Методика проведения практических занятий в военном вузе
научный журнал «Актуальные исследования» #10 (37), март '21

Методика проведения практических занятий в военном вузе

В данной работе изложены основные элементы, которые необходимы преподавателю при проведении практических занятий в военном ВУЗе.

Аннотация статьи
практическое занятие
работа с аудиторией
подготовка
порядок оценки работы на практическом занятии
Ключевые слова

Цель практических занятий заключается в следующем: закрепить у курсантов положения теории и углубить знания предмета; выявить практическое значение теоретических положений; содействовать развитию навыков самостоятельной работы; развивать умение публично выступать, полемизировать.

Вместе с тем практические занятия должны развивать у курсантов умение правильно пользоваться технической терминологией, повышать культуру их речи.

Проведение практических занятий имеет также своей целью осуществление контроля преподавателя за ходом изучения соответствующего предмета курсантами. 

Подготовка к проведению занятий 

При подготовке к занятию следует прежде всего решить, что нужно сделать до занятия, чтобы правильно его построить.

Успешное проведение занятий возможно при продуманной, четкой и технически обеспеченной организации их.

Подготовка преподавателя к проведению занятий заключается:

  • в определении объема и характера учебного материала, подлежащего изучению и использованию на занятии курсантами в соответствии с планами занятий;
  • в установлении числа задач, последовательности их рассмотрения, т.е. в планировании и определении учебного материала в зависимости от количества отведенных для данной темы часов (большую помощь в этой работе оказывают соответствующие планы занятий, содержащиеся в сборнике заданий);
  • в выборе методических приемов ведения занятий;
  • в формулировании вопросов, которые должны быть поставлены в связи с решением задач.

Более подробные указания о такой подготовке сводятся к следующему:

а) готовясь к практическим занятиям, преподаватель намечает те основные положения, которые должны быть при решении задач закреплены в памяти и сознании курсантов. Имея в виду, что невозможно в пределах отведенного времени достаточно глубоко охватить все вопросы темы, преподаватель должен выбрать самые существенные и распределить их в определенной последовательности для обсуждения;

б) определив объем и характер учебного материала (задачи и вопросы к ним) по той или иной теме, преподаватель затем распределяет этот материал в зависимости от количества отведенных на занятия по данной теме часов (один, два и больше).

Далее должен быть составлен рабочий план каждого занятия, в котором могут быть указаны: вопросы, задаваемые курсантам по теме занятия до рассмотрения задач; какие задачи должны быть рассмотрены; какие дополнительные вопросы следует выяснить при решении задач; краткие решения задач; кого из курсантов следует вызвать, по какой задаче, какой вопрос ему поставить.

По наиболее крупным темам кафедра поручает отдельным преподавателям составление подробных рабочих планов практических занятий. Эти планы обсуждаются на заседании кафедры, утверждающей их после обсуждения и внесения поправок. Указанные планы особенно полезны для преподавателей, не обладающих достаточным педагогическим опытом. В основу этих рабочих планов следует положить планы занятий, опубликованные в сборниках заданий для соответствующих курсов;

в) кроме задач, рекомендуемых кафедрой, преподаватель может и самостоятельно составлять небольшие задачи.

Следует избегать таких задач, решения которых сводятся к краткому утвердительному или отрицательному ответу и не требуют подробной аргументации.

Содержание задачи должно быть таким, чтобы ее решение требовало от курсантов, оценки фактических обстоятельств и чтобы оно служило материалом для развернутого выступления.

С учетом пройденных тем и степени подготовки курсантов по данной дисциплине следует практиковать усложненную конструкцию задач, включающих правоотношения, относящиеся не только к теме данного занятия, но и к уже пройденным темам.

Таким путем не только достигается восстановление в памяти пройденного материала, но и прививаются навыки анализа сложных и смешанных явлений, расширяются границы материала, рассматриваемого на занятии. Равным образом и дополнительные вопросы следует ставить не только по очередной теме, но и по темам, пройденным ранее, помогая курсантам соответствующими вопросами логически увязывать между собой отдельные части курса;

Проведение практического занятия 

Методические правила (приемы) проведения практических занятий сводится к следующему:

а) небольшая часть времени на первом занятии может быть отведена на разъяснение целей практических занятий по данному предмету. Объясняется также метод ведения занятий и сообщаются основные требования к содержанию и форме выступления курсантов, которые должны содержать суждения, основанные на положения теории; ответы не должны быть повторениями ранее высказанных соображений, ошибочные высказывания товарищей должны исправляться и т.д.;

б) в начале каждого занятия должна проверяться явка курсантов, соответствующие пометки о которой вносятся преподавателем в специальный журнал. Далее выясняется, нет ли среди присутствующих неподготовленных к занятию. В соответствующих графах журнала преподаватель отмечает качество ответов каждого курсанта. Такой контроль дисциплинирует курсантов, обязывает их регулярно готовиться к занятиям, он важен в дальнейшем для зачета.

Преподаватель напоминает курсантам тему занятий, а также основные вопросы темы. Он сразу указывает, какая задача будет рассматриваться первой;

в) необходимо держать всех присутствующих в поле зрения, наблюдая, как каждый из них работает в аудитории; заметив ослабление интереса у отдельных курсантов, нужно обращаться к ним с вопросом, с предложением выступить и т.д.;

г) решение задачи, рассмотрение отдельных теоретических вопросов нужно организовать таким образом, чтобы обсуждение их приводило к спорам по поводу различных вариантов решений, предлагаемых отдельными курсантами, превращалось в дискуссию различных точек зрения.

В дискуссию по теме необходимо вовлекать большее число участников, вызывая и спрашивая, например, мнение тех курсантов, которые обычно добровольно не выступают или дают неправильные либо неполные ответы.

Следует вызывать тех курсантов, которые, выступив по своей инициативе два-три раза на прошлых занятиях и полагая, что они заслужили положительную оценку, в дальнейшем перестают активно работать. Эти вызовы прививают сознание, что необходимо заниматься систематически.

Желательно ознакомиться с конспектами курсанта, вызванного для ответа;

д) преподаватель должен всегда помнить о своей роли руководителя практического занятия. Поэтому ему в необходимых случаях приходится ограничивать время выступления курсантов с тем, чтобы обеспечить участие в обсуждении задач наибольшего числа студентов. Нельзя допускать бесцельных повторений сказанного и выступлений не по существу рассматриваемого вопроса.

Делая ставку на высокую активность курсантов на занятии, преподаватель должен регулировать планомерное ведение занятия. Нельзя допускать высказываний курсантов без разрешения преподавателя, нарушения порядка товарищеской дискуссии и т.п. Несоблюдение этого требования влечет за собой шум в аудитории, отсутствие внимания к пояснениям преподавателя, споры по второстепенным вопросам и т.д.;

е) руководитель занятия должен следить за речью курсантов, чтобы она была технически грамотной, за точностью формулировок, за правильностью использования технических выражений и терминов. Нужно тут же указывать курсанту на ошибки, не откладывая их исправление на конец занятия;

ж) до рассмотрения задачи по существу курсант, вызванный преподавателем, должен устно изложить ее содержание и поставить вопросы, вытекающие из содержания задачи.

Следует решительно бороться с бессодержательными и немотивированными высказываниями по задаче, равно как с попытками некоторых курсантов с помощью общих рассуждений, создать видимость решения задачи;

з) решение не должно ограничиваться лишь ответом на основной вопрос задачи, ибо если остаются неосвещенными другие вопросы, вытекающие из задачи, страдает глубина и полнота анализа, упускается возможность научить курсантов всестороннему рассмотрению изучаемого материала. Когда решение задачи сводится к отысканию лишь конечного ответа, то рассмотрение ее получается обычно примитивным, а теоретический уровень такого занятия недостаточно высоким;

и) нужно добиваться, чтобы решение задачи курсантом представляло собой логически связанную цепь доводов и заключений. Конечный вывод должен вытекать из рассуждений курсанта.

При рассмотрении сложных задач, состоящих из нескольких частей, полезно давать решение по каждой части в отдельности, вызывая с этой целью несколько курсантов;

к) когда, кроме задач, заданных для предварительного решения, преподаватель предлагает иногда решить и другую задачу, то ее нужно огласить один-два раза, а если она имеется в сборнике, то предоставить время для ее внимательного прочтения, после чего курсантам отводится время для нормативного материала и обдумывания решения или ответа;

л) вопросы по ходу решения задачи должны формулироваться преподавателем четко и сжато. Если курсант не уяснил вопроса, его нужно повторить.

Нужно добиваться полных и правильных ответов. Нельзя ограничиваться приблизительным, поверхностным ответом и переходить к следующему вопросу. Не следует перебивать правильно отвечающего курсанта, ставя перед ним новый вопрос, пока он полностью не ответил на предыдущий. Поставив вопрос, преподаватель не должен на него отвечать сам, не попытавшись получить ответ от группы;

м) преподаватель должен добиваться того, чтобы курсант не ограничивался общими фразами, а обязательно давал ответы по существу, раскрывая вопросы полностью, теоретически обосновывая ответы и ссылаясь в необходимых случаях на нормативные акты;

н) не следует допускать произвольного изменения курсантом фабулы решаемой задачи. Иногда курсант при обсуждении задачи приводит различного рода примеры и делает сравнения, запутывающие суть дела и затрудняющие отыскание правильной линии в решении задачи. Такие выступления не помогают, а мешают группе разобраться в материале задачи, ибо выступающий предлагает их вниманию, по сути дела, новый фактический состав, часто относящийся к другому вопросу и даже к иной теме.

Все эти приемы имеют своей целью активизировать работу курсантов на занятии, побудить их мыслить самостоятельно, смело искать ответы на возникающие у них вопросы.

Подведение итогов практического занятия

После того, как предложено и убедительно обосновано кем-либо из курсантов решение задачи и нет жалеющих предложить другое решение в целом или в частности, рекомендуется прекратить обсуждение задачи.

Прекращая обсуждение задачи, преподаватель должен быть уверен, что решение понято группой. Если этого убеждения у преподавателя нет, если часть группы не поняла решения или предлагает другое, то преподаватель обязан еще раз разъяснить правильное решение или пояснить ошибочность другого решения. С этой целью он может в отдельных случаях использовать выступления тех курсантов, которые правильно решили задачу и могут успешно оспорить доводы товарищей, стоящих на ошибочной точке зрения.

Иногда разъяснение принципиальной ошибки одного курсанта приносит группе больше пользы, чем верное, но бесспорное решение задачи всей группой.

Когда правильное решение задачи найдено и понято, преподаватель должен сделать резюме. Подводя итоги обсуждения, он объясняет, в чем состояли ошибки в ответах или выступлениях курсантов, не поправленные им ранее, указывает, кто предложил правильное решение, формулирует выводы.

При недостаточности времени для развернутого рассмотрения всех задач, намеченных к занятию, следует перенести разбор нерешенных задач на очередное занятие, если это позволяют сделать тематика и график. В противном случае целесообразно в конце занятия сообщить краткое решение этих задач с указанием нормативного материала. Это, конечно, не исключает просмотра после занятия (или на консультации) записи решения указанных задач в тетрадях отдельных курсантов.

Обсуждение итогов практических занятий на кафедрах

Кафедры обязаны контролировать ход практических занятий и регулярно требовать от преподавателей отчетов о руководстве ими.

Большое значение для улучшения качества ведения занятий имеет проверка их в форме посещения преподавателями той же кафедры и преподавателями смежных дисциплин.

Результаты проверки докладываются на очередном заседании кафедры для принятия после обсуждения этого вопроса соответствующего решения.

Способы фиксирования итогов проверки разнообразны.

Можно вести специальную книгу учета контрольных посещений практических занятий. В этой книге посетивший занятие преподаватель излагает свое впечатление от проведенного занятия и свои предложения, направленные на улучшение преподавания.

В отдельных случаях следует применять стенографирование практических занятий. Стенограмма вместе с отзывом рассматривается на заседании кафедры.

Такой способ обсуждения даст возможность учесть недостатки работы и использовать уже приобретенный методический опыт.

Текст статьи
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая