К вопросу о применении здоровьесберегающих технологий в образовании

В статье обоснована необходимость реализации здоровьесберегающего подхода в образовании. Предложен комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Аннотация статьи
образование
здоровье
здоровьесбережение
Ключевые слова

В современных условиях модернизации образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья подрастающего поколения, что требует от педагогов концентрации внимания на формировании у школьников и студентов ценностного отношения к собственному здоровью. Многочисленные исследования показали, что состояние здоровья на любом из уровней образования – основного (общего), высшего, послевузовского – это «та стартовая позиция, которая определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет» [1, с. 32]. Низкий уровень здоровья обучаемых не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к учебной нагрузке, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости [1, с. 32 и др.].

В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость проектирования образовательного процесса в учреждениях основного, среднего, высшего образования, а также в системе повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом требований здоровьесберегающего подхода. Исследователи сходятся во мнении, что данный подход обеспечивает реализацию обучающих, развивающих, воспитывающих функций педагогического процесса с позиции приоритета ценности здоровья. Во многих работах указывается на тесную связь понятий «здоровьесберегающий подход» и «здоровьесбережение», при этом под последним понимают «целенаправленно осуществляемый в воспитательно-образовательном процессе комплекс научно-обоснованных педагогических, психологических, лечебных, профилактических, коррекционных и иных воздействий на субъекты образовательной деятельности, неразрывно связанный с решением задач обучения, воспитания, развития, сохранения и укрепления их здоровья» [4, с. 7].

Т.Э. Гребнева считает целесообразным в рамках здоровьесберегающего подхода выделять следующие типы педагогических технологий в области сохранения и укрепления здоровья школьников и студентов:

  1. Здоровьесберегающие – создающие безопасные условия пребывания, обучения в образовательном учреждении, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований).
  2. Оздоровительные – технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья обучаемых, повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, музыкотерапия.
  3. Технологии обучения здоровью – гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликта), профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание.
  4. Воспитание культуры здоровья – воспитание у обучаемых личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание [2].

При этом, как отмечает, Н.А. Будаева, каждая из обозначенных выше технологий здоровьесберегающего обучения должна включать ряд параметров: 1) учёт особенностей обучаемых (изучение и понимание человека); 2) создание благоприятного психологического фона на учебных занятиях; 3) использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4) создание условий для самовыражения обучаемых; 5) обращение к разнообразным видам деятельности; 6) предупреждение гиподинамии [1, с. 32].

С учетом вышеизложенного, можно выделить условия реализации здоровьесберегающего подхода в образовании:

1. Организационные условия:

  • следование единой педагогической стратегии организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, подчиненной идее здоровьесбережения;
  • материально-техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение здоровьесбережения в учреждении образования;
  • мониторинг состояния здоровья школьников (студентов, слушателей) в разные периоды их обучения в образовательном учреждении;
  • издание локальных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся;
  • витаминизация обучаемых (особенно в начальной школе);
  • проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек у обучаемых (психологические тренинги, акции, диспуты, интерактивные игры);
  • широкое привлечение возможностей социальных партнеров образовательного учреждения (в первую очередь, учреждений здравоохранения, консультативно-диагностических медицинских центров и пр.) для достижения целей здоровьесбережения.

2. Педагогические условия:

  • обеспечение целостности процесса обучения, воспитания и развития физических, психических, личностных качеств обучаемых;
  • максимальное использование развивающих, обучающих и оздоровляющих возможностей физической культуры и спорта;
  • участие всех субъектов образования в деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, наличие у преподавателей готовности к использованию здоровьесберегающих технологий, у обучающихся – к активной здоровьесберегающей деятельности [2; 3; 4, с. 8-9; 5 и др.].

В заключение отметим, что правильно организованное здоровьесберегающее обучение способствует не только предотвращению усталости и утомляемости обучаемых, но и повышению у них мотивации к учебной деятельности и приросту учебных достижений. При этом лишь комплекс мероприятий по здоровьесбережению для всех субъектов образования (обучаемые, педагоги, руководители, родители и пр.), а также систематический мониторинг их эффективности смогут дать положительный результат в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.

Текст статьи
  1. Будаева, Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 3. – С. 32-36. – URL: http://www.school2100.ru/upload/iblock/c12/ c12a9e17aa075189985da84e81928fe3.pdf (дата обращения: 12.06.2014).
  2. Гребнева, Т.Э. Здоровье – ценность образовательная // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Здоровое общество – здоровые дети»: в 2-х частях. Часть I. – Саратов, 2009.
  3. Ивлиева, Е.А. Здоровьесбережение современной школы в целевых ФГОС второго поколения [Электронный ресурс]. – URL: http://ivlieva56.ucoz.ru/publ/14-1-0-73 (дата обращения: 02.06.2014).
  4. Красилов, В.М. Здоровьесберегающий подход к организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Место защиты: Кузбас. гос. пед. акад.]. – Новокузнецк, 2009. – 245 с.
  5. Программа «Здоровье». – Пенза, 2011 // По материала официального сайта МБОУ гимназия № 44. – URL: http://gmn44.ru/sport_life/Zdorovie/ (дата обращения: 12.06.2014).
Список литературы