В современных условиях модернизации образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья подрастающего поколения, что требует от педагогов концентрации внимания на формировании у школьников и студентов ценностного отношения к собственному здоровью. Многочисленные исследования показали, что состояние здоровья на любом из уровней образования – основного (общего), высшего, послевузовского – это «та стартовая позиция, которая определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет» [1, с. 32]. Низкий уровень здоровья обучаемых не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к учебной нагрузке, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости [1, с. 32 и др.].
В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость проектирования образовательного процесса в учреждениях основного, среднего, высшего образования, а также в системе повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом требований здоровьесберегающего подхода. Исследователи сходятся во мнении, что данный подход обеспечивает реализацию обучающих, развивающих, воспитывающих функций педагогического процесса с позиции приоритета ценности здоровья. Во многих работах указывается на тесную связь понятий «здоровьесберегающий подход» и «здоровьесбережение», при этом под последним понимают «целенаправленно осуществляемый в воспитательно-образовательном процессе комплекс научно-обоснованных педагогических, психологических, лечебных, профилактических, коррекционных и иных воздействий на субъекты образовательной деятельности, неразрывно связанный с решением задач обучения, воспитания, развития, сохранения и укрепления их здоровья» [4, с. 7].
Т.Э. Гребнева считает целесообразным в рамках здоровьесберегающего подхода выделять следующие типы педагогических технологий в области сохранения и укрепления здоровья школьников и студентов:
- Здоровьесберегающие – создающие безопасные условия пребывания, обучения в образовательном учреждении, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований).
- Оздоровительные – технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья обучаемых, повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, музыкотерапия.
- Технологии обучения здоровью – гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликта), профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание.
- Воспитание культуры здоровья – воспитание у обучаемых личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание [2].
При этом, как отмечает, Н.А. Будаева, каждая из обозначенных выше технологий здоровьесберегающего обучения должна включать ряд параметров: 1) учёт особенностей обучаемых (изучение и понимание человека); 2) создание благоприятного психологического фона на учебных занятиях; 3) использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4) создание условий для самовыражения обучаемых; 5) обращение к разнообразным видам деятельности; 6) предупреждение гиподинамии [1, с. 32].
С учетом вышеизложенного, можно выделить условия реализации здоровьесберегающего подхода в образовании:
1. Организационные условия:
- следование единой педагогической стратегии организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, подчиненной идее здоровьесбережения;
- материально-техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение здоровьесбережения в учреждении образования;
- мониторинг состояния здоровья школьников (студентов, слушателей) в разные периоды их обучения в образовательном учреждении;
- издание локальных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся;
- витаминизация обучаемых (особенно в начальной школе);
- проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек у обучаемых (психологические тренинги, акции, диспуты, интерактивные игры);
- широкое привлечение возможностей социальных партнеров образовательного учреждения (в первую очередь, учреждений здравоохранения, консультативно-диагностических медицинских центров и пр.) для достижения целей здоровьесбережения.
2. Педагогические условия:
- обеспечение целостности процесса обучения, воспитания и развития физических, психических, личностных качеств обучаемых;
- максимальное использование развивающих, обучающих и оздоровляющих возможностей физической культуры и спорта;
- участие всех субъектов образования в деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, наличие у преподавателей готовности к использованию здоровьесберегающих технологий, у обучающихся – к активной здоровьесберегающей деятельности [2; 3; 4, с. 8-9; 5 и др.].
В заключение отметим, что правильно организованное здоровьесберегающее обучение способствует не только предотвращению усталости и утомляемости обучаемых, но и повышению у них мотивации к учебной деятельности и приросту учебных достижений. При этом лишь комплекс мероприятий по здоровьесбережению для всех субъектов образования (обучаемые, педагоги, руководители, родители и пр.), а также систематический мониторинг их эффективности смогут дать положительный результат в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.