Изучение студентами аграрного вуза белгородской региональной системы дополнительного образования

В статье автор характеризует учебный курс «Основы организации системы дополнительного профессионального образования», который преподается студентам аграрного университета, обучающимся по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». Автором делается акцент на использование региональных материалов в практической работе со студентами Белгородского ГАУ.

Аннотация статьи
учебный курс
региональный компонент
подготовка студентов
дополнительное образование
белгородоведение
Ключевые слова

В подготовку студентов экономического факультета Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина несколько лет назад введен вариативный курс «Основы организации системы дополнительного профессионального образования». Его изучают студенты по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Эти студенты бакалавриата – будущие специалисты по профессиональному образованию, в перспективе – преподаватели организаций среднего профессионального образования.

Цель и задачи нового учебного курса определены ее рабочей программой, разработанной преподавателями кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородского ГАУ. Целями учебного курса являются: изучить специфику организации и основы построения педагогического процесса в дополнительном профессиональном образовании; сформировать у студентов представления о различных формах, методах и средствах обучения и специфики их использования в дополнительном профессиональном образовании. Среди основных задач кафедрой вуза определены следующие: учить студентов использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в системе дополнительного профессионального образования; уметь анализировать инновационные подходы к построению дополнительного профессионального образования; анализировать различные источники информации, необходимые педагогу дополнительного образования для решения профессиональных задач; познакомить с основами построения социального партнерства при организации дополнительного образования. Результатом изучения дисциплины является формирование у студентов комплекса профессиональных компетентностей.

Содержание учебного курса ООС ДПО содержит следующих три модуля: 1. История дополнительного образования в России. 2. Механизм функционирования системы ДПО в современных условиях. 3. Система ДПО и организация досуговых мероприятий.

Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина тесно связан со всем агропромышленным комплексом Белгородчины, целенаправленно готовит специалистов для нашего региона, поэтому преподавание специальных дисциплин адаптировано с нашими белгородскими реалиями. В этом же направлении реализуется и дисциплина «Основы организации системы дополнительного профессионального образования».

На кафедре профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин оборудован для этого специализированный кабинет по истории и краеведению, фотоматериал об исторических раритетах Белгородчины богато представлен на коридорных экспозициях. Факультетские мини-музеи и исторические экспозиции, аллея лауреатов премии В.Я. Горина, музей истории Белгородского ГАУ, мемориальные доски в память выдающихся ученых-аграриев также составляют положительную образовательную среду для духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи на положительных региональных примерах, повышения качества образовательного процесса, развития интереса к выбранной профессии.

Учебный курс «Основы организации системы дополнительного профессионального образования» преподаётся на региональной основе. В качестве регионального примера в курсе ООС ДПО рассматривается деятельность Института переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса (ИППККА), являющегося структурным подразделением Белгородского ГАУ. Этот институт работает по пяти основным направлениям:

  1. Профессиональная переподготовка руководителей и специалистов.
  2. Повышение квалификации на краткосрочных курсах по разным категориям специальностей.
  3. Проведение семинаров по актуальным вопросам развития АПК.
  4. Информационно-консультационная деятельность по заявкам АПК.
  5. Научно-исследовательская деятельность в рамках научных исследований университета и совместно с профессорско-преподавательским составом кафедр, лабораторий и других подразделений вуза.

В рамках преподавания курса ООС ДПО стало доброй традицией проводить в Институте переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса практический семинар для студентов. В работе мартовского семинара приняли участие директор ИППККА, кандидат биологических наук А.В. Косов, заместитель директора по учебной работе профессор В.Г. Азаров, заведующий кафедрой профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин, доцент Н.Н. Никулина.

Студенты познакомились с историей создания ИППККА как структурного подразделения университета, с современной структурой института. Третьекурсники посетили учебные аудитории института, компьютерные классы, актовый и конференц-залы, познакомились с материальной базой, условиями учёбы и проживания курсистов. В конференц-зале института состоялся заинтересованный разговор о значении непрерывного образования в области АПК для развития современного общества и кадрового потенциала Белгородского региона. Руководители института обстоятельно ответили на вопросы студентов о дистанционной работе с курсистами, об оплате курсов, о выездных семинарах, стажировке слушателей, сотрудничестве с именитыми учёными и организациями АПК Белгородской области.

Вторым направлением в изучении дополнительного профессионального образования региона является изучение дополнительных образовательных услуг в организациях СПО и вузов Белгородчины. Это знакомство в первую очередь связано с изучением деятельности организаций СПО города Белгорода – колледжей и техникумов, в которых проходят учебную, производственную и преддипломную практику наши студенты – будущие преподаватели экономических и технологических курсов в СПО. Такими организациями для студентов являются ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж», ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания», ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг», ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж», АГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум».

На региональной основе студенты практически знакомятся с предпрофессиональным образованием в Белгородской области. В программу курса ООС ДПО включены такие учреждения, как детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва, а также организации дополнительного образования в области искусств – художественные, музыкальные, хоровые школы и школы искусств.

С деятельностью спортивных школ и школ искусств Белгорода студенты знакомятся по материалам сайтов образовательных организаций дополнительного образования, а также при посещении отдельных учреждений, встреч с педагогами дополнительного образования. Социальное партнерство с такими организациями сложилось на уровне личных контактов преподавателей.

Стали обязательными занятия на основе социального партнёрства с Белгородским детским эколого-биологическим центром, Борисовским домом ремёсел, Белгородской детской художественной школой, преподавателями ИЗО и ДПИ Педагогического института НИУ «БелГУ». До выхода (поездки) в конкретное учреждение дополнительного образования студенты предварительно знакомятся с сайтом образовательной организации, направлениями деятельности, кадровым составом и контингентом обучающихся. Предварительная самостоятельная работа позволяет студентам быть более активными во время встреч с педагогами дополнительного образования и на других совместных с ними мероприятиях.

Ежегодно на кафедре профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородского ГАУ проводятся мастер-классы с педагогами дополнительного образования детей на тему «Предпрофессиональное образование в области декоративно-прикладного искусства. Методика проведения занятий с обучающимися». Для проведения мастер-классов в 2021 году были приглашены доцент, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства Педагогического института НИУ «БелГУ» Е.В. Иващенко и Е.А. Иванов – член Союза ремесленников, народный мастер Белогорья, преподаватель МБУ ДО «Детская художественная школа города Белгорода». Под руководством педагогов-мастеров студенты изготовили глиняную звуковую игрушку «Петушок» Борисовского района Белгородской области и русскую народную обереговую куклу из ткани «Веснянка», узнали виды народных изделий и технологии работы с глиной и тканью.

На примере мастер-классов студенты практически познакомились с организацией и методикой проведения занятий в системе дополнительного образования детей по ДПИ, оценили возможности применения принципа социального партнерства в реализации учебной дисциплины в вузе. На мастер-классах студенты с большим интересом рассматривали экспонаты авторских выставок педагогов-мастеров «Русская народная кукла», «Мир вязаной куклы» (Е.В. Иващенко) и «Борисовская глиняная игрушка», «Художественное вырезание из бумаги» (Е.А. Иванов). Педагоги обстоятельно ответили на вопросы студентов по технике и технологии изготовления предметов русских народных промыслов, особенности работы белгородских мастеров.

Кафедра профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин, проводя такие встречи для повышения качества подготовки специалистов, также способствует воспитанию у студентов уважительного отношения к русской народной культуре, приобщают молодёжь к русским народным традициям и обычаям.

Важное место в преподавании учебных курсов наряду с аудиторной работой занимает самостоятельная работа студентов. Формирование самостоятельности как качества личности является актуальной задачей современной как общеобразовательной, так и профессиональной, высшей школы. Особенно остро вопрос о самостоятельной работе встал в период пандемии. Разработанные виды самостоятельной работы студентов по курсу ООС ДПО стали основной частью рабочей тетради для студентов дневной и заочной форм обучения.

Одной из самостоятельных творческих работ для студентов является сочинение на тему «Я и дополнительное образование». Студентам предлагается примерный план этой работы, который включает описание занятий в кружках, секциях, дополнительном образовании, начиная с детского сада. Подготовленные студентами сочинения обсуждаются в аудитории. Для преподавателя и студентов академической группы – это и момент откровения, и момент открытия студента – его жизненного опыта, интересов, достижений. Как преподаватель, очень ценю это занятие – ты видишь другую сторону жизни студента. Если это студенты заочной формы обучения, то это вообще своеобразное «открытие студента», его профессиональной занятости, смены профессий, мобильности и поиска студентом «себя».

В завершении укажем, что представленные выше материалы отражены в учебно-методическом обеспечении учебной дисциплины ООС ДПО с использованием региональных материалов. Этот комплекс составили учебные пособия, методические рекомендации и рабочая тетрадь по дисциплине для самостоятельной работы студентов в условиях удалённого обучения [3, 4, 5].

Хочется несколько подробнее охарактеризовать первое учебно-методическое пособие «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в современной школе (региональный аспект)». Оно подготовлено для студентов двух вузов Белгородчины – Белгородского аграрного университета и для студентов Педагогического института Белгородского национального исследовательского университета. Учебное издание включает достаточно объёмный модуль «Региональный опыт комплексного применения средств внеурочного и дополнительного образования в воспитании и развитии обучающихся по интегрированному курсу «Белгородоведение» [2, с. 107-142]. Обновлённый вариант интегрированного курса «Белгородоведение» активно внедряется в образовательных организациях Белгородской области с 2014 года в урочной и внеурочной деятельности на всех этапах основного образования, в работе со студентами СПО и вузов. Региональный материал используется как обогащающая учебный процесс структурная составляющая, активно способствующая социокультурному развитию обучающихся.

Апробированный в течение нескольких лет учебно-методический комплекс по «Основам организации системы дополнительного профессионального образования» позволяет усилить психолого-педагогическую подготовку будущих преподавателей СПО в нашем вузе, более качественно подготовить бакалавров для осуществления учебно-методической работы с обучающимися в СПО в рамках как основного, так и дополнительного образования с учётом реалий Белгородской области.

Текст статьи
  1. Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я.Горина. Официальный сайт.
  2. Иващенко Е.В., Стручаева Т.М. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в современной школе (региональный аспект): Учебно-методическое пособие. – Белгород: Издательство ООО «ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2021. – 162 с.
  3. Стручаева Т.М. Основы организации системы дополнительного образования. Учебное пособие для студентов по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» / Т.М. Стручаева. – п. Майский: Изд-во Белгородского ГАУ имени В.Я. Горина, 2018. - 185 с.
  4. Стручаева Т.М. Основы организации системы дополнительного образования. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» / Т.М. Стручаева. – п. Майский: Изд-во Белгородского ГАУ имени В.Я. Горина, 2019. - 63 с.
  5. Стручаева Т.М. Основы организации системы дополнительного образования. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». – п. Майский, Белгородский ГАУ имени В.Я. Горина, 2021. (электронный вариант).
Список литературы