Совершенствование системы военного образования и подготовки военных специалистов
научный журнал «Актуальные исследования» #10 (37), март '21

Совершенствование системы военного образования и подготовки военных специалистов

В данной работе изложены вопросы совершенствование системы военного образования и подготовки военных специалистов.

Аннотация статьи
военное образование
система
эффективность
качество
Ключевые слова

Совершенствование системы военного образования и подготовки военных специалистов» это одна из важнейших задач по обеспечению надежного комплектования войск квалифицированными офицерами, систематическое повышение уровня их профессионализма, формирование у выпускников вузов высоких морально-нравственных качеств гражданина и защитника своей Родины.

 Недостатки в подготовке офицеров неизбежно влекут за собой сложности в подготовке рядового и сержантского состава, которые, определяют успех при ведении боевых действий. Решить эту задачу можно путем повышения профессионального уровня и статуса руководящего и преподавательского состава военно-учебных заведений.

Остро стоит вопрос с полевой и лабораторной базы вузов, которая должна обеспечить необходимый уровень подготовки офицерских кадров.

В последние годы на развитие этой базы начали выделяться значительные средства из бюджета.

Курсанты стали приобретать основные практические навыки не только на тренажерах, но и новых образцах вооружения и военной техники, что обеспечивает формирование кадрового потенциал Российской армии грамотными военными специалистами.

Важно, чтобы из вузов выпускался офицер-профессионал с высокой методической, строевой и физической подготовкой, владеющий различными приемами и способами обучения подчиненных.

Предложения по совершенствование системы военного образования и подготовки военных специалистов:

  • подготовка офицеров в военно-учебных заведениях должна проводиться с учетом современных требований ведения боевых действий в горячих точках мира;
  • программы обучения каждой дисциплины, необходимо разрабатывать строго по этапам обучения;
  • преподаватели должны строго соблюдать установленный порядок под готовки и проведения каждого занятия с курсантами, и положить в процесс обучения, простые и понятные всем формы, принципы и приемы;
  • военный специалист должен готовиться, чтобы эффективно руководить подчиненными, а преподавателям необходимо передавать жизненный опыт и свой образовательный уровень;
  • вузам необходимо создавать условия для полного удовлетворения потребностей в офицерах, беречь каждого курсанта и доводить его до выпуска; повышение качества военного образования за счет высокой мотивации у курсантов в изучении преподаваемых дисциплин;
  • эффективность системы военного образования во многом зависит от качества и своевременности материального и финансового обеспечения образовательного процесса;
  • активное внедрение в совершенствование военного образования новейших технологий обучения;
  • система военного образования должна сочетать обучающуюся и воспитательную функции;
  • подготовку будущего офицера следует вооружать знаниями в военной области, а также формировать и воспитать военного специалиста с высоким. патриотическими, морально-психологическими, нравственными, духовными и физическими качествами;
  • для инновационного прорыва в области военного образования в первую очередь необходимо подготовить грамотный преподавательский и научный состав вуза;
  • совершенствовать подготовку офицеров по новым специальностям, на базе уже имеющихся вузов;
  • разрабатывать новые квалификационные требования к военно-профессиональной и специальной подготовке выпускников с учетом изменяющейся обстановки в мире;
  • внедрять эффективные образовательные программы, систематически анализировать, как выпускники служат в войсках, какие полученные знания и навыки в училище применяются на практике, а что нужно в обучении менять;
  • выпускники должны изучать не только существующие образцы вооружения и технику, но и те, которые поступят в перспективе;
  • качественно планировать участие курсантов в войсковых стажировках для приобретения войскового опыта;
  • проведения учебных занятий с использованием компьютерного моделирования и электронных учебников;
  • повысить ответственность вузов за качество подготовки военных специалистов, их способность приступить к выполнению обязанностей в войсках, как грамотных офицеров;
  • осуществлять качественный подбор абитуриентов с высокой мотивацией к военной службе;
  • развивать способы активизации мыслительной деятельности курсантов в традиционных формах учебной деятельности;
  • применять инновационные обучающие технологии циклов учебных дисциплин;
  • активно применять научно-познавательные модели и обучающие технологии;
  • управлять качеством образовательного процесса;
  • формировать компетенции самообразования курсантов:
  • применять современные подходы организации самостоятельной работы курсантов;
  • использовать интерактивные методы обучения в вузах, как средство формирования ключевых компетенций, знаний, умений и навыков;
  • формировать познавательную самостоятельность в процессе изучения дисциплин:
  • ориентация учебного процесса на потенциальные возможности курсанта и их реализацию, способствовать вооружению курсантов прочными знаниями, умениями и навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации;
  • формировать у курсантов потребность в новых знаниях;
  • направлять обучение на связь с жизнью, опытом курсантов, формировать необходимые компетенции;
  • ориентировать мышление курсантов на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
  • обеспечивать деятельность курсантов по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний, способов деятельности и компетенций;
  • содействовать овладению учебными умениями как инструментом познания; создавать оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого курсанта.

Анализ различных точек зрения, респондентов на проблему управления и качества военно-профессионального образования позволил сформулировать ряд исходных постулатов:

  • управление его качеством – широкая проблема, требующая подготовки офицерских кадров конструктивного решения в военно-педагогической
    науке и практике в ближайшие годы, в отечественной и мировой образовательной практике не существует общепринятых и неизменных критериев, показателей признаков, с помощью которых можно было бы определить качество – военно-профессионального образования офицерских кадров в высшей военной школе;
  • решение проблемы управления качеством военно-профессионального образования офицерских кадров целесообразно искать на основе междисциплинарного подхода, используя известные интерактивные показатели, оценивающие качество профессионального образования с разных сторон, подходов и в различных аспектах;
  • само качество, как и управление им, целесообразно рассматривать не вообще, а только с учетом условий военно-профессионального образования в конкретном военном вузе.

В существующей теории и практике подготовки военных специалистов можно выделить следующие основные недостатки:

  • отсутствие в системе подготовки офицерских кадров военных вузов целостных научно-обоснованных концепций и технологий управления качеством подготовки кадров;
  • низкая эффективность реализации научного, педагогического, творческого потенциала всех субъектов системы подготовки офицерских, кадров и, прежде всего, выполняющих управленческие и контролирующие функции;
  • дефицит современных научно-педагогических основ реализации в практической подготовке офицерских кадров положений компететностного подхода и менеджмента качества в соответствии современными требованиями и задачами обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Текст статьи
  1. Аржаев В.И., Дугин Е.М., Подгорных Ю.Д. Еще раз о проблемах высшей военной школы //Воен. мысль. – 2000. – № 6. – С. 35-38.
  2. Военная психология и педагогика /Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. – М.: Совершенство, 1998. – 384 с.
  3. Гареев В.М., Шарипов Ф.В. Пути совершенствования методов обучения в условиях перестройки высшего образования //Повышение академической успеваемости студентов путем совершенствования методов обучения: Межвуз. темат. науч. сб. – Уфа: УАИ, 1987. – С. 4–13.
  4. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука: Науч.-аналитич. обзор. – М.: РАН ИНИОН, 1992. - 52 с.
  5. Мануйлова Е.И. Формирование конструктивно-проектировочной деятельности педагогов инновационной школы: Автореф. дис… канд. психол. наук. – Орел, 1998. – 18 с.
  6. Никандров Н.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестн. высш. шк. – 1983. – № 8. – С. 26-31.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа