На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна, особенно в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [4, с. 12].
В настоящее время идет поиск эффективных путей коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с разными речевыми нарушениями. Важную роль в решении данной проблемы играет создание необходимых условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ТНР. Установлено, что наиболее интенсивно и ярко они начинают проявляться у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, т. к. данный возраст является сензитивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности. Все вышесказанное подтверждает социальную значимость развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности.
В процессе организации театрализованной деятельности у детей развиваются: организаторские умения и навыки; совершенствуются формы, виды и средства общения; складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом; приобретаются коммуникативные умения и навыки, что особо важно для детей с речевыми нарушениями [3, с. 56].
Однако одним из важнейших условий развития творческих способностей детей дошкольного возраста является развитие конструктивного взаимодействия с семьей (в соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса). Целью такого взаимодействия является установление партнерских отношений участников педагогического процесса, сплочение детей и родителей, родителей и педагогов. Обновление системы дошкольного образования в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (ФГОС п. 3.2.5.) Таким образом, взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью процесса развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ТНР [4, с. 62].
В рамках развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ТНР посредством театрализованной деятельности, перед педагогом стоит задача: раскрыть перед родителями важные стороны творческого развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства посредством театрализованной деятельности [2, с. 104].
Для достижения поставленной цели эффективными являются следующие формы взаимодействия с семьями:
- анкетирование: выявления у родителей интереса к театрализованной деятельности и значимости театральных представлений для развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ТНР;
- наглядное информирование: брошюры, памятки, рекомендации о значении участия родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста с ТНР посредством театрализованной деятельности (например, «Что такое театрализованная деятельность?», «Театр дома» и др.);
- консультирование: приобщения родителей к, театральной деятельности через индивидуальные и групповые консультации (например, «Театр в жизни ребенка», «Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности», «Как устроить домашний театр для детей» и др.);
- беседы: привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к спектаклю (например, «Театр своими руками», «Роль семьи в организации театрализованной деятельности» и др.);
- участие родителей в спектаклях и театрализованных играх: приобщение родителей к исполнению определенных ролей, в разработке сценария спектакля и т.д.;
- проектная деятельность: создание семейных проектов театрализованных представлений и их демонстрация.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют эффективной коррекции речевых нарушений. Эффективные формы взаимодействия с семьей дают возможность раскрыть перед родителями важные стороны творческого развития ребёнка с нарушениями речи посредством театрализованной деятельности и привлечь родителей к активному участию.