Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива [5, c.41]. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [6, c.23]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания является мнемотехника, которую можно широко использовать в работе с дошкольниками [7, c.14].
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Как известно, при решении задач по развитию речи у дошкольников возникают следующие трудности:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
- бедность речи;
- недостаточный словарный запас;
- неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, или, наоборот, дать развернутый ответ;
- отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихотворений.
Решению вышеперечисленных трудностей способствует использование мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи [8, c.7].
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
- Развивать связную и диалогическую речь.
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
- Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Мнемотехника предполагает решение не только задач по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук, но ряд задач по развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование ее из символов в образы. Непосредственно образовательная деятельность с применением приема мнемотехники состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ или рассказывание с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.
Использование мнемотехники предполагает следующую последовательность в работе:
- введение элементов, символов (формы, величины, действия);
- использование опорных схем на всех видах непосредственно образовательной деятельности (для выработки у ребенка привыкания, понимания, что символ универсален);
- введение отрицаний;
- сочетание символов, чтение их цепочки;
- самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество;
- творческое создание детьми опорных схем.
Дидактический материал по мнемотехнике может быть представлен в форме мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией; мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно; мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация (рис.).
Рис.
Можно сказать, что использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру. Кроме того, нам удается успешно решать следующие задачи:
- умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- формирование первичных представлений о себе, обществе, мире и природе.
- овладение универсальными предпосылками учебной деятельности-умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты,
- придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень.
Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Таким образом, умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Подводя итоги можно констатировать следующее:
- необходима поэтапная работа по обучению детей рассказыванию на занятиях и в свободной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей;
- использование воспитателем или учителем-логопедом разнообразных методов и приемов обучения позволяют педагогам совершенствовать и качественно улучшать связную речь у детей старшего дошкольного возраста.