Музейная педагогика как материал для международных исследований

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

музей
музейная педагогика
сотрудничество
музейная среда
музейные программы
патриотическое воспитание

Аннотация статьи

В статье описываются направления сотрудничества и основные результаты совместных исследований в области музейной педагогики между образовательными организациями города Белгорода и украинскими педагогами из Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, реализованные в течение последних десятилетий.

Текст статьи

Посвящается светлой памяти Татьяны Давидовны Олексенко –

кандидата педагогических наук, доцента, профессора

Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого

Музей как историческая память поколений играет в нашей жизни достаточно большое место. Мы собираем артефакты своей семьи, пишем родословную, вместе с детьми восстанавливаем семейное древо поколений, делаем фотоальбомы, с портретами участников войны в едином порыве идем в колоннах «Бессмертного полка», даем имена детям в честь бабушек и дедушек, храним в личном архиве значимые для нас письма, открытки, дневники, удостоверения, награды. Практически в каждой семье может набраться целый мини-музей из таких материалов. Одним из белгородских новаторов семейного музея был Анатолий Федорович Бурьянов, создавший музей крестьянского быта семьи Бурьяновых. Вместе с внуком и членами своей семьи он собрал материалы более чем о 850 своих родственниках. Семейный проект был отмечен на Белгородчине и как уникальный музей признан на конкурсе в Москве.

Музей и музейные средства играют важную роль в познании истории, культуры, природы страны и малой родины подрастающим поколением. Посещение музеев, участие в их мероприятиях стали средством патриотического воспитания детей и молодёжи, исторические экспозиции и околомузейное пространство – мемориалы, памятники, братские могилы, стелы, памятные знаки - средство для гражданского, военно-патриотического, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

На территории нашей области имеются очень известные современные музеи федерального значения – мемориал героям Курской битвы у села Яковлево, музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», Исторические музеи в поселке Прохоровка на знаменитом Танковом поле – Третьем ратном поле России, сделавшие этот небольшой населенный пункт местом незабываемых мероприятий и встреч 9 мая, 12 июля, 5 августа – в Дни воинской славы России и в памятные дни для Белгородской области. Каждый белгородец назовет не менее двух десятков региональных музеев и памятников, в том числе и школьные исторические музеи, музеи истории в образовательных организациях СПО и вузов. И это здорово, что молодые люди знают свои корни, историю региона и страны.

Вопросы воспитания на материале музейных экспозиций, музейных программ стали 15 лет назад предметом международных исследований между Белгородским государственным университетом и Мелитопольским государственным педагогическим университетом имени Богдана Хмельницкого (Украина, Запорожская область). С украинской стороны у истоков этого сотрудничества стояла, к сожалению, недавно умершая, кандидат наук, профессор МГПУ Татьяна Давидовна Олексенко.

Татьяна Давидовна Олексенко – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, профессор кафедры начального обучения социально-гуманитарного факультета МГПУ, автор более 200 научных и учебно-методических работ в области биологии и педагогики, автор сквозной программы по биологии и экологии Запорожской области для дошкольников и учащихся, автор учебного комплекта для учеников 3 класса начальной школы «Экология родного края», Отличник народного образования Украины. За педагогическую деятельность награждена знаком Министерства образования и науки Украины «София Русова», дипломант престижной Международной выставки «Современные учебные заведения – 2011» (г. Киев).

Началом сотрудничества по проблеме стало участие Т.Д. Олексенко во Всероссийской научной конференции «Музейная педагогика в образовательном пространстве школы: региональный опыт, проблемы, перспективы» в ноябре 2008 года, проходившей на педагогическом факультете БелГУ. Татьяна Давидовна выступила с докладом на пленарном заседании конференции, познакомилась с белгородскими специалистами по музейной педагогике. Вместе с участниками конференции она побывала на экскурсии в музеях истории педагогического и исторического факультетов, высоко оценила университетский зоологический музей и музей истории вуза. Кроме того, она познакомилась с архитектурно-культурно-образовательным комплексом БелГУ и участвовала в работе секции конференции на базе музея-мастерской Станислава Косенкова. Татьяна Давидовна познакомилась с направлениями деятельности этого художественного музея и сотрудничеством его с педагогическим факультетом университета. На встрече с руководством педагогического факультета были намечены предполагаемые направления для общего сотрудничества и научно-исследовательской работы в области музейной педагогики. Укажем на основные направления сотрудничества, которые потом были отражены в двухсторонних договорах о сотрудничестве между БелГУ и МПГУ, а затем – между МГПУ и БелИРО:

  1. Участие преподавателей и студентов в научно-практических конференциях.
  2. Обмен научно-методическими и учебно-методическими материалами.
  3. Публикация научных статей в сборниках материалов конференций и в научных сборниках.
  4. Рецензирование ученых пособий, научных материалов, диссертаций и авторефератов.
  5. Стажировка преподавателей и студентов в вузах и знакомство с системой школьного и вузовского образования обеих стран.
  6. Чтение лекций преподавателями по программе взаимных обменов «Гость университета».
  7. Знакомство с культурой и достопримечательностями вуза, города, региона, знакомство с деятельностью региональных и вузовских музеев.
  8. Академический обмен студентами-магистрантами.
  9. Оказание консультационной помощи коллегам в области русского языка и русской литературы.
  10. Научно-исследовательская работа по проблеме «Музейная педагогика в образовательном пространстве школы и вуза».
  11. Проведение мастер-классов по ДПИ для студентов и преподавателей МГПУ имени Богдана Хмельницкого белгородскими преподавателями НИУ «БелГУ» доцентом Е.В. Иващенко и членом Союза художников России Е.А. Ивановым.
  12. Участие студентов в международном Славянском конкурсе студенческих научно-исследовательских работ.

Ежегодно вузы обменивались делегациями. Так, например, белгородцы дважды были участниками юбилейных мероприятий в вузе – в честь 85-летия и 90-летия МГПУ имени Богдана Хмельницкого, раз в два года посещали традиционный антропологический международный форум в вузе, участвовали в научных конференциях по дошкольному и начальному образованию, эстетическому воспитанию, краеведческой конференции к 100-летию со дня рождения ученого, химика, эколога Н.А. Алексеева.

Мелитопольцы участвовали в мероприятиях к 30-летию кафедры педагогики и методики начального образования НИУ «БелГУ», мероприятиях в области реализации новых ФГОС в России, научных конференциях педагогического факультета, в Международных Бакушинских чтениях по музейной педагогике, которые ежегодно организовывались кафедрой художественно-эстетического образования Белгородского института повышения квалификации (сейчас - БелИРО), в заочном формате - в научных мероприятиях к 60-летию Белгородской области.

Город Мелитополь Запорожской области Украины в советское время был большим промышленным городом на юге Запорожской области, его предприятия, заводы и фабрики много сделали для фронта и победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Благоприятный климат и почвы позволяют мелитопольцам выращивать богатые урожаи разных сортов черешни и грецких орехов. Мелитопольскую артезианскую минеральную воду брали с собой в полеты наши первые космонавты. В начале XXI века Мелитополь был признан ЮНЕСКО городом интер-культуры. Белгородцев поразил центр такого малочисленного народа, как караимы - со своим музеем, специализированным национальным кафе, воскресной школой искусств.

Если говорить о МГПУ имени Богдана Хмельницкого и о самом городе Мелитополе почти 10-летней давности, то важно отметить и еще такие факты.

Перед МГПУ – памятник А.С. Пушкину, аллея Героев Советского Союза, памятник погибшим в войне 1941-1945 гг. преподавателям и студентам. На центральных улицах есть (были?) памятник Владимиру Высоцкому, памятники В.И. Ленину и С.М.Кирову на одноименных улицах. (Хотя уже в 2012 году на центральной улице Богдана Хмельницкого, в самом центре города появился памятник-новодел, посвященный так называемому «голодомору»).

Гордостью города Мелитополя является парк имени М.Горького. Его создали в 20-е годы прошлого века на степном просторе – для того, чтобы в промышленном центре была экологическая зона с большим разнообразием деревьев и кустарников, место для городских мероприятий и отдыха детей и взрослых, с Поляной сказок, фонтаном, детской железной дорогой.

Самой большой достопримечательностью Мелитополя является «Каменная Могила» у речки Молочной в нескольких километрах от городской черты. Национальный историко-археологический заповедник «Каменная Могила» – это изолированный массив песчаника, состоящий из крупных каменных глыб, высотой до 12 метров, с гротами и проходами. Желтый остров – песчаниковая отмель древнего Сарматского моря. Первые сведения об удивительном памятнике природы относится к концу XVIII века. В прошлом веке его изучали известные советские археологи. Были открыты 50 гротов и пещер, на потолках которых было обнаружено несколько тысяч наскальных изображений – петроглифов. Хронология изображений в пещере Колдуна охватывает период с 14-12 столетий до н.э. до X-XII веков н.э. На склоне Красной горы рядом с заповедником построен филиал Мелитопольского краеведческого музея «Первобытное искусство». Каменная Могила – одно из самых посещаемых мест Мелитопольщины.

Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого – вуз с почти со 100-летней историей. Он имеет такие факультеты, как химико-биологический, филологический, естественно-географический, факультет информатики, математики и экономики, институт социально-педагогического и художественного образования. На них ведется подготовка по 23 специальностям III-IV уровней аккредитации. В состав университета входят также НИИ биоразнообразия, 11 научных лабораторий, агробиологический комплекс. На 30 кафедрах вуза учебный процесс обеспечивают более 300 научно-педагогических работников, среди которых 18 докторов наук. В вузе готовят студентов по образовательно-квалификационным уровням «бакалавр», «специалист» и «магистр», функционируют аспирантура и докторантура для будущих учёных в области педагогики.

Ученым двух сотрудничающих вузов удалось в 2013-2014 гг. провести академические обмены студентами-магистрантами: в апреле 2013 года – белгородцы были в Мелитополе, а в феврале 2014 года состоялся приезд магистрантов в НИУ «БелГУ». Студенческие группы были на недельной стажировке, со своими руководителями. В их насыщенные программы входило знакомство с разными образовательными организациями региона, участие в студенческих научных и учебных мероприятиях, обширная культурная программа. Студенты-магистранты и их руководители возвращались из поездок с массой приятных впечатлений, обогащенные новыми творческими идеями.

Важнейшим результатом совместного научного сотрудничества вузов стала исследовательская работа в области музейной педагогики и выпуск по результатам апробации учебного пособия «Музейная педагогика в образовательном пространстве школы и вуза» (2013 г.). Важной теоретической основой исследований стали работы русских и украинских музеологов, работы белгородских краеведов и специалистов в области музейной педагогики: М.С. Жирова, С.И.Ботовой, В.В. Овчинникова, Б.И. Осыкова, Т.А. Приставкиной, Е.П. Кондаковой, А.А. Хижняка и др. Приводим полностью содержание выпущенного учебного пособия, в котором отражены результаты 5-летнего научного сотрудничества и инновационные находки ученых и педагогов-практиков Белгорода и Мелитополя.

Глава 1. История музейной педагогики.

1.1. Музейная педагогика в исторической ретроспективе.

1.2. Музейная педагогика на современном этапе развития.

Глава 2. Технологические аспекты современной музейной педагогики.

2.1. Типология и направления деятельности музеев.

2.2. Базовые формы и методы культурно-образовательной деятельности музея.

2.3. Средства музейной педагогики.

Глава 3. Музейная педагогика в образовательном пространстве начальной школы.

3.1. Школьные музеи и основные направления их работы.

3.2. Урочная и внеурочная работа младших школьников музейной направленности.

3.3. Проектные работы младших школьников по созданию и изучению музеев.

Глава 4. Музейная педагогика в образовательном пространстве вуза.

4.1. Музеи вузов России. Основные направления деятельности музеев Белгородского государственного национального исследовательского университета.

4.2. Музеи высших учебных заведений Украины и направления их деятельности на примере Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого.

4.3. Авторские спецкурсы по музейной педагогике для будущих учителей начальной школы.

4.3.1. Курс по выбору «Музейная педагогика» (Белгородский государственный национальный исследовательский университет).

4.3.2. Курс по выбору «Музейная педагогика в начальной школе» (Мелитопольский государственный педагогический университете имени Богдана Хмельницкого).

Глава 5. Региональные музеи и использование их возможностей в современном образовании школьников и студентов.

5.1. Региональные музеи Белгородской области.

5.2. Региональные музеи юга Украины.

5.3. Изучение особо охраняемых природных территорий Белгородской области учащимися и студентами [6].

В качестве Приложений в учебном пособии были представлены программы экспериментальных спецкурсов для студентов. С русской стороны – полный текст УМК курса «Музейная педагогика» Е.П. Кондаковой; с украинской стороны «Нормативная программа курса «Музейная педагогика в начальной школе» и рабочая программа этой дисциплины Т.Д. Олексенко.

Выпущенное международное издание содержит и обширное электронное приложение в помощь студентам, учителям и преподавателям. В него вошли: сборник «Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Музейная педагогика в образовательном пространстве школы: региональный опыт, проблемы, перспективы. Белгород, 2008 г.», сборник студенческих работ «Декада белгородоведения в начальных классах» (2010 г.) [2]. В электронное приложение были включены: исследовательский проект «Моё открытие Соборной площади» (Елена Селина, рук. И.Г. Чернова, МБОУ СОШ № 31 г. Белгорода), презентация магистерской работы Е.А. Соловей «Музейная педагогика как компонент образовательного пространства начальной школы» (НИУ «БелГУ»). Со стороны Мелитопольского вуза в электронное приложение вошли презентации выступлений Т.Д. Олексенко на научных мероприятиях в Белгороде, материалы ее «Рабочей музейной тетради» для учащихся 3-4-х классов, школьный проект «Создание музея анималистики «Хищные животные», исследовательский проект младших школьников «Этот удивительный окружающий мир». (Представленные проекты стали победителями на исследовательских конкурсах в Киеве и Москве).

Нужно уточнить, что с русской стороны авторский коллектив был представлен тремя учеными: кандидатом педагогических наук, доцентом, руководителем творческой группы Т.М. Стручаевой, кандидатом педагогических наук Е.П. Кондаковой (1975-2017 гг.) и кандидатом биологических наук, экологом-энтомологом В.В. Стручаевым. С украинской стороны это были: руководитель группы Т.Д. Олексенко (1933 – 2020 гг.), доктор философских наук, кандидат географических наук, проректор по науке, а затем и ректор вуза В.В. Молодыченко и педагог-исследователь экспериментального класса при социально-гуманитарном факультете университета Т.И. Бондарчук.

Сотрудничающими вузами были организованы две презентации учебного пособия. В Мелитополе они торжественно прошли в апреле 2013 года, в Белгороде – в мае этого же года. В презентациях приняли участие авторы, преподаватели вузов, музейные работники, студенты, учителя, учащиеся.

Несмотря на отсутствие взаимных поездок после 2014 года, на изменения политической власти в Украине, в последние годы продолжаются личные контакты преподавателей, продолжается исследование проблемы музейной вузовской педагогики в каждом из университетов, выходят учебные пособия, монографии, методические пособия. В школах Белгородской области в ходе реализации интегрированного курса по «Белгородоведению» широко используются воспитательные и образовательные возможности музейных средств [3, 4]. Продолжают научные исследования в области музеев естественно-научного направления коллеги Т.Д. Олексенко, продолжает создавать мини-музеи в классе учитель-исследователь из Мелитополя Т.И. Бондарчук. Акцент в белгородских исследованиях в эти годы был направлен на обновление курса «Белгородоведения» на всех ступенях образования – от детского сада до вуза, разработку обновленных программ, методических пособий, была создана творческим коллективом первая в нашем регионе краеведческая тетрадь для младших школьников «Мой край – родная Белгородчина», опубликован сборник с краеведческими проектами детей «Я – белгородец. Я - белгородка» [1, 5, 7, 8].

Международный проект свернут по объективным причинам, но «Музейный проект» продолжается в новых работах педагогов Белгорода и Мелитополя.

Список литературы

  1. Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. – 178 с.
  2. Декада белгородоведения в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. – 104 с.: с приложением на DVD - диске.
  3. Иващенко Е.В., Балясникова Т.В. Использование материалов региональных музеев в процессе патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности //Начальное образование. – 2019. - № 1.
  4. Иващенко Е.В., Цыбульник И.В. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе краеведческого материала // Начальное образование. – 2018. – №1. – С.25-29.
  5. Мой край – родная Белгородчина. Рабочая тетрадь по краеведению для уроков окружающего мира в 1-4 классах / Под ред. Т.М.Стручаевой. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. – 72 с.
  6. Стручаева Т.М., Олексенко Т.Д., Кондакова Е.П., Молодыченко В.В., Стручаев В.В., Бондарчук Т.И. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы и вуза: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород-Мелитополь: Изд-во БелИПКППС, 2013. – 140 с.: с приложением на DVD-диске.
  7. Стручаева Т.М., Шиянова И.В., Стручаев В.В. Белгородоведение в начальных классах: Примерная программа урочной и внеурочной деятельности. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. – 21 с.
  8. Я – белгородец. Я – белгородка. Сборник творческих работ учащихся образовательных организаций Белгородской области. - Белгород, 2016. – 70 с.

Поделиться

2085

Стручаева Т. М., Иващенко Е. В., Стручаев М. В., Стручаев В. В. Музейная педагогика как материал для международных исследований // Роль социально-гуманитарного знания в развитии интеллектуального потенциала нации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 февраля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 77-84. URL: https://apni.ru/article/1956-muzejnaya-pedagogika-kak-material-dlya-mezhd

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря