Главная
Конференции
Результаты прикладных и поисковых научных исследований в сфере естествознания и технологий
Комплексная предпроектная проработка, инженерные изыскания и проектирование капи...

10.5281/zenodo.16014440

Комплексная предпроектная проработка, инженерные изыскания и проектирование капитального строительства: современные подходы, проблемы и пути оптимизации

27 декабря 2019

Секция

Ключевые слова

капитальное строительство
предпроектная проработка
инженерные изыскания
BIM
CDE
цифровизация
GIS
проектирование
оптимизация
инфраструктура
государственная экспертиза

Аннотация статьи

В статье представлен комплексный анализ теоретико-методологических основ этих этапов, раскрыты современные цифровые подходы (включая BIM, CDE, GIS), обозначены ключевые проблемы внедрения и предложены пути оптимизации. На основе нормативной базы, практических кейсов и статистических данных исследование демонстрирует необходимость системной трансформации проектных процессов. Делается вывод о значении комплексного подхода как условия для минимизации рисков, сокращения сроков и повышения качества в строительной отрасли. Разработаны рекомендации как для государственной политики, так и для строительных компаний, направленные на преодоление фрагментарности решений и переход к устойчивому цифровому управлению жизненным циклом объектов.

Текст статьи

Актуальность исследования

Актуальность исследования обусловлена возрастающей сложностью объектов капитального строительства, необходимостью соблюдения экологических стандартов, а также повышенными требованиями к качеству проектной документации. Предпроектная проработка, инженерные изыскания и последующее проектирование являются фундаментом успешной реализации строительных проектов. Ошибки, допущенные на этих ранних этапах, нередко приводят к значительным финансовым потерям, задержкам сроков и рискам безопасности. Поэтому от качества и полноты инженерных решений на предпроектной стадии напрямую зависит эффективность всего жизненного цикла объекта.

В современных условиях особенно важным становится переход к комплексному, системному и цифровому подходу, включающему интеграцию BIM-технологий, геоинформационных систем (ГИС), дистанционного зондирования, единой среды данных (CDE) и других инструментов. Эти технологии позволяют более точно учитывать риски, моделировать поведение объекта на этапе эксплуатации и снижать издержки. Однако на практике до сих пор сохраняются проблемы фрагментарности решений, недостаточной проработки исходных данных, нехватки квалифицированных специалистов, дефицита финансирования и нормативных несоответствий. Всё это снижает эффективность проектной деятельности и препятствует устойчивому развитию строительной отрасли. В связи с этим актуальным становится переосмысление подходов к предпроектной и проектной стадиям, выявление факторов, мешающих оптимизации процессов, и разработка практико-ориентированных решений.

Цель исследования

Целью данного исследования является комплексный анализ современных подходов к предпроектной проработке, инженерным изысканиям и проектированию объектов капитального строительства, выявление ключевых проблем, сдерживающих факторов и формулирование путей их оптимизации.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования включают действующую нормативную и техническую документацию, аналитические отчёты профильных ведомств и компаний, а также примеры из реальной проектной практики.

В качестве методологической основы использованы системный подход, нормативный анализ, сравнительно-аналитический метод, а также методы визуализации и интерпретации инженерных и цифровых процессов.

Результаты исследования

В теоретико‑методологическом анализе предпроектной проработки и инженерных изысканий основное внимание уделяется обоснованию необходимости их комплексного выполнения на одной интегрированной предпроектной стадии. Согласно СП‑47.13330.2016, инженерные изыскания включают исследование природных и техногенных условий (геодезия, геология, гидрогеология, экология и пр.) для обоснования территориального размещения и конструктивных решений, а также оценки угроз и мер инженерной защиты.

Подчёркивается, что результаты изысканий не выступают изолированными документами, а формируют базу для принятия архитектурно‑строительных и инженерных решений, выступают обязательной составляющей проектной документации и предметом государственной экспертизы (п. 1-5 ст. 47‑49 ГрК РФ).

Методологически целесообразно рассматривать предпроект и изыскания как взаимосвязанные шаги одного жизненного цикла проекта. Такой подход соответствует классическим моделям разработки (каскадная, V‑модель), где фаза исследования / анализа переходит в этап проектирования, контролируемый точки контроля и верификации. Это позволяет внедрять на этапах ППП итеративные корректировки и уточнения, снижая риск ошибок.

С точки зрения объемного содержания, на предпроектной стадии учитываются:

  • исходные данные: историческая, картографическая, экологическая информация, включая цифровые базы и шаблоны проектов;
  • структура работ: выбор площадки, технико‑экономическое обоснование, структурно‑технологические модели, идентификация потребностей в оборудовании;
  • нормативная опора: ГрК РФ, постановления № 20 и № 402, СП 47.13330 и профильные ГОСТы по геологии, геодезии и экологии.

Инжиниринговый процесс начинается с геодезической съемки, которая передаётся в GIS‑систему, далее выполняются геологические бурения и лабораторные тесты, гидрогеологические исследования, экологические обследования и проверка сейсмических и техногенных условий, затем разрабатываются меры мониторинга и защиты. Всё это оформляется в отчёте, включаемом в проектную документацию для экспертизы.

Нормативным дополнением являются регламенты Минстроя, определяющие нормативные и стоимостные требования к изысканиям и подготовке документации.

Этапы инженерных изысканий представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы инженерных изысканий

Наименование этапаКраткое описание
1Подготовительный этапСбор исходных данных: топографо-геодезическая и архивная информация, данные об инженерных коммуникациях, изучение территории по картам, спутниковым снимкам
2Полевые работыПроведение геодезических, геофизических, гидрогеологических, экологических и других натурных исследований на местности
3Лабораторные исследованияАнализ образцов грунтов, воды, воздуха, в том числе химические, механические, биологические тесты, физико-химический состав и прочностные характеристики
4Камеральная обработка данныхСистематизация и анализ собранных материалов, создание графических материалов, моделей, расчётов, формирование отчетов
5Разработка отчёта по инженерным изысканиямОформление итогового отчёта с результатами исследований, выводами и рекомендациями для проектировщиков
6Согласование и передача результатов изысканийПередача отчёта заказчику, прохождение экспертизы (при необходимости), согласование с контролирующими органами (например, Главгосэкспертизой РФ)

Современные подходы и технологии в предпроектной проработке, инженерных изысканиях (ИИ) и проектировании капитального строительства опираются на цифровизацию, интеграцию и стандартизацию [1, с. 26]. Одним из ключевых направлений является повсеместное внедрение информационного моделирования зданий (BIM), которое обеспечивает создание единой цифровой модели объекта, интегрирующей архитектурные, конструктивные, инженерные и экономические данные.

Преимущества внедрения BIM в сравнении традиционных методов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Преимущества внедрения BIM в сравнении традиционных методов:

ПреимуществоBIMТрадиционные методы
Координация данныхВысокая при централизованной моделиРазрозненность, риск конфликтов
Анализ жизненного цикла (4D/5D)ДаНет
Устойчивость и энергоэффективностьВозможна ранняя оценкаОграниченная предпроектная оценка
КоллаборацияЦифровая среда – CDE, обмен IFC/COBieЛокальные CAD-файлы, бумажные копии
ЭкспертизаПроработка BIM‑модели допускается экспертамиПроверка по чертежам и бумажным файлам

На рисунке ниже представлена графическая модель зрелости BIM по Билалу Суккару, которая демонстрирует три ключевых стадии внедрения: Stage 1 – базовое 3D‑моделирование, Stage 2 – командная коллаборация, и Stage 3 – сетевая интеграция [5].

image.png

Рис. Стадии зрелости BIM и уровни внедрения по Суккару

Интеграция GIS с BIM позволяет объединять пространственные данные с геодезией, экологическим мониторингом и инфраструктурой – это важно для цифровых двойников. Например, в Гонконге реализован обмен BIM и GIS через CDE – BIMDR. В России Web‑GIS проекты (например, исторические чертежи) демонстрируют, как пространственные данные визуализируются и анализируются.

Цифровые технологии, включая автоматическое снятие объёмов и количеств (4D/5D), добавляют ценность к PПП: API-инструменты позволяют строить модели с расчетом материалов и ресурсов, экономя время и снижая ошибки.

Новые подходы требуют поддерживающего программного обеспечения – CDE среда обеспечивает совместную работу, хранение версий и обмен IFC/BCF/COBie-файлами согласно ISO 19650. В России используются платформы отечественной разработки (Renga, InfraWorks), а Минстрой и Дом.РФ внедряют обучение BIM-менеджеров.

Несмотря на признание потенциала информационного моделирования зданий, внедрение BIM-технологий в практике проектирования и строительства сталкивается с рядом устойчивых барьеров. Ключевые барьеры внедрения BIM представлены в таблице 3.

Таблица 3

Ключевые барьеры внедрения BIM

ПроблемаОписание / источник
1Недостаток спроса со стороны заказчиковЗаказчики не требуют BIM, что блокирует цифровую трансформацию
2Отсутствие специалистовНехватка квалифицированных BIM-менеджеров и инженеров
3Низкая осведомлённость о BIMНедостаток информации о выгодах ведёт к сопротивлению внедрению
4Отсутствие стандартов и протоколовИнтероперабельность ограничена, особенно без стандартов IFC, ISO 19650 и ГОСТ
5Культурное сопротивлениеПривычка к традиционным процессам препятствует цифровизации
6Финансовые ограниченияВысокая стоимость обучения, приобретения ПО и оборудования
7Отсутствие государственной поддержкиБез нормативных стимулов и требований переход затягивается
8Низкая готовность технологической инфраструктурыГПС, CDE, BIM-среды часто отсутствуют или не интегрированы
9Недостаток междисциплинарного сотрудничестваПроекты остаются фрагментированными между участниками

Современные практики внедрения BIM показывают, что ключевыми факторами успешной цифровизации являются не просто технологии, а комплексная трансформация процессов и квалификации участников. Исходя из этого, основные меры по оптимизации отражены в рекомендациях профильных экспертов и исследователей.

Первым критическим шагом является развитие кадрового потенциала и экспертной культуры. Необходимо проводить системное обучение и повышение квалификации с учётом ролей – архитекторов, инженеров, BIM‑менеджеров. Это не только устраняет дефицит специалистов, но и формирует среду обмена знаниями [2, с. 266].

Параллельно важно внедрять BIM-процессы как часть общей стратегии компании. Это требует создания внутренней BIM-стратегии с распределением обязанностей, регламентами CDE и адаптацией под ISO 19650. Такой подход помогает преодолеть фрагментацию данных и неэффективное взаимодействие между дисциплинами.

Технический аспект включает тщательно подобранное программное обеспечение: фирмы проводят пилотные проекты и оценивают инструменты (Revit, ArchiCAD, InfraWorks) с фокусом на долгосрочные потребности. Это позволяет избежать избыточных затрат и неэффективности.

Некоторым организациям помогает внедрение поэтапного перехода: сначала BIM на одном направлении, затем междисциплинарная коллаборация, и наконец полный переход к интеграции (Stage 2 и Stage 3 по Succar).

Немаловажно подкреплять внедрение BIM наглядными бизнес-кейсами. Успешные примеры демонстрируют сокращение сроков строительства, выявление коллизий и оптимизацию количеств работ через прямое сравнение 4D/5D-моделей с традиционными процессами.

Также эффективной становится адаптация государственных стимулов: включая BIM в обязательную экспертизу проектной документации, поддержку отечественного ПО и развитие нормативной базы.

Суммируя, путь оптимизации подразумевает синергетический подход: развитие компетенций, качественная внутренняя организация, тестирование технологий, демонстрация эффектов и поддержка со стороны власти. Именно такое сочетание позволяет вывести предпроектную и проектную стадии на качественно новый уровень, снизить риски, сократить расходы и повысить устойчивость капитального строительства.

В сентябре 2016 года министр М. Мень объявил обязательное применение BIM‑технологий на всех государственных строительных проектах в России с 2018 года. В качестве аргумента приводился опыт Великобритании, где использование BIM‑уровня 2 помогло снизить затраты на строительство примерно на 30%. Это стало первой национальной инициативой по масштабному внедрению BIM в российском государственном секторе [4].

В 2017 году консорциум из более 600 участников (архитекторы, инженеры, подрядчики) принял участие в исследовании уровня применения BIM в России. Результаты показали, что около 80% компаний использовали BIM на этапе проектирования, при этом лишь 15% применяли технологию на этапе строительства и всего 5% на этапе эксплуатации. Это подчеркнуло узкую специализацию внедрения и дефицит интегрированного подхода на протяжении жизненного цикла объекта.

Кейс внедрения отечественных BIM‑решений в 2017 году также демонстрируется на примере применения системы Renga совместно с КОМПАС‑3D архитектурной компанией из Белоруcсии. Проект реконструкции здания военного госпиталя №432 в Минске был полностью создан в BIM: архитектурная, конструктивная и инженерная модели разработаны, выявлены ошибки в исходной документации из AutoCAD, и подготовлена сдача всех разделов по СПДС. Опыт показал, что интуитивно-понятный интерфейс и минимальные сроки обучения позволили успешно выполнить BIM-проект без значительных затрат на переподготовку кадров [3].

Для эффективного развития цифровизации в строительной отрасли и преодоления выявленных барьеров необходима комплексная трансформация государственной политики и подходов строительных компаний. На государственном уровне ключевым приоритетом должно стать формирование устойчивой нормативной и институциональной базы, поддерживающей внедрение технологий информационного моделирования (BIM) на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства. Важным шагом является расширение практики обязательного применения BIM в государственных проектах не только на стадии проектирования, но и на этапах строительства и эксплуатации, с параллельным включением требований к цифровой модели в государственные строительные нормативы и правила (СП, ГОСТ, ТР).

Также необходимо усилить поддержку профессионального образования: развивать программы подготовки BIM-менеджеров, архитекторов и инженеров с навыками цифрового моделирования в вузах, колледжах и системе дополнительного образования. Государству следует стимулировать создание центров компетенций и проведения пилотных проектов, включая субсидии на внедрение BIM для региональных компаний и малого бизнеса, которые ограничены в ресурсах.

Существенным элементом является развитие открытых платформ и единых цифровых сред, доступных для проектировщиков и строителей, с внедрением стандартов обмена данными (IFC, COBie) и цифровых архивов инженерной информации. Это позволит устранить фрагментарность данных, упростить экспертизу и обеспечить прослеживаемость решений.

Со стороны строительных компаний приоритетом должно стать формирование BIM-стратегии внутри организации – с определением зон ответственности, процедур обмена данными, обучением сотрудников и внедрением программного обеспечения. Компании должны переходить от разовых проектов к системному использованию BIM, включая взаимодействие со смежными дисциплинами, интеграцию моделей, количественный анализ и разработку цифровых двойников.

Кроме того, важно активизировать сотрудничество бизнеса, вузов и государства в области стандартизации, апробации новых инструментов и разработке регламентов. Только согласованные усилия всех участников процесса – от проектировщиков и застройщиков до экспертов, органов надзора и регулирующих инстанций – позволят перейти от формального внедрения технологий к реальному повышению эффективности и качества капитального строительства.

Выводы

Таким образом, эффективность капитального строительства в значительной степени зависит от качества предпроектной проработки и инженерных изысканий. Внедрение современных цифровых инструментов, прежде всего BIM, CDE и GIS, обеспечивает принципиально новый уровень точности, координации и устойчивости проектных решений. Однако распространению этих подходов препятствуют дефицит квалифицированных кадров, отсутствие единой нормативной среды, низкая мотивация участников и недостаточная техническая инфраструктура. На основании обобщения практических кейсов и экспертных оценок предложены меры по оптимизации: поэтапное внедрение BIM, развитие профессионального образования, государственная поддержка пилотных проектов и создание единой цифровой среды данных.

Для достижения устойчивых результатов необходима скоординированная политика, объединяющая усилия государства, бизнеса и научно-образовательного сообщества, что позволит обеспечить переход строительной отрасли к цифровому управлению жизненным циклом объектов.

Список литературы

  1. Баранник С.В. Применимость BIM-технологий в дорожной отрасли // САПР и ГИС автомобильных дорог. – 2015. – № 1(4). – С. 24-28.
  2. Гуринов А.И. Управление жизненным циклом здания на основе информационного моделирования и задачи подготовки кадров // Вестник гражданских инженеров. – 2015. – № 5(52). – С. 264-272.
  3. Кейс: Применение BIM-системы Renga для создания проекта реконструкции здания управления военного госпиталя в Минске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rengabim.com/experience-of-users/kejs-primenenie-bim-sistemy-renga-dlya-sozdaniya-proekta-reconstrukcii-zdaniya-upravleniya-voennogo-gospitalya-v-minske.
  4. BIM in Russia is compulsory in all construction projects after 2018 – Geospatial World [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://geospatialworld.net/news/russia-make-bim-compulsory-construction-projects-2018.
  5. Building Information Modelling: Point of Adoption [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/301815129_Building_Information_Modelling_Point_of_Adoption.

Поделиться

Мамаев О. А. Комплексная предпроектная проработка, инженерные изыскания и проектирование капитального строительства: современные подходы, проблемы и пути оптимизации // Результаты прикладных и поисковых научных исследований в сфере естествознания и технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 декабря 2019г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. URL: https://apni.ru/article/244-kompleksnaya-predproektnaya-prorabotka-inzhenernye-izyskaniya-i-proektirovanie-kapitalnogo-stroitelstva-sovremennye-podhody-problemy-i-puti-optimizaczii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «undefined»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (264)

Прием материалов

19 июля - 25 июля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

30 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа