Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современной России. Экономический фактор в настоящее время преобладает во многих сферах общественных отношений, в том числе и на потребительском рынке. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость изучения норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя.
Нормативные основы защиты прав потребителей в России закреплены Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», который вышел в свет 7 февраля 1992 г. Данным законом регулируются отношения потребителей возникающих из договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг; отношения потребителя с его контрагентом. Также в законе определяются полномочия федерального органа исполнительной власти в части государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей, осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления, права общественных объединений, созданных для защиты прав потребителей.
В соответствии с законом создана национальная система защиты прав потребителей, которую образуют федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления; федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); органы местного самоуправления; общественные объединения потребителей. Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
Органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования: рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам защиты прав потребителей; обращаются в суды в защиту прав потребителей; при выявлении по жалобе потребителя товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления должны извещают об этом федеральные органы исполнительной власти [3].
В настоящее время защита потребительских прав в городском округе «Город Белгород» осуществляется управлением потребительского рынка администрации города Белгорода. В частности, для осуществления государственной политики, направленной на укрепление защиты прав потребителей, создания условий эффективной реализации требований законодательства о защите прав потребителей и повышения социальной защищенности граждан, был образован и действует отдел защиты прав потребителей.
Отдел защиты прав потребителей состоит из 7 специалистов, в том числе: начальник отдела; заместитель начальника отдела; 2 специалиста сектора по работе в сфере платных услуг; 3 специалиста сектора по работе в сфере торговли. Деление отдела по секторам позволяет специалистам совершенствовать знания в своей сфере. В тоже время все специалисты отдела полностью взаимозаменяемы.
Отдел проводит многоплановую и систематическую работу по защите прав потребителей, цель которой – решение актуальных для белгородцев потребительских проблем, помощь в разрешении конфликтных ситуаций и реализация потребительской политики.
Одним из основных направлений этой деятельности является рассмотрение жалоб потребителей и консультирование по вопросам защиты их прав.
Специалисты отдела:
- организуют прием граждан, обеспечивают своевременное рассмотрение обращений граждан, отнесенных к подведомственности отдела, направляют заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
- дают консультации;
- взаимодействуют с общественными объединениями потребителей при осуществлении защиты прав потребителей;
- помогают в составлении претензий к хозяйствующим субъектам по выявленным фактам нарушений законодательства о защите прав потребителей;
- оказывают помощь потребителям в составлении исковых заявлений в суд, при необходимости принимают участие в судебных заседаниях на стороне потребителя;
- незамедлительно извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг при выявлении по жалобе потребителя товаров, работ, услуг ненадлежащего качества, а также опасных для жизни здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
- участвуют в информационном обмене с Правительством Белгородской области, с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг и структурными подразделениями администрации города Белгорода;
- просвещают население путём информирования и консультирования граждан об их потребительских правах, поведении в различных ситуациях, связанных с соблюдением законных интересов потребителей;
- сотрудничают со средствами массовой информации в целях обеспечения широкомасштабной пропаганды законодательства о защите прав потребителей.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством специалисты отдела защиты прав потребителей управления проводят проверку фактов, изложенных в жалобах, с целью объективного разбирательства по существу поставленных в них вопросов. По результатам указанных проверок принимают обоснованные решения, в том числе, связанные с направлением полученных материалов в управление Роспотребнадзора по Белгородской области.
Специалисты отдела тесно взаимодействуют со специалистами Роспотребнадзора по Белгородской области, управления по развитию потребительского рынка департамента экономического развития администрации Белгородской области, Центра метрологии и стандартизации, УВД города, а также с Белгородским региональным отделением общероссийской общественной организации «Всероссийская лига защитников потребителей».
В отделе на постоянной основе работает «Горячая линия», с 2009 года организована работа по «Телефону доверия».
С 2008 года организована Единая общественная приемная, в которой 2 раза в неделю ведётся личный прием граждан по вопросам защиты прав потребителей. Цель работы Единой общественной приёмной – оперативное и результативное решение потребительских проблем, информирование населения, создание условий для эффективной защиты их потребительских прав, формирование у населения культуры потребления и спроса на качественные товары. В приёмной введены и заполняются электронные карточки личного приёма граждан.
За 1 квартал 2014 года в общественную приёмную поступило от граждан 228 обращений, из которых 11 письменных и 217 устных по вопросам, касающимся защиты прав потребителей. Все обращения рассмотрены, потребителям возмещено более 170 тыс. рублей.
Ежегодно специалистами отдела защиты прав потребителей администрации города Белгорода рассматривается несколько тысяч письменных и устных обращений граждан.
Так, в 2013 году специалистами отдела защиты прав потребителей администрации города Белгорода рассмотрено 7171 обращение граждан-потребителей, что составило 120,2% к уровню 2012 года, из них:
- письменных обращений в количестве 153 заявления (63% к уровню 2012 года);
- устных обращений – 7018 (122,7%).
Причиной письменных обращений граждан в 2013 году также стали нарушения прав потребителей:
- на безопасность товара, работы, услуги (статья 7) – 46 заявлений (30,1%);
- при выполнении работ и оказании услуг (статьи 27-29) – 34 заявления (22,2%);
- ненадлежащее качество товара (работы, услуги) (статья 4) – 3 заявления (1,9%). По другим видам нарушений поступило 9 письменных заявлений (5,9%).
Большинство письменных обращений было связано с нарушением прав потребителей в сфере торговли, бытового обслуживания и общественного питания – 134 претензии, что составляет 87,6% от общего их числа.
В тоже время, необходимо отметить, что с 2009 года в отдел по защите прав потребителей управления потребительского рынка администрации города Белгорода не поступало ни одного обращения по вопросам судебной защиты потребительских прав. С одной стороны, это позволяет говорить о том, что потребители стараются урегулировать конфликт в досудебном порядке, а с другой стороны, что граждане не желают отстаивать свои нарушенные права, сталкиваясь с судебной системой.
В течение 2013 года отделом защиты прав потребителей администрации города Белгорода в целях просвещения и информирования населения проводились мероприятия, направленные на повышение уровня знаний потребителей в сфере защиты своих прав (таблица).
Отделом защиты прав потребителей были проведены встречи с населением, распространены памятки для потребителей, открыты тематические книжные выставки и информационные стенды «Вопрос – ответ», работали консультативные пункты.
Кроме того, проведены заседания круглого стола «Территория потребителей. 30-летие Всемирного дня защиты прав потребителей» и клуба «Грамотный потребитель», посвященные 30-летию празднования Всемирного дня защиты прав потребителей.
Таблица
Информация о мероприятиях, проводимых отделом защиты прав потребителей в 2013 году
Специалистами отдела защиты прав потребителей проведены занятия потребительского всеобуча «Права потребителей: изучаем, просвещаем, защищаем!» с обучающимися в Белгородском университете потребительской кооперации, экономики и права, Белгородском строительном колледже, Техникуме общественного питания, 9-м лицее и в 6 общеобразовательных учреждениях города - в старших классах и коллективах учителей - по основам потребительских знаний, рассмотрены примерные ситуации и пути их решения в соответствии с действующим законодательством.
В целях создания условий по формированию у школьников культуры потребителя, популяризации разнообразных форм экономического воспитания в Белгородском Дворце детского творчества проведена городская экономическая игра «Потребитель в экономике».
Несмотря на довольно большое количество мероприятий, проводимых специалистами управления потребительского рынка, в сфере организации защиты прав потребителей в городском округе «Город Белгород» остается нерешенным ряд проблем, к числу которых можно отнести:
- устаревшую материально-техническую базу управления потребительского рынка;
- отсутствие собственной базы данных юридических лиц и предприятий, зарегистрированных на территории муниципального образования;
- правовую безграмотность населения в сфере судебной защиты своих потребительских прав;
- отсутствие полномочий органов местного самоуправления в части контроля за реализацией и качеством товаров и услуг;
- отсутствие у сотрудников отдела права составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать на виновных административные взыскания за нарушения законодательства о защите прав потребителей.
Решение поставленных вопросов позволит на качественно новом уровне обеспечивать защиту прав потребителей, способствовать развитию потребительского рынка и, в конечном итоге, улучшению качества жизни жителей Белгорода.