Механизм формирования доходов и расходов бюджета ленинградской области

Механизм формирования доходов и расходов бюджета ленинградской области

В статье рассматривается бюджет Ленинградской области да период с 2018 года до 2020 год, представлен прогноз на 2021 и 2022 годы. Выявлены основные статьи доходов и расходов бюджета, определена динамика их изменений. По результатам исследования определены вид и сбалансированность регионального бюджета.

Аннотация статьи
бюджет
дефицитный бюджет
профицитный бюджет
анализ бюджетного распределения
расходы бюджета
доходы бюджета
Ключевые слова

Бюджет субъектов РФ имеет наиважнейшую роль для целостности функционирования экономики страны в целом, в перечень компетенций входит огромное количество важных вопросов, непосредственно оказывающих большое влияние на материальное благополучие жителей региона и социально-экономическое развитие страны в целом [3-5]. Таким образом, бюджеты субъектов нуждаются в должном внимании.

Объект исследования – бюджет Ленинградской области за период с 2018 года до 2020 год, а также прогноз бюджета 2021 и 2022 годы.

Предмет исследования – механизм формирования доходов и расходов бюджета Ленинградской области.

Актуальность и практическая значимость темы обусловлены особенной ролью учета доходов и расходов в формировании бюджета Ленинградской области. Проблема формирования бюджета является значимой, поскольку главным инструментом проведения региональной социальной, финансовой, экономической, инвестиционной и промышленной политик является бюджет [1, 6].

Целью является анализ структуры доходов и расходов бюджета Ленинградской области.

С учетом важности выбранной темы мы акцентируем внимание на основных поставленных задачах:

  • изучение доходов Ленинградской области;
  • изучение расходов Ленинградской области
  • определение видов бюджета за анализируемый период.

Для проведения анализа бюджета используются определенные методы. Один из них – сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период [2, 7]

Для определения вида бюджета проведем сравнительный анализ бюджета Ленинградской области в период с 2018 по 2020 годы и прогноз на 2021 и 2022 годы, а также определим дефицит и профицит бюджета, сложившийся на определенный год (табл.).

Таблица

Показатели бюджета Ленинградской области (млн. руб)

Год

Доходы

Расходы

Дефицит/профицит

2018

137 227,10

124 021,60

13 205,50

2019

141 815,20

141 011,70

803,50

2020

141 780,82

149 820,14

-8 039,32

Прогноз

2021

150 146,05

153 268,90

-3 122,85

2022

151 938,05

143 399,00

8 539,06

Для большей наглядности представим показатели бюджета с помощью диаграммы (рис.).

Рис. Показателе бюджета Ленинградской области

Исходя из данных, представленных в таблице и на рисунке, можно сделать вывод, что бюджет Ленинградской области в 2018 и в 2019 годах являлся профицитным. Несмотря на ежегодно планируемый дефицит, с 2018 по 2019 годы бюджет стабильно демонстрирует профицит. Профицитный бюджет позволяет направить излишки дохода на различные финансовые цели. Дефицит бюджета в 2020 году и в плановом 2021 году может быть результатом последствий распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 году и связанными с пандемией ограничительными мерами, которые уже привели и еще приведут к падению доходов регионального бюджета.

Этому есть логичное и простое объяснение. Доходы бюджета за 2020 год составили 141 780,82 млн. рублей. Из них 94 038,39 млн. рублей – это налоговые доходы (66,33% в структуре всех доходов). Очевидно, что сокращение доходов приведет к сокращению налоговых поступлений и к недополучению прибыли.

На протяжении анализируемого периода основными источниками доходов являлись:

  1. Налог на прибыль организаций – 43,10%;
  2. НДФЛ – 22,22%;
  3. Налоги на имущество – 18,65%.

Расходы бюджета составили – 108 157 301,2 млн. рублей.

Далее проанализируем структуру и динамику региональных расходов. Основными статьями расходов на протяжении исследуемого периода являются здравоохранение, образование и социальная политика. В 2019 году эти три составляющие имели следующие удельные веса в структуре региональных расходов:

  1. Здравоохранение – 13,70%;
  2. Образование – 23,51%;
  3. Социальная политика – 19,88%.
  4. Национальная экономика-15,66%

На территории Ленинградской области планируется реализовать 17 государственных программ, на которые выделяются средства из областного бюджета. Это развитие здравоохранения, современное образование, социальная поддержка отдельных категорий граждан, развитие физической культуры и спорта, обеспечение качественным жильем граждан, безопасность, охрана окружающей среды, стимулирование экономической активности, развитие автомобильных дорог, развитие сельского хозяйства, управление государственными финансами и государственным долгом, повышение эффективности государственного управления и снижение административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг, устойчивое общественное развитие.

Рассмотрим статьи утвержденного бюджета на 2021-2022 годы. В 2021 году так же планируется дефицитный бюджет. Что касается планового 2022 года, то тут ожидается профицит бюджета, что позволит решать приоритетные для Ленинградской области задачи. При его формировании был найден оптимальный баланс, который позволит развитие региона и сохранит социальную направленность расходов. В 2022 году самое большое финансирование традиционно заложено на образование (38 027,6 млн руб.), здравоохранение (17 423,6 млн руб.), социальную поддержку граждан (30 493,19 млн руб.). Соответственно, можно сделать вывод, что структура бюджета Ленинградской области сформирована оптимальным образом до 2020 года.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. В 2018 и в 2019 годах доходы регионального бюджета Ленинградской области превышали расходы, что привело к профициту.
  2. Кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, привел к снижению доходов в 2020 году, что привело к дефициту бюджета. Ожидается, что дефицитный бюджет сохранится в 2021 году.
  3. Ожидаемое в 2022 году увеличение налоговых поступлений позволит переломить ситуаций и сделать бюджет профицитным, что позволит направить дополнительные средства на решение социально-экономических проблем региона.
Текст статьи
  1. Крюков В.А., Крюков Я.В., Кузнецов С.В., Межевич Н.М., Воронина Е.П., Ларченко Л.В. Экономика современной Арктики: в основе успешности эффективное взаимодействие и управление интегральными рисками. Апатиты, 2020.
  2. Нечаев А.С., Антипин Д.А., Антипина О.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2018. 272 с.
  3. Самарина В.П. Проблемный регион как объект анализа и управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. Т. 4. № 5 (26). С. 46-52.
  4. Саранцев В.Н. Казначейская система исполнения бюджетов: организационная модель и перспективы // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2016. № 3. С. 15-20.
  5. Скуфьина Т.П., Митрошина М.Н. Трансформация социально-экономического пространства российской Арктики в контексте геополитики, макроэкономики, внутренних факторов развития // Арктика и Север. 2020. № 41. С. 87-112.
  6. Скуфьина Т.П., Самарина В.П. Особенности социально-экономического развития областей Центрального Черноземья // Федерализм. 2008. № 1 (49). С. 55-66.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа