Совершенствование системы военного образования и подготовки военных специалистов» это одна из важнейших задач по обеспечению надежного комплектования войск квалифицированными офицерами, систематическое повышение уровня их профессионализма, формирование у выпускников вузов высоких морально-нравственных качеств гражданина и защитника своей Родины.
Недостатки в подготовке офицеров неизбежно влекут за собой сложности в подготовке рядового и сержантского состава, которые, определяют успех при ведении боевых действий. Решить эту задачу можно путем повышения профессионального уровня и статуса руководящего и преподавательского состава военно-учебных заведений.
Остро стоит вопрос с полевой и лабораторной базы вузов, которая должна обеспечить необходимый уровень подготовки офицерских кадров.
В последние годы на развитие этой базы начали выделяться значительные средства из бюджета.
Курсанты стали приобретать основные практические навыки не только на тренажерах, но и новых образцах вооружения и военной техники, что обеспечивает формирование кадрового потенциал Российской армии грамотными военными специалистами.
Важно, чтобы из вузов выпускался офицер-профессионал с высокой методической, строевой и физической подготовкой, владеющий различными приемами и способами обучения подчиненных.
Предложения по совершенствование системы военного образования и подготовки военных специалистов:
- подготовка офицеров в военно-учебных заведениях должна проводиться с учетом современных требований ведения боевых действий в горячих точках мира;
- программы обучения каждой дисциплины, необходимо разрабатывать строго по этапам обучения;
- преподаватели должны строго соблюдать установленный порядок под готовки и проведения каждого занятия с курсантами, и положить в процесс обучения, простые и понятные всем формы, принципы и приемы;
- военный специалист должен готовиться, чтобы эффективно руководить подчиненными, а преподавателям необходимо передавать жизненный опыт и свой образовательный уровень;
- вузам необходимо создавать условия для полного удовлетворения потребностей в офицерах, беречь каждого курсанта и доводить его до выпуска; повышение качества военного образования за счет высокой мотивации у курсантов в изучении преподаваемых дисциплин;
- эффективность системы военного образования во многом зависит от качества и своевременности материального и финансового обеспечения образовательного процесса;
- активное внедрение в совершенствование военного образования новейших технологий обучения;
- система военного образования должна сочетать обучающуюся и воспитательную функции;
- подготовку будущего офицера следует вооружать знаниями в военной области, а также формировать и воспитать военного специалиста с высоким. патриотическими, морально-психологическими, нравственными, духовными и физическими качествами;
- для инновационного прорыва в области военного образования в первую очередь необходимо подготовить грамотный преподавательский и научный состав вуза;
- совершенствовать подготовку офицеров по новым специальностям, на базе уже имеющихся вузов;
- разрабатывать новые квалификационные требования к военно-профессиональной и специальной подготовке выпускников с учетом изменяющейся обстановки в мире;
- внедрять эффективные образовательные программы, систематически анализировать, как выпускники служат в войсках, какие полученные знания и навыки в училище применяются на практике, а что нужно в обучении менять;
- выпускники должны изучать не только существующие образцы вооружения и технику, но и те, которые поступят в перспективе;
- качественно планировать участие курсантов в войсковых стажировках для приобретения войскового опыта;
- проведения учебных занятий с использованием компьютерного моделирования и электронных учебников;
- повысить ответственность вузов за качество подготовки военных специалистов, их способность приступить к выполнению обязанностей в войсках, как грамотных офицеров;
- осуществлять качественный подбор абитуриентов с высокой мотивацией к военной службе;
- развивать способы активизации мыслительной деятельности курсантов в традиционных формах учебной деятельности;
- применять инновационные обучающие технологии циклов учебных дисциплин;
- активно применять научно-познавательные модели и обучающие технологии;
- управлять качеством образовательного процесса;
- формировать компетенции самообразования курсантов:
- применять современные подходы организации самостоятельной работы курсантов;
- использовать интерактивные методы обучения в вузах, как средство формирования ключевых компетенций, знаний, умений и навыков;
- формировать познавательную самостоятельность в процессе изучения дисциплин:
- ориентация учебного процесса на потенциальные возможности курсанта и их реализацию, способствовать вооружению курсантов прочными знаниями, умениями и навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации;
- формировать у курсантов потребность в новых знаниях;
- направлять обучение на связь с жизнью, опытом курсантов, формировать необходимые компетенции;
- ориентировать мышление курсантов на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
- обеспечивать деятельность курсантов по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний, способов деятельности и компетенций;
- содействовать овладению учебными умениями как инструментом познания; создавать оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого курсанта.
Анализ различных точек зрения, респондентов на проблему управления и качества военно-профессионального образования позволил сформулировать ряд исходных постулатов:
- управление его качеством – широкая проблема, требующая подготовки офицерских кадров конструктивного решения в военно-педагогической
науке и практике в ближайшие годы, в отечественной и мировой образовательной практике не существует общепринятых и неизменных критериев, показателей признаков, с помощью которых можно было бы определить качество – военно-профессионального образования офицерских кадров в высшей военной школе; - решение проблемы управления качеством военно-профессионального образования офицерских кадров целесообразно искать на основе междисциплинарного подхода, используя известные интерактивные показатели, оценивающие качество профессионального образования с разных сторон, подходов и в различных аспектах;
- само качество, как и управление им, целесообразно рассматривать не вообще, а только с учетом условий военно-профессионального образования в конкретном военном вузе.
В существующей теории и практике подготовки военных специалистов можно выделить следующие основные недостатки:
- отсутствие в системе подготовки офицерских кадров военных вузов целостных научно-обоснованных концепций и технологий управления качеством подготовки кадров;
- низкая эффективность реализации научного, педагогического, творческого потенциала всех субъектов системы подготовки офицерских, кадров и, прежде всего, выполняющих управленческие и контролирующие функции;
- дефицит современных научно-педагогических основ реализации в практической подготовке офицерских кадров положений компететностного подхода и менеджмента качества в соответствии современными требованиями и задачами обеспечения безопасности личности, общества, государства.