Главная
АИ #36 (63)
Статьи журнала АИ #36 (63)
О развитии профессионального творчества курсантов в процессе рационализаторской ...

О развитии профессионального творчества курсантов в процессе рационализаторской работы

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

профессиональное творчество
рационализаторская работа
мотивация
педагогическая модель
шестиступенческая структура
военно-научное общество

Аннотация статьи

В статье рассматриваются такие понятия как творческий процесс и творческие способности, рационализаторская деятельность, профессиональное творчество. Определена связь между наукой и рационализаторской деятельностью. Рассмотрена педагогическая модель, ее шесть значимых компонентов. Проанализированы основные закономерности профессионального творчества курсантов, источники и эффективные методы, определяющие и влияющие на его развитие. Акцентировано внимание на проблеме недостаточной изученности перспективных направлений развития профессионального творчества курсантов военных образовательных организаций в процессе рационализаторской работы.

Текст статьи

Введение. Существование человека во все времена сопровождалось творческой деятельностью. А творческий процесс в первоначальном смысле можно представить, как деятельность по созданию внутренних, материальных ценностей. Все, что есть и находится вокруг человека, среда искусственного происхождения, полезные силы, внутренние ценности - все является продуктом его творчества. Высокие творческие достижения доступны человеку при условии напряженного труда и обучения. Поэтому все рассуждения об «элитарности творчества», ненаучные теории «о врожденных талантах» необоснованны [1]. Творческий процесс.

Творческий процесс структурно содержит в себе две черты, одна из которых – интуитивная, другая – формализация интуитивно приобретенного результата.

Рассмотрим концепцию профессионального творчества для курсантов военных вузов. Она представлена как творческая деятельность, направленная на самостоятельный или коллективный поиск, разработку новых оригинальных приемов, средств, методов решения проблем в процессе обучения.

Критериями развития и поддержания приемлемого уровня профессионального творчества может быть креативность. Ученые приводят абсолютный перечень навыков, необходимых для деятельности в области науки и техники: исключительная энергичность; настойчивость; изобретательность; познавательные способности; желание обладать фактами и многие другие. В то же время творческие способности должны быть проецированы на сферу профессиональной деятельности.

Рационализаторская (инновационная) деятельность. Из большого числа видов человеческой деятельности особое место занимает инновационная деятельность. Инновационная деятельность в основном выполняет функцию совершенствования без использования основных и принципиально новых понятий и направлений. Тем не менее, связь между наукой и инновационной деятельностью очевидна. При этом в научной работе доминирует познавательная сторона процесса, тогда как рационализация, в том числе изобретательская, направлена на модификацию объектов, представляющих промышленное назначение и рыночный интерес, вследствие чего автор не нуждается в научном обосновании созданного им технического решения [2].

Обобщив имеющиеся данные о развитии профессионального творчества курсантов в процессе инновационной работы, можно продемонстрировать модель этого процесса.

Модели. Существует множество определений понятия модели, в том числе с различными популярными типами интерпретации. В нашем случае педагогическая модель – это информационно-образовательная среда, включающая в себя цели, мотивы, содержание и требования государственного образовательного стандарта, условия, средства и методы обучения, организацию контроля и управления качеством образования. Чтобы создать модель развития профессионального творчества курсантов в процессе инновационной работы, необходимо образно представить будущую систему, чтобы модель соотносилась с исходной, по степени надежности, по масштабу – максимально полно [2].

Основными задачами развития профессионального творчества курсантов военных вузов в процессе инновационной работы являются: формирование понимания необходимости самосовершенствования; формирование необходимой профессиональной среды, способствующей развитию творческого потенциала; - развитие профессионального творчества каждого учащегося на основе динамики его индивидуальных, личностных способностей; создание и организация творческой команды единомышленников.

Основными, важнейшими направлениями развития профессионального творчества в процессе инновационной работы являются поиск и создание необходимых условий для постоянного совершенствования развития творчества в выбранной профессии [3].

Шестиступенчатая структура модели способна в полной мере отразить развитие профессионального творчества курсантов в процессе инновационной работы. Средовой компонент предполагает ведение военными вузами правовых, организационных и экономических условий для развития профессионального (технического) творчества и эффективного использования объектов интеллектуальной собственности при решении насущных задач в сферах жизни. Нормативная составляющая призвана соблюдать принцип социальной справедливости и равенства, принцип соблюдения авторских прав в процессе инновационной деятельности. Документальная составляющая предполагает детальное изложение и интерпретацию различных форм процесса развития профессионального творчества курсантов в процессе рационализаторской работы.

Мотивационный компонент основан на следующих принципах: ориентация на успех, сотрудничество, самостоятельное принятие решений, системный подход и анализ и другое. Довольно важную роль при рассмотрении процесса развития профессионального творчества курсантов в процессе инновационной работы играет коммуникативно-педагогическая составляющая. Методы этой составляющей – методы коммуникативной адаптации; коммуникативная включенность; коммуникативная отстраненность; коммуникативная изоляция; коммуникативная "мобилизация" и непосредственное воздействие. Общий результат всех компонентов отражается на творчески-продуктивной составляющей. Этот компонент основан на принципе объективации творческой деятельности; принципе взаимосвязи творческой и познавательной деятельности. При поддержке субъектов разных уровней процесс развития профессионального творчества курсантов в ходе инновационной работы выражается в форме инновационной, изобретательской и патентно-лицензионной работы, самостоятельной поисковой работы, научных конференций, семинаров, совещаний, творческих семинаров, дискуссий и др. [4].

Анализ процесса развития профессионального творчества курсантов показывает, что его основные закономерности: обусловленность результатов творческой деятельности курсантов уровнем их самоорганизации и эффективности; зависимость качественных и количественных характеристик творческой деятельности курсантов от их адаптации к трудным условиям обучения в военном университете; зависимость нагрузки и интенсивности творческой деятельности в целом от индивидуальных особенностей развития личности, уровня ее активности и творчества; творческое единство деятельности в вузе; моделирование условий будущей профессиональной деятельности в процессе военно-профессиональной подготовки курсантов и др.

Источником, определяющим развитие профессионального творчества курсантов в процессе рационализаторской работы, являются присущие им противоречия: между тем, что человек знает и умеет делать, и тем, что он может быть в состоянии в процессе решения творческих задач; между необходимостью решения сложной конкретной проблемы и отсутствием опыта, систематических научных знаний для ее решения; между знанием стандартного метода решения проблемы и необходимостью творческого подхода к ее решению и т.д. [4].

На фоне общепринятых, широко известных в педагогической науке принципов развития профессионального творчества курсантов в ходе инновационной работы были выявлены новые: принцип комплексной многоуровневой ориентации на развитие, предполагающий использование вариативных комбинаций методического воздействия на обучение; принцип общественного признания результатов, отражающий обязательный учет мнений коллективов образовательных подразделений об итогах творческой деятельности их коллег; принцип справедливой оценки результатов, характеризующийся стремлением определить «реальные» результаты и достижения, полученные курсантами в процессе инновационной работы.

Развитие профессионального творчества в процессе инновационной работы может осуществляться различными методами. Выбор этих методов зависит от индивидуальных особенностей личности, условий и методического потенциала педагогического коллектива. Эффективными методами развития профессионального творчества курсантов могут быть: метод коллективного поиска идей, анализа, синтеза, моделирования, построения, прогнозирования, генерации идей, постановки проблем, метод свободных ассоциаций, гипотезы, выявления и разрешения противоречий, метод эвристических вопросов, мозговой штурм, умозаключение, интуиция, воображение, индукция, дедукция и др. [3]. Методология развития профессионального творчества курсантов в процессе рационализаторской работы реализуется комплексом основных форм. Следует считать эффективными две группы: организационно- определенные формы и формы образования. Одну из определяющих ролей в развитии профессионального творчества курсантов в период инновационной работы играет военно-научное общество (ВНО). Внутренним содержанием ВНО могут быть совместные творческие проекты курсантских подразделений, написание научных докладов по разрабатываемым вопросам, конкурсная деятельность, система грантов и преференций [4].

Вывод. Изучение направлений развития профессионального творчества курсанта перспективно, более того, необходимо при формировании как профессионала в одной или многих областях человеческой деятельности. Современная наука демонстрирует широкий спектр подходов к изучению профессионального творчества. Недостаточная изученность темы в области развития профессионального творчества курсантов в ходе инновационной работы подчеркивает необходимость более подробного изучения этой проблемы.

Список литературы

  1. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. – М., 2005. – С.165–168.
  2. Павлов, Е.А. Развитие профессионального творчества курсантов как педагогическая проблема // Сб. докладов XIII международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки». – Таганрог, 2011. – С. 296–300.
  3. Павлов, Е.А. Развитие профессионального творчества учащихся в ходе рационализаторской работы (комплексная характеристика) // Мир образования – образование в мире. – 2014. – № 2. – С. 266–270.
  4. Павлов, Е.А. Педагогические пути развития профессионального творчества курсантов в ходе рационализаторской работы // Вестник университета (ГУУ). – 2013. – № 23. – С. 279–282.

Поделиться

2012

Шестаков Д. А., Червяков И. А., Токарев Ю. В. О развитии профессионального творчества курсантов в процессе рационализаторской работы // Актуальные исследования. 2021. №36 (63). С. 96-99. URL: https://apni.ru/article/2867-o-razvitii-professionalnogo-tvorchestva-kurs

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января