» пронизывает и перечисляет все интерпретации, являясь сквозным словом для всех пониманий. На самом деле в празднике могут быть песни, а могут и не быть, могут быть танцы, а можно и без них обойтись. Во время праздника многое можно изменить, многое можно отменить, а в традиционные моменты познакомить с новыми техниками и открытиями [5].

Есть яркие, богато оформленные праздники, на которые тратятся большие деньги, но есть и гораздо более скромные торжества, которые до сих пор считаются праздниками. Праздник может быть масштабным, собирать большое количество людей, а может проходить в узком семейном кругу и все же называться праздником, потому что он будет выполнять свою главную роль в жизни этих людей - делать людей счастливыми.

Праздники отдельной семьи отражают большие общие праздники и продолжаются массовыми презентациями и гуляниями. У такого социокультурного явления, как праздник, богатая история, которую изучают исследователи из самых разных областей науки. В конце концов, праздник сопровождает жизнь человека с незапамятных времен, и многие исторические факты не могут не вызвать искреннего интереса [3].

Стихийные праздники, не изолированные от единого потока жизни, существуют с древних времен у всех народов мира и сопровождают развитие человеческого общества с ранних этапов его существования. Но историки, театральные деятели, искусствоведы начинают рассказ о коллективном празднике с эпохи Древней Греции и Рима. Празднества, которые проходили в те дни, были тщательно подготовлены и организованы. В Древней Греции празднования тщательно готовили, любили и активно проводили. Свободное время древних греков, которое теперь называется досугом, было более активным, чем работа. Об этом свидетельствует тот факт, что древнегреческие гуляния продолжились играми и превратились в активные состязания. Олимпийские игры стали вершиной этого празднования. Они проходили каждые четыре года в специально построенном городе Олимпия.

Реальная и мифическая жизнь людей причудливо переплелась в ярких, пышных праздниках в честь бога плодородия Диониса. Эти праздники проводились три раза в год и включали в себя костюмированные шествия, зрелища, игры, конкурсы, развлечения, жертвоприношения и награждение победителей соревнований. На таких празднествах проявили себя первые драматурги, поэты, певцы, актеры, художники, импровизаторы. Эти праздники заложили основу будущего театра, драмы и других видов искусства. И такая специфика этих праздников, как зрелищность, массовость, сложность, игривость и зрелищность, традиционно закреплялась и передавалась из поколения в поколение.

Праздники Древнего Рима, хотя и восходят к греческим, имеют существенные различия по содержанию и форме. Больше не существует всеобщей массовой акции, в которой активно проявляли себя все афинские граждане, но чаще всего представлялось зрелище, в котором было четкое разделение на участников и зрителей.

Римская империя всячески отвлекала людей от политических событий. Здесь родился лозунг римской тусовки: «Хлеба и зрелищ!», а шоу представляли собой триумфальные шествия императоров, гладиаторские бои, баталии, цирковые соревнования.

Совершенствовалась шоу-техника и сценическая техника, на грандиозное представление были потрачены большие средства. Затем, в 80 г. н.э. открылся амфитеатр Колизей, известный своим величием и технически совершенной мобильной ареной, сценическими механизмами, которые позволили превратить арену в гигантское озеро или «вырастить» над ней огромный лес. Таким образом, у римлян досуг стал пониматься как праздник, а не как активное состояние человека. Во время таких представлений человек отчуждался от общества и не сливался с ним, как это было у греков.

В средние века массовые праздники стали еще более стратифицированными, поляризованными. С одной стороны были официально утвержденные празднества церковно-феодального государства, а с другой – неофициальные фольклорные акции, которые иногда отличались большей массовостью и яркостью.

В России, помимо официальных праздников, весело проводились массовые гуляния, на которых выделялись народные потешники – скоморохи, прочие артисты, музыканты, авторы песен, импровизаторы [7]. В истории русского искусства их называют «Народные забавы», «Петрушка», «Раешники», «Деды-шутники». По мере роста городов на их улицах распространилось праздничное веселье - образовался театр под открытым небом, уличные представления и шествия. Праздники возникли из карнавальных игр и других народных гуляний [4].

В более поздние времена празднования все больше и больше вписываются в жизнь общества и помогают просвещать людей, оказывая образовательное воздействие на подрастающее поколение.

В России в конце 19 века – начале 20 века была использована праздничная обстановка, и не случайно люди вспомнили торжества, связанные с годовщинами побед российской армии и флота, годовщиной Санкт-Петербурга и героической обороны Севастополя.

Народные праздники уже проводились в меньшем масштабе, но отличались большей теплотой и семейным характером. Убавился официоз и в обществе, увеличилась потребность в душевности, восстановлении сил, желании отдохнуть и отвлечь себя от каждодневных забот.

С 1917 года в истории страны и в жизни каждого человека началось время шествий, массовых гуляний, дней рождений, но остались такие праздники, на которых продолжались семейные и бытовые народные традиции. Установлены праздники, с которыми связана судьба каждой семьи: Новый год, День Победы, 8 марта, Масленица. В семьях стали отмечать все больше семейных, гражданских и религиозных праздников. Некоторые праздники приехали в нашу страну и наши семьи из-за границы [6].

Возродились массовые гуляния на природе, на больших площадях, театрализованные представления и концерты одновременно в нескольких местах. Потребность в таких массовых торжествах также вполне естественна для каждого человека, потому что в таких случаях люди чувствуют себя участниками, а не пассивными зрителями. Утрата собственной творческой активности у современного человека, особенно у подрастающего поколения, беспокоит общественность, ученых, учителей и родителей. Вопрос сводится к плохому воспитанию в детях отношения к рациональному использованию свободного времени. Семейный праздник в этом контексте – тема многогранная и необходимая.

Празднования необходимы ребенку, чтобы развить и сформировать отношение к жизни, к людям, понять свое место в обществе [5].

Действительно, праздники всегда утверждали высшие идеалы, и на эту тему можно найти множество высказываний великих умов человечества, от Платона и Сократа до Робеспьера и Луначарского. Еще А.С. Макаренко говорил, что ребенок должен жить в ощущении завтрашней радости, праздники – это «завтрашняя радость» для детей.

Праздники помогают ребенку полноценно развиваться: умственно, эстетически, физически и эмоционально. Ни один праздник не обходится без подготовки, во время которой собирается вся семья. Дети особенно чувствуют ответственность за поставленные перед ними задачи. В это время они особенно старательны, трудолюбивы, отзывчивы и неутомимы в своем стремлении сделать праздник ярче и интереснее. Детское воображение работает «на полную мощность», без принуждения взрослых, а это значит, что в такие моменты ребенок испытывает наиболее эффективные улучшения в развитии [1].

Именно семейный праздник предлагает богатейшие возможности для гармоничного развития всех способностей детей, ведь празднование требует от своих организаторов литературных, актерских, режиссерских, музыкальных и дизайнерских навыков.

Ни один праздник не обходится без игр, они развивают силу, ловкость, интеллект и многие художественные и творческие способности: речь, музыку, литературу. Полноценное и всестороннее развитие детей в гуманных и ненасильственных условиях возможно только на каникулах, в то время как в нормальных условиях взрослые развивают многие навыки у детей с помощью специальных упражнений, занятий с обязательными заданиями, в которых, к сожалению, также имеется значительная часть принуждения [2].

Семейное празднование вместе с детьми – это общее дело, общая радость и взаимопонимание, укрепление семьи. Ребенок может многое забыть, когда вырастет, но он никогда не забудет создание праздников в своем доме вместе со взрослыми. Это яркое воспоминание поддержит в трудные времена во взрослой жизни.

Но чтобы праздник запомнился, взрослые должны серьезно подумать о его подготовке, организации и проведении. Важно, чтобы вся семья участвовала и наслаждалась сложностями праздника. Когда дом готовится к празднику, возникает множество вопросов по его организации, составлению сценария, распределению заданий, оформлению, угощениям, сервировке, выбору игр, занятиям для гостей. В настоящее время легко найти и собрать игры, анекдоты, загадки, анекдоты, сценарии на дни рождения, юбилеи, календарные, государственные, национальные и другие праздники для организации праздника.

Особый размах присутствует и в организации, подготовке и проведении праздников. Организатор не может этого сделать. Важно сразу определить все необходимое для торжества и разделить обязанности между ответственными за то или иное направление работы. Только после того, как все определят место проведения праздника, время, места, средства, участников, сценарист может приступить к работе [6]. Праздник не выиграет от неумелой организации. Необходимо заранее спланировать все репетиции, оставить время для корректировок, исправлений, дополнений или сокращений отдельных частей праздника и всей программы.

Очень важно думать о моментах вовлечения и активизации присутствующих гостей, чтобы они тоже чувствовали себя участниками мероприятия [7]. Важно определить кульминацию – самую яркую часть праздника - и обратить внимание на последний эпизод, чтобы не «скомкать» празднование и приложить максимум усилий и средств, чтобы его запомнили все, особенно дети. И когда по окончании празднования возникает чувство радости и сожаления о том, что все это заканчивается, то самая важная работа организаторов праздника сделана.

Интересно организованный праздник помогает ребенку развить желание провести время дома с семьей. Он будет ждать повторения подобных семейных торжеств. Эта привычка останется с ним на всю оставшуюся жизнь, и он будет развивать хорошие отношения в семье.

Текст статьи
  1. Домра Ю. М. Традиционные праздники коренных малочисленных народов Сахалинской области // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2019. - № 11. – С. 64-69.
  2. Левина И. Д., Опарина Н. А. Художественно-творческое развитие детей средствами народной культуры // Среднее профессиональное образование. - 2016. – № 3. – С. 62-65.
  3. Опарина Н. А. Воспитание детей с использованием фольклорных приемов в празднично-игровых формах деятельности // Наука и школа. – 2016. - № 12. – С. 112-118.
  4. Опарина Н. А. Воспитательное значение семейных праздников // Проблемы современного образования. – 2018. - № 11. – С. 24-28.
  5. Опарина Н. А. Формирование сценарно-режиссерских навыков педагога дополнительного образования как условие повышения уровня его профессионального мастерства // Наука и школа. – 2018. - № 4. – С. 21-28.
  6. Субботина Н. В. Семейные праздники и традиции в семье. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/semeinye-prazdniki-i-tradici-v-seme.html.
  7. Что такое семейные традиции и какие они бывают [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fotkay-msk.ru/chto_takoe_semeynye_tradicii_i_kakie_oni_byvayut.
Список литературы