Автор(-ы):
Чумаченко Евгения Юрьевна
Старченко Татьяна Сергеевна
Ломоносова Зоя Викторовна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставления его с уже имеющимися знаниями по принцип ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к занятиям. Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции удерживается в памяти прочнее, дольше.
Текст статьи
Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива [5, c.41]. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [6, c.23]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания является мнемотехника, которую можно широко использовать в работе с дошкольниками [7, c.14].
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Как известно, при решении задач по развитию речи у дошкольников возникают следующие трудности:
Решению вышеперечисленных трудностей способствует использование мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи [8, c.7].
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
Мнемотехника предполагает решение не только задач по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук, но ряд задач по развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование ее из символов в образы. Непосредственно образовательная деятельность с применением приема мнемотехники состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ или рассказывание с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.
Использование мнемотехники предполагает следующую последовательность в работе:
Дидактический материал по мнемотехнике может быть представлен в форме мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией; мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно; мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация (рис.).
Рис.
Можно сказать, что использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру. Кроме того, нам удается успешно решать следующие задачи:
Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
Таким образом, умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Подводя итоги можно констатировать следующее:
Список литературы
Поделиться
Чумаченко Е. Ю., Старченко Т. С., Ломоносова З. В. Развитие связной речи посредством мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2021. №30 (57). С. 67-70. URL: https://apni.ru/article/2733-razvitie-svyaznoj-rechi-posredstvom-mnemotekh