Главная
АИ #8 (35)
Статьи журнала АИ #8 (35)
Особенности коммуникативной функции речи младших школьников с задержкой психичес...

Особенности коммуникативной функции речи младших школьников с задержкой психического развития

Автор(-ы):

Бронникова Светлана Николаевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

задержка психического развития (ЗПР)
коммуникативная функция речи
комплексная диагностика речи

Аннотация статьи

В статье представлен опыт исследования особенностей коммуникативной функции речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Полученные данные расширяют представление о процессах межличностного взаимодействия и социально-психологической адаптации детей с ЗПР и могут быть полезны при разработке принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Текст статьи

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. В. М. Филатов определяет коммуникацию как «общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности». ссылка

Коммуникативная функция речи определяет использование речи для сообщения другим какой – либо информации или побуждения к действиям. Коммуникативная функция речи ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) – предмет исследований, выполненных в областях дефектологии (специальной психологии и коррекционной педагогике).

Проблема изучения и развития коммуникативной функции речи ребенка с ЗПР в последнее время приобретает особую важность. Это объясняется, тем влиянием, которое оказывает речь на весь процесс развития ребенка. Затруднение общения ребенка со сверстниками и взрослыми, возрастание степени выраженности личностной тревожности, нарушение процесса социально-психологической адаптации в образовательном пространстве – вот далеко не полный перечень проблем, являющихся последствиями проблемы неразвитости коммуникативной функции речи ребенка с ЗПР.

Исследованию коммуникативной функции речи детей с ЗПР посвящены научные методологические работы зарубежных психологов (С. Кирк, А. Хейден, А. Штраус, Л. Летинен). В отечественной научной и методической литературе проблему представляют труды педагогов и психологов (Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В.И. Лубовский, М. С. Певзнер, Т.Е. Самодумская, У.В. Ульенкова.). Значительный вклад в изучении коммуникативной функции речи детей с ЗПР внесли работы авторов, исследующих отдельные аспекты этого явления.

Так, проблеме обследования состояния лексики, грамматического строя и монологической речи учащегося, а также развития речи были разработаны И. А. Смирновой, техники и технологии специальной психологической работы рассмотрены в трудах К. С. Лебединской.

Вместе с тем потребность в современных практико- ориентированных исследованиях названного феномена очень велика. Целью нашего исследования является выявление и описание особенностей коммуникативной функции речи младших школьников с ЗПР.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать научную и методическую психолого-педагогическую, дефектологическую и психофизическую литературу по вопросам исследования коммуникативной функции речи младших школьников с ЗПР.
  2. Выбрать диагностические задания и составить пакет методик для комплексного исследования коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР.
  3. Проанализировать результаты исследования, сформулировать основные выводы.

В результате анализа литературных источников нами было выявлено, что ЗПР является достаточно распространенным видом дизонтогенеза в популяции детей младшего школьного возраста. Одной из ключевых проблем, вытекающих из структуры дефекта данной группы детей, является нарушение речи и связанное с этим неблагополучие в развитии коммуникативных навыков.

Исследователи отмечают бедность активного и пассивного словарного запаса у детей с ЗПР, что не может быть незаметным при построении грамматического строя речи. Это в свою очередь, может вызывать затруднение при коммуникационном общении с окружающими его сверстниками, взрослыми людьми.

У детей младшего школьного возраста с ЗПР особенно проявляется недоразвитие словообразования и синтаксической структуры предложения и в их речи проскальзывают аграмматизмы в негрубой форме.

Неверное образование глаголов с противоположным значением, неверное образование слов, обозначающих профессии, с помощью суффиксов, а также в неверном образовании прилагательных от существительных и в подборе родственных слов. В нераспространенных предложениях встречаются пропуски, перестановки слов. Недостаточное владение грамматическим строем языка, его закономерностями является причиной большого числа ошибок в высказываниях у детей с ЗПР.

Из сказанного следует, что дети с ЗПР по сравнению с детьми с нормальным развитием находятся на более низком уровне по успеваемости школьных программ, вследствие парциального недоразвития высших психических функций.

Вместе с тем, так как ЗПР имеет характер временной задержки в темпах психического развития ребенка, она может компенсироваться за счет своевременно проведенной коррекционной работы. Полученные нами сведения были положены в основу эмпирического исследования. Для достижения поставленной цели по исследованию коммуникативной функции речи младших школьников с ЗПР были использованы комплексные речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой и Е. В. Мальцевой.

Весь пакет диагностических процедур представлял собой 4 серии заданий, в каждую из которых было включено по нескольку проб:

  1. Серия «Исследование сенсомоторного уровня речи» (4 задания).
  2. Серия «Исследование грамматического строя речи» (5 заданий).
  3. Серия «Исследование словаря и навыков словообразования» (4 задания).
  4. Серия «Исследование связной речи» (3 задания).

В каждое задание серии входит четыре пробы с оцениванием результатов в 30 баллов. Большее количество баллов за всю методику равно 120. Полученные значения в баллах выражаются в процентах. Если 120 принять за 100 %, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.

4 уровень – 100-80 %;

3 уровень – 79,9-65 %;

2 уровень – 64,9-45 %;

1 уровень – 44,95 % и ниже.

Полученные нами сведения по каждой из использованных серий представим наглядно в виде таблиц.

Серия 1. Обследование сенсомоторного уровня речи

Таблица 1

Результаты обследования сенсомоторного уровня речи (в %)

Имя

Фонематическое восприятие

Артикуляционная моторика

Звукопроизношение

Звуко слоговая структура слова

Итого

Кирилл

3,5

3,25

13

4,5

24,25

Ваня

1,75

3

14

2,5

21,25

Юля

3,25

3

12

4

22,25

Даша

1,25

1,25

10,5

2,5

15,5

Люба

2

2

11

4

19

Паша

4

3,5

11,5

4

23

Илья

3,25

3

15

4

25,25

Фёдор

3,25

2,5

14

3,5

23,25

Саша

4

4

13

2.5

23,5

Вероника

2,75

2,75

10,5

3

19

Саша

3,5

5

14

4

26,5

Денис

1,25

1,25

10

2,5

15

Из табличных данных имеем следующие результаты, а именно:

  • высокий результат – от 83 % до 100 % (25-30) – показали два учащихся (17 %);
  • средний результат – от 50 % до 83 % (15-25) – показали десять учащихся (83 %);
  • низкий результат – до 50 % (до 15) – не выявлено.

По данным проведённых испытаний можно сделать вывод о том, что большая половина испытуемых, а это составляет 83 % учащихся от общего количества – показали средний результат. Они имеют определённые трудности в фонематическом восприятии, артикуляционной моторике, звукопроизношении и сформированности звуко – слоговой структуры слова. Остальные 17 % учащихся дали высокий результат. У данных учащихся чётко видны недостатки в фонематическом восприятии и артикуляции.

Серия 2. Исследование грамматического строя речи

Таблица 2

Результаты исследования грамматического строя речи

Имя

Повторение предложений

Верификация предложений

Составление предложений из слов

Добавление предлогов в предложение

Образование существительных

Итого

Кирилл

4,5

3

4

4,5

9

25

Ваня

2,75

1

2,5

2,25

7,5

16

Юля

4

4

4,5

3,5

6

22

Даша

5

1

2,25

1,25

4

13,5

Люба

3,5

1

3

2,75

5,25

15,5

Паша

5,5

2,25

4,5

3,5

8

23,75

Илья

3

1

3,5

4

9

20,5

Фёдор

3

1,5

3,5

2

4,5

14,5

Саша

4

3

3

3,5

7

20,5

Вероника

1,5

1,5

2

3

4

12

Саша

5

5

5

5

10

30

Денис

2,25

2

3,25

2,25

8,5

18,25

Из табличных данных имеем следующие результаты, а именно:

  • высокий результат – от 83 % до 100 % (25-30) – показал один учащийся (8 %);
  • средний результат – от 50 % до 83 % (15-25) – показали пять учащихся (42 %);
  • низкий результат – до 50 % (до 15) – показали шесть учащихся (50 %).

По данным проведённых испытаний можно сделать вывод о том, что половина испытуемых, а это составляет 50 % от общего количества учащихся – показали низкий результат. Эти дети имеют внушительные трудности в каждом предъявленном задании. 42 % учеников дали средний результат. У этих учащихся наблюдаются проблемы с верификацией предложений и добавлением предлогов в предложение. 8 % учеников показали высокий результат. У них недостаточно сформированы предложно – падежные конструкции.

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

Таблица 3

Результаты исследования словаря и навыков словообразования

Имя

Название детёнышей животных

Относительные прилагательные

Качественные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Итого

Кирилл

7

7,5

4,5

3,25

22,25

Ваня

2

3,5

3,75

2

11,25

Юля

5

4,5

3

4

16,5

Даша

2,5

2,5

1,25

1,5

7,75

Люба

6,5

4,5

4,5

3,5

17

Паша

4,5

6

4

3

17,5

Илья

6,25

6

3,5

3,5

19.25

Фёдор

5,5

5

3,25

3,25

17

Саша

7

6

3

2,5

18,5

Вероника

4,5

4

3

2,5

14

Саша

8

9,5

4,5

5

2,7

Денис

3,5

4

2,5

2,25

12,25

Из табличных данных имеем следующие результаты, а именно:

  • высокий результат – от 83 % до 100 % (25-30) – показал один учащийся (8 %);
  • средний результат – от 50 % до 83 % (15-25) – показали семь учащихся (58 %);
  • низкий результат – до 50 % (до 15) – показали четверо учащихся (34 %).

По данным проведённых испытаний можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых, а это составляет 58 % от общего количества учащихся – показали средний результат. Учащиеся имеют затруднение в образовании как относительных, так и качественных прилагательных. Ещё 34 % учащихся показали низкий результат. У них наблюдаются проблемы в образовании прилагательных от существительных, а также в названиях детёнышей животных. Только лишь 8 % учеников показали высокий результат. Эти ученики затрудняются в наименовании детёнышей животных.

Серия 4. Исследование связной речи

Задание 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Таблица 4

Результаты составления рассказа по серии сюжетных картинок

Имя

Смысловая целостность

Лексико-грамматическое оформление

Самостоятельность

Итого

Кирилл

1

1

1

3

Ваня

1

1

1

3

Юля

1

1

1

3

Даша

0

1

1

2

Люба

1

0

1

2

Паша

1

1

1

3

Илья

1

1

1

3

Фёдор

1

1

1

3

Саша

1

1

1

3

Вероника

1

1

0

2

Саша

2,5

2,5

2,5

7,5

Денис

0

1

1

2

Из табличных данных имеем следующие результаты, а именно:

  • высокий результат – от 83 % до 100 % (25-30) – выявлен не был;
  • средний результат – от 50 % до 83 % (15-25) – показал один учащийся (8 %);
  • низкий результат – до 50 % (до 15) – показали одиннадцать учащихся (92 %).

По данным проведённых испытаний можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых, а это составляет 92 % от общего количества учащихся – показали низкий результат. Они имеют большие затруднения в лексико-грамматическом оформлении и смысловой целостности высказывания. 8 % учащихся показали средний результат. У данных учащихся трудности проявляются в построении высказывания.

Задание 2. Пересказ прослушанного текста

Таблица 5

Результаты пересказа прослушанного текста

Имя

Смысловая целостность

Лексико-грамматическое оформление

Самостоятельность

Итого

Кирилл

1

1

1

3

Ваня

1

1

1

3

Юля

1

1

1

3

Даша

0

1

1

2

Люба

1

0

1

2

Паша

1

1

1

3

Илья

1

1

1

3

Фёдор

1

1

1

3

Саша

1

1

1

3

Вероника

1

1

0

2

Саша

2,5

2,5

2,5

7,5

Денис

0

1

1

2

Из табличных данных имеем следующие результаты, а именно:

  • высокий результат – от 83 % до 100 % (25 – 30) – выявлен не был;
  • средний результат – от 50 % до 83 % (15 – 25) – показал один учащийся (8 %);
  • низкий результат – до 50 % (до 15) – показали одиннадцать учащихся (92 %).

По данным проведённых испытаний можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых, а это 92 % от общего количества учащихся – показали низкий результат. Они имеют большие затруднения в лексико-грамматическом оформлении и смысловой целостности высказывания. 8 % учащихся показали средний результат. У данных учащихся видны затруднения в пересказе текста. Никто из учеников не показал высоких результатов, что говорит об общем невысоком уровне развития связанной речи.

Анализ всего массива полученных результатов показывает, что дети младшего школьного возраста с ЗПР вне зависимости от генеза нарушения имеют трудности в фонематическом восприятии, артикуляционной моторике, звукопроизношении и сформированности звуко-слоговой структуры слова. Кроме этого, у них наблюдаются проблемы с верификацией предложений и добавлением предлогов в предложение. При пересказе текста у них возникают затруднения. Они имеют значительные затруднения в лексико-грамматическом оформлении и смысловой целостности высказывания. Речь имеет главный по значимости и разносторонности смысл в развитии психики ребенка, так как является средством общения во всем разнообразии его форм. Одновременно она играет главнейшую роль в познавательной деятельности, выступая и как средство (в частности, как аппарат мыслительной деятельности), и как материал (слова, мнения) познания, и как материальная база закрепления и хранения приобретенной информации. И поэтому своевременное выявление и преодоление ее недостатков – крайне значимая проблема в профессиональной деятельности дефектолога.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
  2. Жукова О. Ю. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Ю. Жукова // Дошкольное воспитание. 2006. №11. С. 18-22.
  3. Кирина Т. А. Формирование психологической готовности к школьному обучению у младших школьников с ЗПР/ Кирина Т. А., Колесникова Г. Ю. // Личность в образовательном пространстве: вариативность подходов к содержанию и технологиям психолого-педагогического сопровождения: сборник научных трудов / под ред. Е. Н. Ткач; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. – С.229-236.
  4. Колесникова Г. Ю. Эффективность использования игры в коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста / Колесникова Г.Ю., Конох М.А. // Личность в образовательном пространстве: вариативность подходов к содержанию и технологиям психолого-педагогического сопровождения: сборник научных трудов / под ред. Е. Н. Ткач; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. – С.241-247.
  5. Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М: Знание, 1988. – 265 с.
  6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. - М.: МГУ, 1985. - 167с.
  7. Митрофанов К. Я., Чебарыкова С.В., Будницкий А.А., Левкова Е. А. Психофизиологические особенности младших школьников с нарушением речи // Научные труды SWorld. 2014. Т. 14. №3. С. 94-97.
  8. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 116 с.
  9. Чебарыкова С. В., Степанов К. В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2015. №5 (85). С. 551-554.

Поделиться

3429

Бронникова С. Н. Особенности коммуникативной функции речи младших школьников с задержкой психического развития // Актуальные исследования. 2021. №8 (35). С. 51-56. URL: https://apni.ru/article/1973-osobennosti-kommunikativnoj-funktsii-rechi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля