Всего в Иркутской области, согласно Перечню монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации[1] (моногородов), насчитывается 8 моногородов: Шелехов, Железногорск-Илимский, Усть-Илимск, Черемхово, Саянск, Тулун, Усолье-Сибирское, Байкальск. Численность населения, проживающего в моногородах, составляет 369 654 человек – 15,5% от общей численности населения Иркутской области [2].
Экономическая ситуация в этих городах кризисная, на грани банкротства положение ряда градообразующих предприятий (к примеру, Коршуновский горно-обогатительный комбинат в моногороде Железногорск-Илимский). Все это негативно влияет на муниципальный бюджет моногородов, а также Иркутской области в целом, ведь основной источник денежных средств – это налоговые поступления от градообразующих предприятий [4].
Основные социально-экономические проблемы моногородов Иркутской области:
- снижение уровня жизни населения;
- отток экономически активного населения;
- рост безработицы;
- повышение социальной напряженности.
На основе вышеперечисленных проблем выделяют наиболее вероятные угрозы для экономической безопасности моногородов:
- нарушение ритмичности социально-экономического развития моногородов (наличие кризисного производства, нарушение производственно-технологических связей предприятий моногородов);
- узкая направленность экономической сферы моногородов (низкая конкурентоспособность продукции предприятий моногородов региона);
- увеличение различий в доходах населения и повышение уровня бедности (задержка заработной платы, остановка предприятий).
Четыре моногорода региона имеют статус ТОСЭР. Одним из первых в стране такой статус получил город Усолье-Сибирское, недавних пор ТОСЭР действует также на территории Саянска и Черемхово, Тулуна. Там работает 21 резидент. По состоянию на 1 апреля 2020 г. они создали более 700 новых рабочих мест, вложив в свои инвестпроекты свыше 707 млн р. [3].
Правительство региона уделяет значительное внимание вопросам социально-экономического развития этих территорий, ведет в этом направлении системную работу, в частности, область осуществляет координацию реализации программ развития моногородов. Региональные структуры выступают связующим звеном: помогают на местах применить все варианты мер поддержки, льгот, которые предусмотрены Федерацией. Большую роль при прохождении различных конкурсных процедур на уровне Фонда моногородов, ВЭБа, Корпорации МСП РФ играют качество подготовки проектов, их оформление, набор предоставленных документов, обстоятельный бизнес-план. С этим потенциальным инвесторам помогают, осуществляя бесплатное консультирование, региональные институты развития – областной Фонд поддержки предпринимательства, Агентство инвестиционного развития, Фонд развития промышленности Иркутской области и другие. Создана практически всеохватывающая инфраструктура поддержки проектов. Тем, кто уже получил финансирование и льготы, кто участвует в определенных программах, мы помогаем в полном объеме и корректно предоставлять всю требуемую отчетность.
Относительно небольшой город в Иркутской области Тулун, который в 2019 г. пострадал от разрушительного наводнения, сегодня активно восстанавливается. Точнее даже, получив статус территории опережающего развития, входит в новый для себя этап. По договоренности с правительством Приангарья активно зашел в Тулун Фонд развития моногородов. Им в городе сегодня одобрены несколько инвестиционных проектов. Сумма поддержки, полученная на данный момент тулунскими предпринимателями от Фонда развития моногородов, превышает 40 млн рублей.
В частности, при участии фонда расширяет собственное производство по переработке дикорастущего сырья ООО «Кедр» Общая стоимость проекта превысила 30 млн р., из них более 17 млн р. – средства от Фонда. При этом «Кедр» стал первым резидентом территории опережающего социально-экономического развития [1].
Также Фонд развития моногородов выдал займ в объеме более 10 млн р. на организацию производства строганой погонажной продукции из термически модифицированной древесины. Новая техника позволит предприятию использовать передовые технологии по глубокой переработке древесины.
Средства в размере 7,5 млн р. выделены на создание пункта шиномонтажа, профинансирован и первый в Тулуне коворкинг-центр.
Кроме того, 26 октября 2020 г. было объявлено, что в Тулуне появится рыбный производственно-перерабатывающий комплекс. Фонд выдаст индивидуальному предпринимателю беспроцентный займ, превышающий 28 млн рублей. Этого хватит на покупку коптильного и холодильного оборудования, автотранспорта, а также финансирование текущей деятельности. Новый цех будет готовить рыбу горячего и холодного копчения, соленую и вяленную рыбную продукцию, полуфабрикаты.
Успешные кейсы предпринимателей из Тулуна, поддержка региональных властей «вдохновили» бизнес из других моногородов региона, появились новые заявки, и в настоящее время к реализации планируется ряд инвестиционных проектов в Усолье-Сибирском, Шелехове, Черемхово и Усолье-Сибирском.
Картина будущего в Усолье-Сибирском на протяжении долгого периода была ограничена. Развитие, инвестиции сдерживала неблагополучная экологическая обстановка в городе. Однако команде губернатора Игоря Кобзева при содействии Федерации удалось перевести проект ликвидации опасных отходов химического производства в активную стадию.
Сейчас темпы ликвидации накопленного экологического вреда в Усолье-Сибирском опережают график. Значимость мероприятий, которые курирует ФГУП «Федеральный экологический оператор» (подразделение «Росатома»), переоценить невозможно. Когда площадка «Усольехимпрома» будет рекультивирована, город получит новую безопасную среду для жизни и работы. Чистое Усолье, несомненно, привлекательно для инвесторов. В том числе и «Росатом» рассматривает возможность локализации бизнеса в Приангарье.
Еще один город, в свое время потерявший точку опоры в связи с закрытием опасного целлюлозного производства – Байкальск. В начале октября 2020 г. при участии губернатора Иркутской области состоялась открытая экспертная сессия «Проблемы и ограничения устойчивого развития города Байкальска».
Стратегический мастер-план развития города по заказу ВЭБ.РФ разрабатывает «КБ Стрелка». После первой стратегической сессии в Байкальске работа продолжилась в Иркутске. В разработке мастер-плана задействованы администрации Байкальска и Слюдянского района, правительство Иркутской области, представители ВЭБ.РФ и бизнес-сообщества. Предполагается, что через вскоре стратегический документ будет подготовлен. Им закрепят ключевые векторы развития Байкальска на ближайшие десятилетия, важные аспекты, в том числе развитие круглогодичного туризма, улучшение качества жизни в городе.
Несколько проектов г. Шелехова ожидают инвестиционной поддержки от Фонда развития моногородов, один из них – Сибирская лесовосстановительная компания. Организация запустила в городе работу питомника по выращиванию хвойных пород деревьев с закрытой корневой системой.
Утверждена региональная программа «Комплексное развитие моно-городов Иркутской области на 2018–2025 годы», в которую вошли мероприятия по поддержке малого бизнеса и инвестиционных проектов, созданию инфраструктурных объектов, развитию социальной сферы. Общий объем финансирования программы составит порядка 63 млрд р.: 20,5 млрд р. бюджетных средств и 42,5 млрд р. частных инвестиций. Основные цели программы – создание новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, повышение инвестиционной привлекательности территорий, улучшение качества городской среды.
Анализ существующих подходов к стратегическому планированию выявил отсутствие комплексного подхода к вопросам территориального развития. При принятии решений не учитываются особенности территории, сложившаяся ситуация. Считаем, что нельзя применять универсальные методы, когда моногорода так многочисленны и неоднородны. Они различны по уровню социально-экономического развития, численности населения, специфике производства градообразующего предприятия. Общая черта лишь одна – высокая степень специализации.
Органы исполнительной власти предпринимают попытки разрешения проблем моногородов, сейчас активно создаются ТОСЭР. Однако и в случае успешной реализации этого механизма, практика не может быть распространена на все монопрофильные города страны, стать эталонным механизмом их развития.
Изменение ситуации в монопрофильных МО требует разработки и применения нового подхода к изучению социально-экономического положения моногородов, а также совершенствования механизмов управления рисками в них.
[1] Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) утв. распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 г. №1398-р