Главная
АИ #8 (35)
Статьи журнала АИ #8 (35)
Реинжиниринг бизнес-процессов

Реинжиниринг бизнес-процессов

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

бизнес-процесс
реинжиниринг бизнес-процессов
управление процессами
оптимизация бизнес-процессов

Аннотация статьи

Статья посвящена такой актуальной теме, как реинжиниринг бизнес-процессов. В статье изложены теоретические положения, посвященные бизнес-процессам и реинжинирингу, а также изложены методические указания по его применению. Практическая ценность статьи заключается в возможности применения разработанных мероприятий в деятельности российских компаний.

Текст статьи

В связи с радикальными изменениями в экономике существует острая необходимость в новых инструментах и методах, которые могут помочь организациям стать более эффективными. Реинжиниринг бизнес-процессов считается одним из самых передовых инструментов такого типа. Российские компании часто сталкиваются с проблемами, решение которых в рамках традиционных парадигм знаний и управления практически невозможно. В связи с этим все большее число менеджеров начинают искать новые нетрадиционные способы достижения конкурентных преимуществ. Эффективность компании во многом определяется эффективностью ее бизнес-процессов, поэтому изучение данной проблемы представляется своевременным и актуальным.

Существует множество определений и интерпретаций базовой категории реинжиниринга бизнес-процессов - понятия бизнес-процессов (БП). Приведем основные из них.

Бизнес-процесс это:

  1. Совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.
  2. Структурированное конечное множество действий, спроектированных для производства специфической услуги (продукта) для конкретного потребителя или рынка [4, с. 15].
  3. Множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту и удовлетворяющей его по стоимости, долговечности, сервису и качеству [2, с. 9].

Согласно мнению автора, «совокупность взаимосвязанных видов деятельности» представляется основополагающей для определения понятия бизнес-процесс. Составляющими бизнес-процессов являются также вход и выход. Вход процесса – это ресурсы в широком смысле слова: материалы, оборудование, интеллектуальная собственность, информация, навыки и т.д. Под выходом понимаются результаты деятельности, которые могут быть продуктом или услугой, представляющими ценность для потребителя.

Принятое за основу определение бизнес-процесса М. Хаммера представляется целесообразным изложить в нижеследующей редакции: «Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы в выходы, заканчивающиеся созданием продукта, представляющего ценность для потребителя».

БП может быть графически изображен следующим образом (рис.):

Рис. Графическая интерпретация бизнес-процесса

Основная цель бизнес-процесса состоит в том, чтобы обеспечить ценность для клиента и удовлетворить клиента предоставленным продуктом или услугой. Однако успешное проведение бизнес-процессов не только приведет к удовлетворенности клиентов, но также будет влиять на компанию следующим образом: контроль затрат (удержание затрат под контролем за счет обеспечения эффективности процесса), выручка (повышение способности бизнеса генерировать доход посредством улучшения качества продуктов и услуг, которые он предоставляет), инвестиции (максимизация окупаемости инвестиций) и возможности (включая возможности, которые станут основой постоянной конкурентоспособности бизнеса в будущем).

Тем самым, возникает нужда в совершенствовании бизнес-процессов организации. Самым современным и эффективным инструментом улучшения бизнес-процессов является реинжиниринг.

Основоположниками этого направления стали американский инженер, автор работ по управлению и бывший профессор компьютерных наук в Массачусетском технологическом институте Майкл Хаммер (Michael Hammer) и консультант по менеджменту Дж. Чампи (James A. Champy). В их формулировке «реинжиниринг бизнес-процессов – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирования бизнес-процессов для достижения резких скачкообразных улучшений в решающих современных показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы» [3, с.63].

Принципы реинжиниринга – это новые правила ведения бизнеса, которые включают в себя правила перепроектирования бизнеса, направленные в первую очередь на упрощение организационных отношений и информационных потоков, а также на обеспечение большей независимости сотрудников, устранение ненужных «менеджеров». Применение этих правил подразумевает радикальную реконструкцию процессов.

Другим очень важным аспектом реинжиниринга является устранение непродуктивного использования времени, ненужной «бумажной работы». Хранение данных в компьютеризированной форме занимает гораздо меньше физического пространства и оказывает положительное влияние на экологию. Это также упрощает анализ, копирование и передачу данных и их отображение в гибком формате. Применение цифровых технологий в различных бизнес-процессах становится ключевым фактором экономического роста и обязательным требованием для поддержания конкурентоспособности бизнеса. Но реинжиниринг – это не то же самое, что автоматизация, в которой существующие бизнес-процессы со всеми их недостатками автоматизируются. Реинжиниринг использует информационные технологии для автоматизации новых, реконструированных процессов.

Единой методологии для проведения реинжиниринга бизнес-процессов не существует. Однако существуют некоторые типовые приемы, применяемые при проведении реинжиниринга:

  1. Горизонтальное сжатие процессов – объединение нескольких рабочих процедур в одну работу.
  2. Вертикальное сжатие процессов – предоставление исполнителям права принимать самостоятельные решения. Увеличение роли исполнителей в выполнении процесса позволяет ускорить время реакции на запросы клиентов и, таким образом, приводит к повышению удовлетворенности клиентов работой банка.
  3. Шаги процесса должны выполняться в естественном порядке.
  4. Исполнение процессов в различных вариантах. В наше время высокая динамичность рынка приводит к тому, что процесс должен иметь различные версии исполнения в зависимости от конкретной ситуации, изменения потребностей клиента, изменения благосостояния клиента, экономической среды и т.д.
  5. Уменьшение количество проверок и управляющих воздействий.
  6. Введение централизованного подхода за счет современных технологий.

В заключение хочется отметить, что реинжиниринг является полезным инструментом, который при успешном проведении позволяет повысить эффективности использования ресурсов компании, ускорить сбор, обработку и передачу информации, устранить ненужные действия, сократить численность персонала организации, тем самым уменьшить фонд оплаты труда, сократить время проведения операций и повысить степень удовлетворенности клиентов услугами компании.

Рецензент – Стерлядев О. Ю. 

Список литературы

  1. ГОСТ Р ИСО 9004-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации. (утв. Приказом Росстандарта от 20.08.2019 N 514-ст)
  2. Ойхман Е.Г., Попов Э. М. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 1997. - 333с.
  3. Хаммер M., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб., 2000. 332с.
  4. Davenport T. H. Process innovation: reengineering work through information technology. – Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1993. – 337p.

Поделиться

1447

Амирова А. С. Реинжиниринг бизнес-процессов // Актуальные исследования. 2021. №8 (35). С. 48-50. URL: https://apni.ru/article/1976-reinzhiniring-biznes-protsessov

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа