Главная
АИ #1 (4)
Статьи журнала АИ #1 (4)
Моделирование одной антагонистической позиционной дифференциальной игры

Моделирование одной антагонистической позиционной дифференциальной игры

Рубрика

Математика

Ключевые слова

динамический объект
управление
помеха
дифференциальная игра
экстремальный сдвиг

Аннотация статьи

Рассматривается задача об оптимальном управлении по принципу обратной связи для конкретной конфликтно-управляемой динамической системы при неполной информации о действующих помехах. Критерий качества процесса управления выбирается в виде функционала, зависящего от движения объекта и реализаций управлений и помех. Для конструирования оптимальных алгоритмов управления используется метод экстремального сдвига. Приводятся результаты численной симуляции процесса.

Текст статьи

Введение. Рассматриваемая задача на минимакс максимин критерия качества, зависящего от движения конкретного механического объекта и реализаций управления и помехи на заданном отрезке времени трактуется как антагонистическая дифференциальная игра двух лиц в рамках концепции екатеринбургской школы по оптимальному управлению Н.Н. Красовского [6, 7, 9]. Работа продолжает исследования авторов [4, 5].

Движение объекта. Рассмотрим точку единичной массы, двигающуюся в горизонтальной плоскости {q1, q2} под действием сил u  и υ. Тогда уравнение движения в форме второго закона Ньютона имеет вид

q=u+υ, (1)

P={u: ||u||=(u12+u22)1/2≤2},  u∈P, (2)

где q – двумерный вектор, u и υ – векторные управляющие воздействия, удовлетворяющие условиям:

Q={υ: ||υ||=(υ1222)1/2≤1},  υ∈Q. (3)

Задача. Критерий качества. Рассматривается задача [1-9] об управлениях u и помехах υ, которые соответственно минимизируют-максимизируют величину критерия качества процесса управления [4, 5, 9], заданного в виде функционала

, (4)

где uυ› = u1⋅υ1+u2⋅υ2,  ||q[ϑ]|| = (q12[ϑ] + q22[ϑ])1/2, t0≤t*≤ϑ,  t0=0,  ϑ=2.

Приведем систему (1) к нормальному виду

x1=x3

x2=x4

x3=u11

x4=u22.

(5)

Тогда функционал γ (2) примет вид

 (6)

В соответствии с известными результатами [3, 4, 7, 9] рассматриваемая дифференциальная игра для системы (5) с функционалом (6) имеет седловую точку {u0(⋅), υ0(⋅)} и цену ρ0(t, x). При этом стратегии u0(⋅)=u0(t, x, ε) и υ0(⋅)=υ0(t, x, ε), составляющие седловую точку, строятся конструктивно по известной цене игры ρ0(t, x).  Дифференциальная игра для - объекта (5) с критерием качества γ (6) принимает вид для нелинейного объекта с расширенным фазовым вектором

x={x1,..,x5}

и критерием качества

γ=γ(x[t0[⋅]ϑ] = {x[t], t0≤t≤ϑ|}),

где

x1=x3

x2=x4

x3=u11

x4=u22

x5=‹u⋅υ› = u1υ1+u2υ2.

(7)

Критерий качества γ имеет вид

γ=γ(x[t0[⋅]ϑ]) = ϕ(x[ϑ])+x5[ϑ]. (8)

и критерий качества (9) является позиционным функционалом [5].

Используя метод верхних выпуклых оболочек [9], получаем, что цена ρ0(ti, x[ti]) дифференциальной игры определяется по формуле

ρ0(ti, x[ti]) = ρ0(ti, x[ti])+x5[ti]. (9)

Cогласно [9], имеем

  (10)

где

 (11)

 

По известной цене игры ρ0(ti, x[ti]) будем строить стратегии u0(⋅)=u0(t, x, ε) и υ0(⋅)=υ0(t, x, ε) в соответствии с конструкциями экстремального сдвига на сопутствующие точки из работы авторов [4, с. 9].

Пусть реализовалась позиция {ti, x[ti]. В данном примере сопутствующие точки [4, с. 10] будем искать следующим приближенным способом. А именно, вместо того, чтобы искать точки, в которых достигается минимум и максимум цены дифференциальной игры ρ0(ti, x[ti]) в моменты ti,  i=1,...,k в схеме управления по принципу обратной связи ([4], рис. 1) при достаточно малом ε>0 будем просто искать точки пересечения с границей области Κ(ε) ([4], рис. 2) вектора градиента su[ti]=[gradxρ0(ti, x)]x[ti] и вектора sυ[ti], противоположного градиенту. При этом, было доказано в [9], что оптимальные стратегии
u0(⋅) и υ0(⋅) от величины x*5 не зависят.

Имеем

 (12)

Таким образом, оптимальная стратегия u0(⋅)=u0(t, x, ε) есть правило, которое любой возможной позиции {t*, x*}  ставит в соответствие вектор u0={u10, u20} ∈ P (2), удовлетворяющий условию

 (13)

где

su[t]= r0(ϑ-ti)⋅(x1[ti]+x3[ti](ϑ-ti)) / k[ti],

sυ[ti]=r0(ϑ-ti)⋅(x2[ti]+x4(ϑ-ti)) / k[ti],  y[ti]=1, (14)

здесь r0 – максимизирующее значение для (10), и

k[ti]=((x1[ti]+x3[ti](ϑ-ti))+ (x2[ti]+x4(ϑ-ti))2)1/2. (15)

Оптимальная стратегия υ0(⋅)=υ0(t, x, ε) есть правило, которое любой возможной позиции {t[ti], x[ti]} ставит в соответствие вектор υ0={υ10, υ20} ∈ Q (3), удовлетворяющий условию

 (16)

При этом управления u0[ti[⋅]ti+1) = {u0[t] = u0[ti] ∈ P, t≤ t≤ ti+1, i=1,…, k} и υ0[ti[⋅]ti+1) = {υ0[t] = υ0[ti] ∈ Q, ti ≤ t ≤ ti+1} определяются следующими формулами:

 (17)

 (18)

В (17) и (18) t∈ Δδ{ti},  i=1,…, k+1, где Δδ{ti} разбиение отрезка времени [t0, ϑ]  точками ti, так что

ti+1-ti≤δ. (19)

Численный эксперимент. Приводятся результаты численного эксперимента при следующих исходных данных: t*=0,  x*1=4.0,  x*2=3.0,  x*3=2.0,  x*4=1.0,  ϑ=2.0, δ=0.001. При этих данных цена игры ρ0(t*, x*)=6.601. На рисунке 1 приведена траектория движения объекта при u(⋅)=u0(⋅) и υ(⋅)=υ0(⋅). Здесь получили γ≅ρ0(t*, x*)=6.602. На рисунке 2 – траектория движения при u(⋅)=u0(⋅) и υ[t]={υ1[t]=cosπt, υ2[t]=sinπt}, t≤ t ≤ ϑ, т.е. υ(⋅)≠υ0(⋅). Здесь получили γ=6.085<ρ0(t*, x*)=6.601. На рисунке 3 – траектория движения при υ(⋅)=υ0(⋅) и u[t]={u1[t]=2cosπt, u2[t]=2sinπt},  t*≤t≤ϑ, т.е. u(⋅)≠u0(⋅). Здесь получили γ=8.302>ρ0(t*, x*)=6.601.

Рис. 1. u – оптимальное, υ – оптимальное

Рис. 2. u – оптимальное, υ1=cos(π t),  υ2=sin(π t)

Рис. 3. υ – оптимальное, u1=2cos(π t),  u2=2sin(π t)

Результаты проведенного эксперимента полностью согласуются с теорией.

Список литературы

  1. Айзекс Р. Дифференциальные игры. – M.: Мир, 1967.
  2. Красовский А.А., Красовский А.Н. Нелинейная позиционная дифференциальная игра в классе смешанных стратегий // Тр. МИАН, 277, МАИК, – М., 2012.
  3. Красовский А.Н. О позиционной дифференциальной игры // Докл. АН СССР. 1981. Т. 257. № 4.
  4. Красовский А.Н., Куанышев В.Т. Метод экстремального сдвига для оптимального управления в позиционной дифференциальной игре // Актуальные исследования. 2019. № 1.
  5. Красовский А.Н., Куанышев В.Т. Обратная связь в задачах позиционного минимаксного управления // Естествознание, техника, технологии: современные парадигмы и практические разработки: сб. материалов международной научн.-практ. конференции, г. Белгород, 30 октября 2019 г. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований, 2019.
  6. Красовский Н.Н. Теория управления движением. – М.: Наука, 1968.
  7. Красовский Н.Н. Управление динамической системой. Задача на минимум гарантированного результата. – М.: Наука, 1985.
  8. Понтрягин Л.С., Болтянский В.Г., Гамкрелидзе Р.В., Мищенко Е.Ф. Математическая теория оптимальных процессов. – М.: Физматгиз, 1961.
  9. Krasovskii A.N., Krasovskii N.N. Control Under Lack of Information. Boston: Birkhauser, 1994.

Поделиться

3828

Красовский А. Н., Куанышев В. Т. Моделирование одной антагонистической позиционной дифференциальной игры // Актуальные исследования. 2020. №1 (4). С. 6-10. URL: https://apni.ru/article/271-modelirovanie-odnoj-antagonisticheskoj-pozitsi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января