Использование QR-кодов в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье раскрываются инновационные возможности использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются преимущества QR-кодов в логопедической практике. Статья содержит в себе теоретический и практический опыт.

Аннотация статьи
дети дошкольного возраста
тяжелые нарушения речи
QR-код
коррекция звукопроизношения
информационно-коммуникационные технологии
Ключевые слова

В последнее время в нашей стране наблюдается значительное увеличение числа детей, имеющих тяжелые речевые нарушения (ТНР). Исследования последних лет свидетельствуют о том, что нормы развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут самостоятельно пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ поступают свыше 52% детей с нарушением звукопроизношения [3, с. 12].

Современные условия жизни диктуют необходимость внедрения принципиально новых технологий в коррекционно-развивающую деятельность. Наряду с устоявшимися формами коррекционной работы разрабатываются и внедряются инновационные технологии, которые повышают уровень оказания логопедической помощи детям с ТНР.

В настоящее время активно реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в ДОО и повысить его эффективность.

Следует отметить, что развитие компьютерных и мобильных технологий является неотъемлемой частью жизни современных детей и обуславливает необходимость применения этих технологий в логопедической работе с детьми [1, с. 32].

Так, использование QR-кодов в логопедической практике показала большую эффективность в коррекции звукопроизношения у детей за счет активизации познавательного интереса дошкольников, а также эффективного использования потенциала мобильных устройств.

Решение этой задачи требует сравнительно небольших организационных усилий со стороны логопеда. QR-код представляет собой двухмерный штрих-код (2D штрих-код), представленный в виде черных квадратов, расположенных в квадратной сетке на белом фоне, который может содержать в себе различную информацию и распознаваться с помощью специальных устройств и программного обеспечения для обработки изображений, таких как камера или мобильное приложение. Достаточно навести ее на код и на экране появится его содержимое. Нужно лишь установить на мобильный телефон небольшую свободно распространяемую программу для чтения QR-кодов. Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play Маркет или App Store. Для этого в поисковике вводятся сочетания «распознать qr код», «сканировать код» [4, с. 109].

Процесс создания QR-кодов не составляет никакого труда. Нужно лишь определиться с тем, какую информацию нужно закодировать (ссылка на сайт, изображение, текст, визитная карточка, sms-сообщение, тест, игра и др.), выбрать размер кода и запустить генератор (https://ru.qr-code-generator.com). Зашифрованная информация может быть расшифрована с помощью смартфона или планшета с установленным приложением. Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия:

  1. Скачать генератор QR-кодов в любой поисковой.
  2. Из предложенных вариантов, выбрать тот тип информации, который необходимо закодировать (текст, изображение, звук).
  3. Ввести информацию, которую необходимо закодировать.
  4. Кнопка «Создать», код готов.

Использование QR-кода в коррекции звукопроизношения позволяет включать большой объем данных, характеризуется простотой в чтении и сканировании, позволяет моментально переводить информацию в электронный вид, выполнять необходимые задания. Создание QR-кода является общедоступным: в интернете находится большое количество программ, позволяющих закодировать любой текст. В соответствующих полях необходимо ввести нужную информацию, нажать кнопку «создать код», после чего в указанном поле появится соответствующий QR-код. Полученный результат может быть сохранен как изображение или в виде постоянной ссылки на него и впоследствии размещен в любом необходимом месте [2, с.974].

В процессе коррекционно-развивающей работы активно используется цикл «Автоматизация поставленных звуков с помощью QR-кодов».

В процессе подготовки к автоматизации поставленных звуков логопедом генерируются и распечатываются карточки QR-кодов с зашифрованным материалом: лабиринты, скороговорки, тексты для пересказа и т.д. Ребёнок самостоятельно выбирает карточку, сканирует QR-код с соответствующей карточки с помощью планшетного компьютера (или смартфона) с установленным приложением для сканирования QR-кодов и проговаривает необходимый речевой материал. Для примера приведем несколько вариантов (рис. 1, 2, 3).

Рис. 1. Зашифрованная скороговорка на автоматизацию звука [Р]

Использование скороговорок повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.

Рис. 2. Лабиринт на автоматизацию звука [Р]

Для автоматизации звуков используются различные игры, в том числе и тренажеры-лабиринты. Предлагаемый материал способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук, активизация памяти, внимания, мышления.

Рис. 3. Пересказ рассказа «Воробей на крыше» на автоматизацию звука [Р]

При обучении пересказу детей с ТНР эффективно с опорой на иллюстративный материал, который также кодируется в QR-код. Сначала дети пересказывают текста по частям, потом постепенно переходят к пересказу нескольких фрагментов и текста в целом.

Таким образом, применение мобильных технологий с использованием QR-кодирования в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР позволяет повышать эффективность автоматизации поставленных звуков, интерес детей, развивать самостоятельность, обучать работе с различными источниками, что в свою очередь значительно влияет на успешность обучения детей с данной категории.

Текст статьи
  1. Комарова, Т.С., Комарова, И.И., Туликов, А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. - 128 с.
  2. Логинова А.В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе // Молодой ученый. – 2015. - № 8. - С. 974-976.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2018. – 320 с.
  4. Николаенко Г.А., Евсикова Е.В. Перспективы использования QR-кодировки в академической сфере // Социология науки и технологий. 2015. - Т. 6. № 2. – С.109-118.
Список литературы