Проектная компетентность муниципальных служащих

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

муниципальное управление
муниципальные служащие
проектная компетентность
управление проектами

Аннотация статьи

В статье рассматривается вопрос о компетентности в процессе управлении муниципальными образованиями. Анализируются возможности развития проектной компетентности муниципальных служащих.

Текст статьи

В настоящее время в системе муниципального управления России широко распространено применение проектного управления. Однако, для того, чтобы обеспечить высокий уровень управления муниципальными проектами, необходимо развивать компетентность служащих, ответственных за их реализацию. Необходима подготовка качественно новых специалистов, компетентность которых должна проявляться в самостоятельности, гибкости, умении критически мыслить и творчески решать проблемы. Муниципальный служащий, ответственный за реализацию проекта, должен хорошо понимать и уметь применять методики и инструменты управления проектами.

Рассмотрим понятия «компетентность» в целом и понятие «проектная компетентность» в частности.

Так, Н. Хомский считает, что, компетентность – это актуальное, формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленной социально-профессиональной характеристике человека, его личностных качествах [5, с. 102].

И.Я. Зимняя рассматривает компетентность как личностное свойство, которое включает уровень притязаний, направленность, целеполагание, ценностно-смысловое отношение человека, эмоционально-волевую регуляцию поведения [1, с. 24].

А.К. Марковой понятие «компетентность» определяется как «сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [2, с. 31].

Теперь, обратимся к проектной компетентности, которая является составляющей компетентности муниципального служащего.

Ю.В. Саркисян пишет, что проектная компетентность – это интегративная личностная характеристика, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах социальной практики на основе личностно-осмысленных принципов природо- и культуросообразности [4, с. 124].

Для достижения эффективного компетентного управления муниципальным образованием и эффективного применения проектного подхода в управлении, специалистам/сотрудникам Администраций муниципальных образований очень важно иметь и в дальнейшем повышать квалификацию именно в сфере управления проектами.

Рассмотрим типичную должностную инструкцию муниципального служащего, имеющую общие функции. Среди требований, предъявляемых к специалисту, можно выделить:

  • разрабатывать прогнозы, планы, программы, концепции социально-экономического развития города;
  • осуществлять контроль над ходом исполнения утвержденных программ, прогнозов, планов и принимать меры, направленные на их исполнение;
  • организовывать разработку и экономическое обоснование целевых программ, необходимых для формирования бюджета и стабилизации социально-экономической и финансовой политики муниципального образования;
  • разрабатывать по своему направлению положения комплексных программ, в пределах своей компетенции анализировать состояние выполнения этих программ.

К другим видам деятельности этого специалиста также относится следующее:

  • составлять квартальные, годовые отчеты, оперативные справки по установленным формам;
  • анализировать работу муниципальных предприятий, находящихся на подведомственной территории, как возможных источников бюджетных доходов и поступлений доходов в целевые бюджетные фонды;
  • собирать информацию по недоимке в консолидированный бюджет и проводить работу с предприятиями и организациями по погашению задолженности в бюджеты;
  • осуществлять контроль над работой с обращениями граждан и юридических лиц.

Анализ пунктов должностной инструкции показывает явное отсутствие в терминологии этого документа понятий «проект» и «управление». На основании этого можно утверждать, что на практике фактически отсутствуют четко выделенные должностные обязанности, связанные с управлением проектами. Отсутствие требований к муниципальным служащим по управлению и реализации проектов указывает на факт неприменения ими методов и инструментов проектного подхода в управлении муниципальными проектами, а, следовательно, и на высокую вероятность неэффективного управления муниципальными программами. Отсюда возникает потребность, во-первых, четкого выделения должностных требований, связанных с управлением проектами и программами, во-вторых, постановки задач обеспечения развития компетентности муниципальных служащих в области управления проектами.

Данный вывод подтверждается исследованием, проведенным Н.Ю. Пеховой. Исследование охватило 67 муниципальных служащих из разных городов России.

В целом, по мнению муниципальных служащих (75% от числа опрошенных), количество реализуемых проектов будет увеличиваться [3, c. 74].

Так, 80% респондентов считают, что, для эффективного осуществления проектной деятельности, систематизации процесса реализации проектов, важную роль может сыграть выделение ответственных лиц и четкое выделение должностных требований, связанных с управлением проектами. Опрошенные считают, что в целях развития проектной компетентности необходимо обучение и повышение квалификации муниципальных служащих. При этом: 65% опрошенных считают «обязательным прохождение соответствующего обучения», 20% опрошенных склоняются к тому, что, «скорее всего, нужно проходить обучение по данному курсу», 15% опрошенных полагают, что «обучение важно, но только для небольшого числа должностных лиц».

Рис. Результаты исследования о необходимости специального обучения муниципальных служащих проектной деятельности

Таким образом, можно сделать вывод, что, муниципальные служащие отмечают тенденцию увеличения количества реализуемых проектов, возникает потребность в качественном обучении и подготовке муниципальных служащих по данной квалификации. Фактически, развитие проектной компетентности муниципальных служащих, является залогом успешной деятельности не только самих специалистов, но и института муниципального управления в целом.

Список литературы

  1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
  2. Маркова, А.К. Пихология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М. : Знание, 1996. – 312 с.
  3. Пехова, Н.Ю. Компетентность в управлении муниципальными проектами [Текст] / Н.Ю. Пехова // Перспективы науки. – 2011. – № 11(26). – С. 71-77.
  4. Саркисян, Ю.В. Проектная компетентность государственных и муниципальных служащих [Текст] / Ю.В. Саркисян // Власть. – 2011. – № 5. – С. 123-127.
  5. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса [Текст] / Н. Хомский. – М. : Издательство Московского университета, 1972. – 234 с.

Поделиться

3171

Бинюкова Ю.. Проектная компетентность муниципальных служащих // I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2014. С. 153-156. URL: https://apni.ru/article/2211-proektnaya-kompetentnost-munitsipalnikh-sluzh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря